 |
Избранное в Рунете
Контрдемократия: политика в эпоху недоверия
Пьер Розанваллон
В наши дни торжество демократического идеала по-прежнему неоспоримо, однако режимы, претендующие на звание «демократических», повсеместно подвергаются жесткой критике. В этом парадоксе кроется важнейшая политическая проблема современности. Иссякающее доверие граждан к лидерам и институтам, электоральный абсентеизм и низкая явка на выборы – подобным явлениям подвержены и старые, и новые демократии. Как понимать эту ситуацию, нередко описываемую как «кризис», «болезнь», «расстройство» или «деградация политики»? Французский философ и политолог П. Розанваллон предлагает иной подход к анализу демократии вообще и современной демократии в частности.
|
Избранное в Рунете
Конфуций и избирательные урны
Эндрю Натан
Начиная с середины 1980-х гг. Азию охватила так называемая «третья волна демократизации». Однако из 16 стран региона функционирующими демократиями являются только шесть. Что же мешает демократии укорениться в Азии? В своей новой книге профессор Миссурийского университета Доу Чул Шинь пытается разрешить вечный спор о совместимости традиционных азиатских ценностей и демократии, отделив мифы от фактов, а предположения от доказательств.
|
Избранное в Рунете
«Зеленое» будущее Египта
Геворг Мирзаян
Из всех стран, переживших «арабскую весну», самым большим разочарованием для Запада стал Египет, крупнейшее государство арабского мира. 70% мест в парламенте здесь получили те, кто намерен строить исламистское государство. А события августа 2012 года показали, что компромиссные модели управления на базе коалиции исламских и неисламских сил маловероятны. Сможет ли Египет избежать новой революции и большой войны?
|
Избранное в Рунете
Ближневосточные горизонты Евгения Примакова
Борис Пядышев
Одним из геополитических результатов операции США в Ираке стало превращение Ирана в региональную державу, другим - обострение суннитско-шиитских отношений. Появились контуры «шиитского пояса»: Ирак - Иран - Сирия - Ливан. Ситуация вызвала тревогу, с одной стороны, Израиля, а с другой - арабских стран Персидского залива. В новом издании своей книги академик Е.М. Примаков размышляет о главных проблемах и результатах «арабской весны», перспективах удара по ядерным объектам Ирана, расстановке сил основных акторов в регионе.
|
Специально для портала «Перспективы»
Развитие «арабской весны»: предварительные итоги
Борис Долгов
Процессы, вызванные «арабской весной» 2011–2012 гг., находятся в постоянной динамике. Настоящий этап – переходный: происходит разрушение старых властных структур и выдвижение на авансцену политического ислама. При этом отчетливо просматриваются два различных типа социально-политических изменений.
|
Избранное в Рунете
В поисках мира
Вячеслав Шацилло
Одной из самых острых и дискуссионных тем в отечественной историографии Первой мировой войны стала версия о секретных сепаратных переговорах между Россией и странами австро-германского блока. По этой версии, Николай II и императрица-немка мечтали заключить мир с родственными им династиями Гогенцоллернов и Габсбургов, хотя на этот счет не найдено ни одного документального свидетельства. Так были ли тайные переговоры между Петроградом, с одной стороны, и Берлином и Веной, с другой? А если были, то чем они закончились?
|
Избранное в Рунете
Геополитическое проектирование «большой европейской войны» в 1910-1914 гг.: российский ракурс
Ольга Павленко
На первый взгляд кажется, что тема истоков Первой мировой войны и ответственности за нее досконально исследована. Но только сопоставление деталей позволяет почувствовать ту феноменальную смесь великих иллюзий прогресса и фатального предчувствия войны, которой были проникнуты не только элитарные, но самые широкие социальные слои. Победившая Антанта объявила виновными побежденные страны. Однако более детальное изучение событий и архивов показывает, насколько тесно были переплетены интересы великих держав и как трудно провести грань между «виновными» и «безвинно пострадавшими». Данная статья написана на основе документов фонда 138 Секретного архива министра иностранных дел России.
|
Избранное в Рунете
Россия между Китаем и США
Владимир Кузнечевский
По мнению многих экспертов во всем мире борьба за власть и влияние между Китаем и США будет главной геополитической драмой столетия. Эта борьба уже ставит перед щекотливым выбором страны Азии, оказавшиеся между двух огней. Сегодня КНР - крупнейший торговый партнер Японии, Индии, Австралии, Южной Кореи и большей части стран Юго-Восточной Азии, притом что главным партнером этих стран по-прежнему остаются США. Как долго продержится это противоречие между экономическими и стратегическими интересами стран? И какую позицию в этом «противоборстве» занимает Россия? Уже сегодня появились симптомы того, что за то, на чьей стороне в этом конфликте может выступить Москва, началась идеологическая борьба.
|
Специально для портала «Перспективы»
Глобальная горнодобывающая промышленность
Владимир Кондратьев
Очередная статья из цикла материалов о состоянии отдельных секторов экономики в России и мире посвящена горнодобывающей промышленности. Роль этой отрасли в мировой экономике в последние 10–15 лет существенно возросла. По уровню капитализации крупнейших компаний она занимает 5-е место, уступая только банковскому сектору, нефтегазовой, фармацевтической и компьютерной промышленности. Как пользуется этим Россия – крупнейшая горнодобывающая страна с наиболее богатыми ресурсами недр?
|
Избранное в Рунете
Культурный синтез в истории: евразийские ценности российской культуры
Николай Хренов
Россия — одна из тех стран, которая в последние столетия развивалась в соответствии с ориентациями европеизма. Но в этой культуре европеизм был не единственным, а лишь поздним ее уровнем, ставшим сознанием России. Бессознательное же России сформировано византийскими и еще более древними — восточными традициями. Запад исключал возвращение в восточный мир, в безличную стихию, и в соответствии с этим комплексом не доверял и не мог доверять России полностью потому, что Россия продолжает оставаться двуликим Янусом. Проблема актуальности ценностных установок Востока только дополняет общую картину распада мировосприятия модерна, ставшего причиной динамичной, обращенной в будущее, но и драматической истории ХХ в.
|
Специально для портала «Перспективы»
Митт Ромни и перспективы российско-американских отношений
Эдуард Соловьев
В последние полгода претендент на пост президента США от республиканской партии Митт Ромни делал достаточно громкие внешнеполитические заявления. И если в случае победы на выборах Б. Обамы американская политика неизбежно сохранит черты преемственности, то приход к власти М. Ромни и его команды сулит не только повышение градуса риторики, но и реальную корректировку курса, которая в первую очередь затронет Россию.
|
Мнения авторов статей могут не совпадать с мнением редакции
|
 |