 |
Специально для портала «Перспективы»
«Мягкая сила» и внешнеполитический имидж Российской Федерации
Александр Наумов
Понятия «мягкая сила» и «внешнеполитический имидж» прочно вошли в российский политологический дискурс. В современном глобальном мире, который переживает сегодня эпоху перемен, государства стараются использовать все доступные средства для удержания и укрепления своих позиций. Россия пока еще сильно отстает от своих партнеров в этом вопросе. Какими же ресурсами реализации «мягкой силы» она располагает, как и за счет чего может совершенствовать свой внешнеполитический имидж?
|
Избранное в Рунете
Метафизика бездомности: русская консервативная мысль в ситуации постмодерна
Сергей Дудник, Владимир Камнев
В современной философии ситуация современного человека довольно часто характеризуется как «бездомность». Симптоматичным для современной европейской цивилизации оказывается евангельский рассказ о блудном сыне, ушедшем из родного дома. Консерватизм, с его критикой индивидуализма, нигилизма и имморализма, с его стремлением вернуть человека в материнское лоно традиции, позволяет иначе, чем в марксизме и либерально-гуманистических парадигмах, поставить и решить многие проблемы. Если консервативно ориентированная мысль ставит перед собой задачу возвращения человека в лоно традиции, то эта же задача может быть понята и как возвращение человека в свой дом.
|
Специально для портала «Перспективы»
Китай: мощный старт экологической революции
Александр Салицкий, Светлана Чеснокова, Алексей Шахматов
Существуют прогнозы, что к 2035 г. КНР обгонит США, Японию и Европу по производству электроэнергии из возобновляемых источников. Подобная перспектива не кажется фантастической: уже теперь по установленным мощностям ветровых электростанций Китай занимает первое место в мире и лишь немного уступает ЕС в целом. Более того, снижение мировых цен на минеральное топливо и связанная с этим реанимация старых отраслей энергетики в развитых странах могут привести Китай к мировому лидерству гораздо раньше.
|
Избранное в Рунете
«Мирное развитие Китая» и некоторые проблемы современной теории международных отношений
Анатолий Кузнецов
С 90-х годов в Китае в широкий научный оборот вошел современный «мейнстрим» теории международных отношений с такими его направлениями, как реализм, либерализм и конструктивизм. На этом фоне в динамично развивающейся державе растет стремление создавать собственную теоретическую школу, которая отражала бы китайское видение международных отношений. Разные исследователи предлагают свои варианты решения этой общей задачи. Тема зарождения китайской и – более широко – незападной теории международных отношений активно обсуждается в Западной Европе, прежде всего в Великобритании и Германии, в США, других странах, но, за редкими исключениями, не в России.
|
Специально для портала «Перспективы»
Россия и Латинская Америка на фоне западных санкций
Петр Яковлев
В условиях резкого ухудшения отношений между Россией и ведущими странами Запада новое значение приобретает российско-латиноамериканское сотрудничество. Сейчас сложилась ситуация, в которой РФ может стать одним из значимых игроков на пространстве Латинской Америки, что позволит снизить внешнеполитические риски и укрепить переговорные позиции Москвы. Решающую роль в формировании будущего региона будет играть стратегическое соперничество между США и Китаем при снижающейся роли ЕС и попытки России укрепить здесь свои позиции. Нахождение баланса интересов США, КНР и РФ в Латинской Америке будет означать формирование в регионе геополитического треугольника, результатом чего станет дальнейшее расширение альтернативных торгово-экономических и политических возможностей латиноамериканских стран.
|
Специально для портала «Перспективы»
Национальное государство в эпоху постмодерна: угрозы и перспективы
Юрий Гранин
Угрозы национальной идентичности исходят не только от потока инокультурных мигрантов, этнокультурного и политического сепаратизма. В современном мире вызовы идут от глобального экономического, политического и информационно-культурного (символического) «насилия», властно формирующего новые – транснациональные (культурные и политические) идентичности и реанимирующего старые ‒ архаичные (субнациональные, мифопоэтические, религиозные) идентификации. Противостоять насилию евро-атлантической масскультуры, ориентированной на «глобальное потребление», способна продуманная государственная политика, сочетающая традицию и современность в контексте сохранения национальной идентичности.
|
Избранное в Рунете
Цифровая дипломатия в дискурсе глобальной политики
Иван Сурма
Продолжающаяся технологическая и контентная революция в средствах массовой коммуникации по ряду ключевых показателей усложняет взаимодействие участников международных отношений, а использование цифровых технологий в сфере дипломатической деятельности открывает новые возможности для проведения политики «мягкой силы», для выработки согласованных действий по преодолению обществом политико-социальных и экономических кризисов, а также для разработки мер по их недопущению.
|
Избранное в Рунете
Страны запада: будущее мультикультурализма в зеркале занятости
Михаил Клупт
Автор выделяет три стадии мультикультурализма на Западе: первая, уже пройденная, – это увлечение его возможностями, вторая, нынешняя, – осознание связанных с ним опасностей, и третья, которой принадлежит будущее, – понимание его неизбежности. При этом возвращение мультикультурализма может привести к серьезным изменениям и потребовать ребрендинга политического продукта «западные демократические ценности», предлагаемого Западом остальному миру.
|
Специально для портала «Перспективы»
Кризис 2014 года в России как итог пороков экономической политики
Владимир Кондратьев
Эксперты признают, что нынешний кризис в России порожден не внешними факторами, а неэффективной экономической политикой. Его главная причина ‒ не санкции, а фиксация российской экономики на нефти и полезных ископаемых. Важно, чтобы импортозамещение и диверсификацию не постигла участь прежних проваленных проектов.
|
Избранное в Рунете
Реконструкция образа государства в социальной памяти
Нелли Романович
Особенность аспектов социальной памяти состоит в том, что они не вербализируются населением. Их совокупность составляет ожидаемый образ государства, формирующий общественный запрос, отвечая на который власть способствует формированию реального образа государства. Возникновение противоречий между ожидаемым и реальным образом дестабилизирует социально-политическую систему, которая пытается восстановить нарушенное равновесие. Социальная память вовсе не является пассивным элементом социальной системы.
|
Специально для портала «Перспективы»
Глобальная экономика и ее отрасли в 2014‒2015 гг.
Владимир Кондратьев
2015 г. для мирового хозяйства обещает быть лучше, чем год минувший. Неуклонно усиливают экономическую мощь США. Ряд развивающихся экономик, особенно в Азии, восстанавливают свои позиции. Однако риски замедления роста и даже рецессии сохраняются.
|
Мнения авторов статей могут не совпадать с мнением редакции
|
 |