 |
Избранное в Рунете
Российская политическая идентичность сквозь призму интерпретации истории
Иван Тимофеев
После «шараханий» конца 1980-х и 1990-х гг. в России начал выстраиваться относительно целостный подход к истории. Его особенностью стал акцент на патриотической компоненте и маргинализация идеологических сюжетов как левого, так и правого толка. Тем не менее, этот подход сохраняет преемственность с советской версией интерпретации истории. Парадоксальным образом российская демократия получила легитимацию через подспудные, но жизнеспособные внеидеологические составляющие советской политической идентичности.
|
Избранное в Рунете
Военная политика и военная безопасность России
Владимир Сизов
Во все времена военная политика России была предметом повышенного интереса мирового сообщества, так как она напрямую влияла на безопасность не только собственно России, но и ее соседей, как ближних, так и дальних. Сегодня военная политика России опять в фокусе всеобщего внимания. Это связано с рядом обстоятельств.
|
Избранное в Рунете
Кипрское урегулирование в контексте современных подходов к европейской безопасности
Леонид Абрамов
История разделения греческой и турецкой общин острова Кипр весьма поучительна. Несмотря на остроту длительных межобщинных вооруженных столкновений, вторжение турецкой армии, а затем оккупацию его северной части турецким «ограниченным контингентом», он остался единственным конфликтом современной истории, который удалось успешно «заморозить»: предотвратить вероятность его дальнейшего обострения, а главное - остановить дальнейшую интернационализацию кризиса.
|
Специально для сайта «Перспективы»
Увеличение потенциала «мягкой силы» во внешней политике РФ: есть ли место концепции «безопасности человека»?
Эдуард Соловьев
Гуманистический пафос концепции human security очевиден. Но не менее явной была и политическая подоплека ее утверждения в международной повестке дня в 1990-х годах. Далеко не со всеми трактовками концепции стоит согласиться. Однако России давно пора стать полноправным участником дискуссий на эту тему - в первую очередь на неправительственном уровне. Что будут понимать в мире, в системе ООН под «безопасностью человека», может зависеть и от убедительности наших аргументов. А от этого, в свою очередь, будут зависеть международный имидж России и потенциал ее «мягкой силы».
|
Избранное в Рунете
Контрреформы и консерваторы в 1870-х — 1890-х гг.: опыт разочарования
Александр Котов
В последней четверти XIX в. русское общество оказалось в ситуации, во многом схожей с той, что сложилась в России начала века двадцать первого: либеральные реформы, перевернувшие весь прежний жизненный уклад, зашли в тупик. Немалые надежды – прежде всего в национал-консервативных кругах - связывались с новым поворотом курса при Александре III. Но по мере реализации политики «твердой руки» надежды сменялись разочарованием, недовольством, скепсисом, в том числе в рядах консервативно настроенной интеллигенции и монархистов. А к 1917 году власть осталась уже в полном одиночестве.
|
Специально для сайта «Перспективы»
Борьба с отмыванием капиталов
Лилия Зубченко
По оценке МВФ, масштабы отмывания «грязных денег» достигают 2-5% мирового ВВП. Для борьбы с этой деятельностью во многих государствах созданы «подразделения финансовой разведки», но способы легализации незаконных капиталов разнообразны и постоянно развиваются. Очень часто такие операции строятся на использовании различий в законодательствах отдельных стран и носят транснациональный характер. Не случайно вопросы борьбы с отмыванием капиталов и финансированием терроризма входят в повестку дня заседаний «группы 20».
|
Избранное в Рунете
Централизация и иерархичность как базовые аспекты образа власти в России
Нелли Романович
Социокультурные пласты массового сознания формируют представление о сущности власти и её функциях. Несмотря на провозглашенный принцип разделения властей, российская власть вновь и вновь воспроизводит иерархическую структуру, характерную для ее традиционного образа. Народ не «узнает» своего правителя, если он не соответствует заложенному в культуре образу, и отвергнет его как «чужого». Не поэтому ли российская демократия приобретает чуждые демократическим принципам черты персонификации, иерархичности и централизации? По крайней мере, данные социологических опросов, приводимые Н.Романович, подтверждают эту концепцию.
|
Избранное в Рунете
Гроза на Дальнем Востоке
Ярослав Бутаков
К 65-летию окончания Второй мировой войны Фонд исторической перспективы презентовал новую книгу «Партитура Второй мировой. Гроза на Востоке» – сборник научных статей и документов по войне в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Материалы этой публикации представляют собой аргументированный ответ сторонникам ревизии итогов Второй мировой войны, оценок роли СССР в войне, как и постоянно возникающих территориальных претензий к России со стороны Японии. Помимо российских историков в книгу вошли работы учёных из США, Китая, Японии.
|
Специально для сайта «Перспективы»
Проблема иммиграции и парламентские выборы 2010 г. в Великобритании
Тамара Кондратьева
Недовольство иммиграционной политикой правительства в британском обществе достигло уже таких масштабов, что традиционная толерантность, столь свойственная британцам, начинает уходить в прошлое. По данным социологических опросов, 84% населения выступают за сокращение притока иммигрантов, а 15% и вовсе требуют запретить иммиграцию в страну. Хотя на парламентских выборах 2010 г., вопреки ожиданиям некоторых экспертов, вопрос об иммиграции не стал ключевым, тем не менее он оказал заметное влияние на результаты голосования. Похоже, что табу на публичное обсуждение этой проблемы в Великобритании снято.
|
Избранное в Рунете
Социология и история: перспективы взаимодействия
Николай Романовский
Взаимодействие истории с другими социальными и гуманитарными науками могло бы дать кумулятивный эффект повышения качества подготовки как исто¬риков, так и социологов. Однако в отечественной научной среде подобный опыт отсутствует: историки погружены в свои проблемы, социологи - в свои. А парадокс ситуации в том, что на всем протяжении параллельного существования обе науки продуктивно взаимодействуют.
|
Избранное в Рунете
Современный Китай: великодержавие и идентичность
Артем Лукин
Когда речь идет о феномене «поднимающегося Китая», основное внимание обычно обращают на то, какие последствия китайский вызов несет для мировой политики и как на него должны реагировать другие центры силы. Меньше говорится о том, как сами китайцы видят международную систему, свое место в ней и отношения с ее ключевыми участниками. Монография британского ученого, профессора Ливерпульского университета Рекса Ли призвана восполнить этот пробел.
|
Мнения авторов статей могут не совпадать с мнением редакции
|
 |