 |
Избранное в Рунете
Революция как естественно-историческое будущее России в ХХI веке в высказываниях современников
Олег Маслов
Возможна ли в России начала ХХI века революция - не политтехнологическая «цветная», а настоящая, наша, с традиционным «до основанья, а затем…»? Кое-кто убежден, что мировой кризис выявил слабость существующей российской системы власти и новая революция гарантированно произойдет в нашей стране до 2017 года. Что это – алармизм или предвидение? Какой ответ подсказывает «коллективный разум» тех, кого именуют российским экспертным сообществом?
|
Избранное в Рунете
Структура регионального бизнес-пространства
Ростислав Туровский
Складывание региональных сетей, созданных российскими бизнес-группами, началось в середине 1990-х годов и к настоящему времени практически завершилось, хотя вполне можно ожидать нового этапа изменения сложившейся структуры. Анализ позиций бизнес-групп в экономике российских регионов представлен в публикуемой части доклада Центра политических технологий.
|
Специально для сайта «Перспективы»
Иммиграция в Россию из постсоветских республик. Часть первая
Марат Пальников
По некоторым прогнозам, состав российского населения к 2050 г. изменится настолько радикально, что русские окажутся в меньшинстве. Под наплывом мигрантов РФ уже стала более многонациональной, чем в советскую эпоху. За два десятилетия на ее территории практически полностью воспроизведен полинациональный состав СССР, возникли новые диаспоры. По ряду причин она продолжает притягивать население бывших союзных республик. Миграционные потоки оттуда отличаются не только разной динамикой, но и уникальной спецификой, принципиально важной с точки зрения будущего. Потенциал «русского потока» Россия использовать не захотела, и он почти иссяк. Соотечественников теперь заместили мигранты титульных национальностей – сначала из Закавказья, затем из Средней Азии...
|
Избранное в Рунете
Основные показатели мировой экономики (данные июля 2009 г.)
Институт энергетики и финансов
|
Избранное в Рунете
Основополагающий конфликт
Евгений Примаков
Ближневосточный конфликт занимает совершенно особое место в мировой политике. Это, пожалуй, самый длительный региональный конфликт. Он превосходит другие и по числу втянутых в него государств, и по количеству перерастаний в широкомасштабные вооруженные столкновения. Но даже всего этого недостаточно, чтобы определить влияние ближневосточного конфликта на динамику международной ситуации.
|
Избранное в Рунете
Страны БРИК: на пути к новой экономической модели
Михаэль Либиг
Когда в июне 2009 года в Екатеринбурге состоялась первая встреча лидеров государств БРИК, ведущие западные СМИ и эксперты не придали этому событию большого значения. Но, как отметил А. Рар, «однажды Запад проснется и обнаружит, что упустил процессы исторического значения». Еще одним исключением стал авторитетный журнал «Экономист», посвятивший саммиту на Урале обширную статью. Ее авторы фактически признали: альтернативный путь экономического развития возможен и даже «более эффективен».
|
Избранное в Рунете
Двадцать лет без мирового порядка
Федор Лукьянов
Определяющей чертой нынешней международной ситуации является очевидный рост всех форм конкуренции – экономической, идеологической, военной, геополитической. Однако рост подобной конкуренции сочетается с углубляющейся взаимной зависимостью участников этой конкуренции, что делает бесполезными модные ныне параллели с «большой игрой» XIX века, преддверием Первой мировой войны или эпохой «холодной войны». Финансовый кризис стал символическим завершением двадцатилетия транзита, но перехода к новой мировой модели так и не произошло. По мнению Ф.А.Лукьянова, члена президиума Совета по внешней и оборонной политике, мировой системе, находящейся в состоянии дисбаланса, предстоит второй «переходный период».
|
Специально для сайта «Перспективы»
Поиск политического равновесия. Эволюция партийной системы Турции в период Третьей Республики (1983-2009)
Вячеслав Шлыков
Партийная система Турции периода Третьей Республики прошла путь от доминантной партии и сильного правительства (1983–1991) к раздроблению электората и слабым коалиционным кабинетам (1991–2002). С 2002 года страна вернулась в фазу доминирования одной политической силы - умеренно исламистской Партии справедливости и развития. Однако события 2008 года сильно изменили обстановку. Перед Турецкой республикой, считает тюрколог, доцент Института стран Азии и Африки Вячеслав Шлыков, вновь замаячил призрак политической нестабильности.
|
Специально для сайта «Перспективы»
Русские Курилы и японские аппетиты
Аджар Куртов
Япония, пользуясь былыми просчетами СССР, а затем и ельцинской России, стремится к пересмотру итогов Второй мировой войны. Кампания за возвращение Курильских островов вновь набирает обороты в преддверии предстоящих российско-японских переговоров на июльском саммите G8. Но подлинная история, связанная с Курилами, не оставляет сомнений в законной принадлежности островов российскому государству. Не настала ли пора поставить точки над «i»? У России нет никаких причин для территориальных уступок Японии, а наша готовность обсуждать этот вопрос воспринимается в Токио как слабость и только распаляет аппетиты новых самураев.
|
Специально для сайта «Перспективы»
Независимость Косово – только начало
Петр Искендеров
Усилия Запада на Балканах сосредоточены сегодня не столько на «дожимании» Белграда в вопросе о Косово, сколько на использовании косовского прецедента для реализации новых, более масштабных проектов реконфигурации региона. Речь идет о «регионализации» всей Сербии, а в дальнейшем – о формировании в орбите западного влияния аморфной федерации православных балканских стран. И появление этих замыслов теснейшим образом связано с международной активизацией России и планируемым сооружением газопровода «Южный поток».
|
Избранное в Рунете
Религиозные основания этнополитического пространства в концепции основоположников евразийства
Елена Романова
Присущие современному миру изменения глубинных основ системы социальных отношений проявляются в этноконфессиональной сфере возрастанием масштабов как интеграционных, так и дезинтеграционных процессов. Подобные процессы происходят противоречиво и болезненно, зачастую осложняясь затяжными этническими, религиозными конфликтами. Особое значение эти проблемы приобретают в России, которая является одной из наиболее многоконфессиональных и многонациональных стран мира. Многие нынешние проблемы в этой сфере были предсказаны первым поколением евразийцев, поэтому обращение к их теоретическому наследию сегодня исключительно актуально.
|
Мнения авторов статей могут не совпадать с мнением редакции
|
 |