Избранное в Рунете
Сила и слабость вертикали власти
Ольга Тынянова
Факт укрепления за последние годы единства и территориальной устойчивости Российской Федерации общепризнан. Этот результат достигнут в основном благодаря централизации политического пространства и консолидации общества вокруг популярного национального лидера. Но институциональные и правовые гарантии целостности страны остаются весьма ненадежными. И потенциал для расшатывания федеративного устройства в случае непредвиденного политического ослабления федерального центра весьма значителен.
|
Перевод с французского специально для сайта «Перспективы»
Влияние событий на Кавказе и финансового кризиса на экономику России
Жак Сапир
В период с 8 августа по 5 сентября Россию покинули 24 млрд. долл. Утверждают, что финансовые рынки будто бы «наказали» Россию за конфликт на Кавказе. Известный французский экономист Жак Сапир находит эту интерпретацию надуманной. Несмотря на сильные колебания фондового рынка, общее состояние российской экономики - весьма здоровое. Действительной проблемой является финансирование в условиях обострения международного финансового кризиса, а вовсе не последствия войны в Южной Осетии. Ахиллесовой пятой России остается слабость ее банковского сектора.
|
Специально для сайта «Перспективы»
Россия и Европейский союз: тенденции экономических отношений
Николай Кавешников
Сегодня, когда политические отношения между РФ и ЕС оказались на перепутье, когда начался новый виток глобального финансово-экономического кризиса, вызвавший и дестабилизацию на фондовом рынке России, особенно важно напомнить о долгосрочных трендах российско-европейского экономического партнерства, считает заведующий центром Института Европы РАН Николай Кавешников.
|
Избранное в Рунете
Фарид Закария. «Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами» (Москва, научно-издательский центр «Ладомир», 2004)
Александр Терентьев
Книгу американского политолога Фарида Закарии «Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами» можно было бы назвать настоящим панегириком классическому конституционному либерализму. В ней автор пытается развеять один из величайших мифов нашего времени — миф о тождестве свободы и демократии.
|
Избранное в Рунете
Мид Уолтер Pассел. «Мощь, террор, мир и война. Великая стратегия Америки в мире, полном риска»
Анатолий Уткин
Уже опубликовано немало книг о разных аспектах политики Дж. Буша-младшего, но очень мало работ обобщающего характера. Для этого истинно нужно быть Уолтером Расселом Мидом — аналитиком с ясным умом и естественным красноречием, человеком, достигшим признания ещё в благодатном возрасте.
|
Избранное в Рунете
Вот вам и второй мир Между «богатым Севером» и «бедным Югом»
Параг Ханна
Описание происходящих в мире политических и экономических изменений часто сталкивается с проблемой терминологического дефицита. Явно неадекватным оказывается разделение мира на Запад и нечто под названием «третий мир». Китай, например, даже с натяжкой невозможно отнести к «третьему миру», равно как и Бразилию с Индией. А этот «новый» мир наступает, заставляя экспертное сообщество спорить о том, как обозначить главных действующих лиц нового расклада сил на планете.
|
Избранное в Рунете
Хаос в экономическом законодательстве и его опасные последствия. Как их устранить?
Моисей Гельман
Растущий из года в год вал законодательных актов общего экономического характера и для различных отраслей экономики невольно заставляет задуматься, а какими принципами, правилами и нормами руководствуются при этом авторы соответствующих законопроектов и депутаты Государственной думы.
|
Специально для сайта «Перспективы»
Реакция стран Ближнего и Среднего Востока на кавказский кризис
Борис Долгов
Август 2008 года внес кардинальные изменения в расстановку сил в мире. Похоже, начинает складываться новая конфигурация международных отношений, связанная с восстановлением самостоятельной роли России. Какие страны могли бы стать естественными союзниками Москвы в выстраивании многополярного мирового порядка? Сотрудник Института востоковедения РАН Борис Долгов предлагает рассматривать в качестве таковых многие государства Ближнего и Среднего Востока. Неслучайно восприятие кавказского кризиса в этом регионе отличалось от реакции на Западе.
|
Избранное в Рунете
Запад в роли ответчика
Кишор Махбубани
Автор недавно вышедшей книги «Новое азиатское полушарие: неодолимый сдвиг мирового центра силы на Восток» не сомневается - эра доминирования Запада подходит к концу, наступает век Азии. Запад же, хотя и считает себя открытым для перемен, на самом деле превратился в самое мощное препятствие на пути истории, в одну из главных причин возникновения мировых проблем...
|
Специально для сайта «Перспективы»
Ориентиры внешней политики Чехии
Илья Тарасов
Чешский президент недавно вновь выступил вразрез с позицией большинства лидеров «новой Европы» и собственного правительства. Возложив ответственность за происшедшее в Южной Осетии на Грузию, В.Клаус выразил понимание действий России на Кавказе. Что стоит за этим? Глубинные разногласия внутри чешского общества и элиты? Поиск собственного лица и места страной, не удовлетворившейся новообретенной ролью примерного члена евроатлантического клуба? Или всего лишь акт личной независимости и мужества главы чешского государства? Каковы реальные приоритеты и особенности внешней политики сегодняшней Чехии? Материал к размышлению обо всем этом – в статье политолога Ильи Тарасова.
|
Избранное в Рунете
«Мир в поисках нового равновесия»
Сергей Лавров
«Реагирование некоторых стран Запада на южноосетинский кризис - на грани саморазоблачения - в подчеркнуто геополитическом, идеологическом ключе, то есть вне связи с реальными фактами, наглядно иллюстрирует дефицит нравственности. Те, кто не способен занять сторону правды и справедливости, не могут представлять всю европейскую цивилизацию... Отношения России с НАТО переживают давно желаемый момент истины... Не мы подвергаем испытанию всю нынешнюю архитектуру европейской безопасности. Ее системные дефекты очевидны - это прежде всего натоцентризм, который по определению отрицает создание подлинно универсального механизма коллективной безопасности в Евроатлантике». Эти и другие далекоидущие выводы из конфликта вокруг Южной Осетии формулирует министр иностранных дел России С.Лавров.
|