Избранное в Рунете
Збигнев Бжезинский: контуры нового миропорядка
Рачья Арзуманян
В своей речи на церемонии вручения премии Алексиса де Токвиля Зб.Бжезинский отметил, что концентрация глобальной силы в руках нескольких государств, обладающих огромными экономическими и военными возможностями, сопровождается рассеиванием политической мощи. Запад, считает бывший советник по национальной безопасности США, находится в упадке из-за отсутствия воли к единению, а мощь Востока растет на фоне угрозы эгоистичного соперничества и потенциальных конфликтов между основными державами.
|
Перевод с английского специально для портала «Перспективы»
Чего хочет Китай?
Эндрю Натан
В своей недавней книге «О Китае» Генри Киссинджер предлагает Соединенным Штатам изящно уйти в тень, чтобы избежать конфликта с набирающим силу Пекином. Профессор Принстонского университета, бывший советник вице-президента Д. Чейни Аарон Фридберг дает прямо противоположный совет: Вашингтон должен занять жесткую позицию перед лицом нарастающих амбиций и мощи Китая. Два эти труда наглядно отображают раскол мнений среди американской политологической элиты по поводу стратегии в отношении Поднебесной. Однако в обеих работах слишком много внимания уделяется намерениям КНР и слишком мало – анализу ее реальных и потенциальных возможностей.
|
Избранное в Рунете
О нашем месте в истории
Георгий Дерлугьян
Сегодня мы живем в свою эпоху контрреформации и исторического кризиса. Переломы, подчас, настолько грандиозны, что мы их либо не замечаем из своей повседневности, либо отделываемся модным, поверхностным и излишне усложненным дискурсом про «глобальные проблемы современности». В общественных науках «коперниковский» сдвиг перспективы произошел уже почти поколение назад, и не единожды.
|
Специально для портала «Перспективы»
Сектор информационных технологий правит миром
Владимир Кондратьев
Очередная статья из цикла материалов о положении в отдельных отраслях экономики в России и мире посвящена IT-сектору. Использование высокоскоростного Интернета, широкополосной мобильной связи, компьютеров оказывает колоссальное влияние на экономический рост и все стороны человеческой деятельности. И этот ресурс развития широко используется во всем мире. К сожалению, Россия по готовности государства и бизнеса к развитию информационных технологий плетется в конце списка не только развитых, но и большинства развивающихся стран.
|
Специально для портала «Перспективы»
Россия – Латвия: «перезагрузка» отношений?
Артур Розенбанд
В декабре 2010 года состоялся, наконец, откладывавшийся несколько лет государственный визит в Россию президента Латвии В. Затлерса. Пришедший ему на смену в июле 2011 года А. Берзиньш также говорил о намерении продолжить курс на улучшение российско-латвийских отношений. Эксперты сходятся во мнении, что на этом пути Латвия добилась гораздо больших успехов, чем другие страны Балтии. Однако вектор этих отношений еще не стабилизировался. Когда в латвийское правительство вошли националисты, в стране новый импульс получила антироссийская риторика.
|
Специально для портала «Перспективы»
«Движение возмущенных» в Испании: новая форма социального протеста
Сергей Хенкин
Мирный захват жителями Испании городских площадей ознаменовал превращение пассивных обывателей в решительно настроенных граждан. В чем причины этого движения? Каков его социальный и идейно-политический облик? Как оно влияет на политический процесс в стране и как соотносится с массовыми протестными выступлениями в других странах и регионах?
|
Избранное в Рунете
Россия – США – НАТО: возможности сотрудничества в сфере европейской безопасности
Павел Смирнов
«Перезагрузка» российско-американского диалога неизбежно должна была повлиять и на взаимодействие по линии Россия – НАТО. Операция Североатлантического альянса в Афганистане наглядно показала ограниченные возможности западного лидерства в мире. Она способствовала тому, что отношения между Москвой и НАТО все больше ставятся в глобальный контекст и отчасти ориентируются на отражение общих угроз. Вместе с тем эти новые императивы сами по себе отнюдь не исключают появления новых причин для столкновения интересов, которые порождаются уже современной эпохой.
|
Специально для портала «Перспективы»
Внешняя политика Китая до 2020 г. Прогностический дискурс
Сергей Лузянин
Осенью 2012 г. в Поднебесной произойдет очередная «смена поколений». Предстоящий съезд Коммунистической партии Китая утвердит ключевые фигуры в партийном руководстве – прежде всего нового Генерального секретаря Си Цзиньпина; новые лица возглавят правительство и другие структуры. Приведет ли обновление руководства страны к смене вектора ее внешней политики? На каких принципах будет строиться международная стратегия Пекина в ближайшее десятилетие?
|
Избранное в Рунете
Москва и Токио: выйти из спячки
Дмитрий Стрельцов
Япония уже давно живет в состоянии политической лихорадки. Очередная смена правительства и уход в отставку премьер-министра Наото Кана продолжили период нестабильности, которая заметно усугубилась после победы на выборах два года назад оппозиции – Демократической партии Японии. Весь этот период курс Токио в области внешней политики и национальной безопасности с трудом поддается рациональному анализу. Примером могут служить и российско-японские отношения.
|
Избранное в Рунете
Реконфигурация публичного пространства
Николай Плотников
Европейская традиция – это традиция особой рефлексивности. Какие интеллектуальные дискуссии ведутся сегодня в публичном пространстве Европы, например, в Германии, где философия издавна играла особую роль? Поднимаются ли они до крупных споров вокруг «больших вопросов» или остаются на уровне обсуждения практической повестки дня? В своем интервью доцент Рурского университета Н.Плотников размышляет о месте философии в публичном пространстве Европы и судьбе самой сферы публичности в современном мире.
|
Специально для портала «Перспективы»
Сдвиги в идеологии ХАМАС: тактический маневр или дорога к миру?
Александр Демченко
Приоритетной целью для ХАМАС, отраженной в Хартии 1988 г., является борьба с Израилем за создание независимого палестинского государства. Однако после победы на выборах 2006 г. лидеры организации выдвинули новые предложения, свидетельствующие о смягчении антиизраильской позиции. Возможна ли трансформация этого и других исламистского движений в сторону большей умеренности, и если да, то насколько это может приблизить урегулирование ближневосточного конфликта?
|