 |
Специально для сайта «Перспективы»
Балканские союзники России
Петр Искендеров
В конце XIX – начале XX веков балканские союзники, хотя и пользовались поддержкой России, нередко действовали в противоречии с ее политикой, соперничая и конфликтуя друг с другом. Отношения с Петербургом осложнялись не только действиями геополитических конкурентов России, но и нестабильностью балканского внутриполитического контекста, сменами в настроениях и ориентациях балканских элит. Анализ успехов и неудач российской дипломатии того времени позволяет наметить направления действий России на Балканах сегодня. Одним из главных механизмов ее стратегии должна стать работа с широким спектром внутриполитических сил в балканских странах, не исключая оппозицию.
|
Избранное в Рунете
Авторитаризм развития или авторитаризм без развития: судьбы модернизации на постсоветском пространстве
Оксана Гаман-Голутвина
Несмотря на значительную культурно-цивилизационную, политико-культурную и внутриполитическую специфику ранее входивших в состав СССР стран, для последних характерно сходство по целому ряду значимых параметров. Среди этих параметров обращает на себя внимание сочетание двух характеристик - доминирование тяготеющих к жестким политическим формам режимов и фактическое фиаско модеризационных проектов. Их сочетание дает основание определить политико-инструментальный дизайн данных государственных образований как авторитаризм без развития.
|
Избранное в Рунете
Россия и АТР: перспективы сотрудничества
Александр Лукин, Андрей Иванов
Мировой финансовый кризис оказал серьезное влияние на Европу и США, однако многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона пережили его, не понеся ощутимых экономических потерь. Тем самым подтвердились прогнозы экспертов о том, что этот регион превращается в локомотив мирового развития. И, возможно, это превращение происходит даже быстрее, чем представлялось до сих пор. Это обстоятельство повышает ценность азиатско-тихоокеанского вектора международных связей России, развитие которого способно помочь оживлению российской экономики. Возникает вопрос, с кем из «обитателей» АТР Москве следует сотрудничать, чтобы максимально эффективно вписаться в экономику региона?
|
Специально для сайта «Перспективы»
Инфраструктура как фактор экономического роста
Владимир Кондратьев
Очередная статья из цикла материалов о состоянии отдельных секторов экономики в России и мире посвящена инфраструктуре. Дискуссии об инфраструктуре нередко сосредоточиваются лишь на развитии транспортных систем. Однако для долговременного экономического роста сегодня требуются крупные инфраструктурные инвестиции в самые разные отрасли как производственной, так и социальной сферы. Китай начиная с 2000-х годов инвестирует в инфраструктуру 8–10% ВНП, Индия – 4–6%, Россия же едва дотягивает до 1–2%.
|
Избранное в Рунете
Неистощимый мессианизм американской идеи
Игорь Истомин
У части комментаторов, следящих за действиями Б. Обамы, возникло впечатление, что Соединенные Штаты начали отходить от линии на глобальное распространение демократии. Можно ли говорить об отказе Вашингтона от стратегических целей и задач, которые не являлись изобретением неоконсерваторов, а в той или иной форме определяли американскую внешнюю политику на протяжении значительной части ее истории? Книга сотрудника аппарата Совета национальной безопасности США М. Макфола «Распространение демократии за границей: почему мы должны и каким образом мы можем» свидетельствует скорее об обратном.
|
Избранное в Рунете
Российско-американские отношения в конце первой декады XXI века
Татьяна Шаклеина
Любая американская администрация работает в русле исторически сложившейся парадигмы, в основе которой лежит всем известная активная и достаточно жесткая мессианская идеология. Россия также, после метаний и поисков, демонстрирует приверженность своей исторической парадигме, предполагающей самостоятельность в политике, активность, глобализм. В признании факта статусной независимости каждой из сторон состоит главная дилемма будущих российско-американских отношений. А их конструктивным форматом могло бы стать разумное взаимодействие в решении конкретных проблем мировой политики без опоры на идеологию, которая у русских, китайцев, американцев культурно-исторически разная, но необязательно враждебная друг другу.
|
Избранное в Рунете
«Постоянная перезагрузка» Китая
Бобо Ло
Внешняя политика Китая – это гремучая смесь инстинктов, предположений и настроений. Растущая самоуверенность и желание взаимодействовать с миром сосуществуют со стратегической культурой, которая уходит корнями в прошлое. Более чем какая-либо другая современная держава, Китай сознает опасности «имперского перенапряжения», а потому предпочитает «имперский самоанализ». Современный Китай – это, безусловно, империя, но внешний мир интересует ее лишь постольку, поскольку он помогает ей в реализации внутриполитических задач.
|
Специально для сайта «Перспективы»
Наследие М.М. Сперанского в законотворчестве современной России
Иллария Бачило
Михаил Михайлович Сперанский внес неоценимый вклад в развитие политической и правовой науки России. Полное Собрание Законов и Свод законов Российской Империи венчают его жизнь, отмеченную и почестями, и еще более гонениями. Мощное интеллектуальное наследие Сперанского, его неутомимая и честная деятельность на государственном поприще не укладываются только в рамки позапрошлого века.
|
Избранное в Рунете
Арабо-мусульманская диаспора во Франции: исламская идентификация и светская демократия
Борис Долгов
Арабо-мусульманская диаспора во Франции является самой многочисленной в Европе и составляет по разным оценкам свыше 5 млн. человек. Для большой ее части основой цивилизационной самоидентификации остается ислам. Но в интерпретации исламского учения, религиозной практике и определении своей идентичности в целом французское мусульманское сообщество далеко не едино: есть последователи традиционного классического ислама, индивидуального ислама, движение светских мусульман, действуют и неофундаменталистские течения.
|
Избранное в Рунете
Культурологический смысл глобализма
Владимир Кутырев
О жизни «без границ и контрибуций» мечтали самые благородные умы. Но, как известно, реальное осуществление желанных целей часто проблем порождает больше, чем решает. Превращение человечества в целое в ходе глобализации амбивалентно для его блага. Потеря культурного разнообразия – лишь драма, первый акт перехода к посткультуре глобализма. Трагичность положения культуры в глобальном мире в том, что она исчезает вообще, вытесняется другим способом воздействия на духовную и социальную жизнь.
|
Специально для сайта «Перспективы»
Латинская Америка в глобальной стратегии Пекина
Петр Яковлев
В начале XXI века в отношениях Китая со странами Латинской Америки произошел настоящий прорыв. Для ряда ключевых государств региона партнерство с КНР приобрело приоритетный характер, отодвинув на второй план традиционные связи с США. Беспрецедентный рост китайско-латиноамериканских контактов – еще одно свидетельство радикальных изменений, происходящих в современном мире. Новые полюса глобального влияния, нетрадиционные линии международных взаимодействий перекраивают геоэкономическую и геополитическую карту.
|
Мнения авторов статей могут не совпадать с мнением редакции
|
 |