Главная Карта портала Поиск Наши авторы Новости Центра Журнал Обратная связь

Больной хочет выздороветь. О духовно-нравственном состоянии современного российского общества

Версия для печати

Специально для сайта "Перспективы"

Сергей Перевезенцев

Больной хочет выздороветь. О духовно-нравственном состоянии современного российского общества


Перевезенцев Сергей Вячеславович - доктор исторических наук, профессор кафедры истории социально-политических учений философского факультета МГУ.


Больной хочет выздороветь. О духовно-нравственном состоянии современного российского общества

Современное российское общество духовно и нравственно больно, причем очень тяжелым заболеванием, ибо пораженными, разрушенными или размытыми оказались важнейшие центры общественного и личного сознания — ценностные ориентиры, духовно-нравственные идеалы и ценности, без которых ни одно общество просто не может существовать. Вот и создается впечатление, что современное российское общество просто самоуничтожается. Причем самоуничтожается именно потому, что не видит смысла в жизни.

Вначале — одна очень важная оговорка: наш анализ духовно-нравственного состояния современного российского общества, несомненно, субъективен, хотя, в той или иной степени, здесь будут использоваться данные социологических опросов.

 

 

* * *
 
Современное российское общество, несомненно, духовно и нравственно больно, причем очень тяжелым заболеванием, ибо пораженными, разрушенными или размытыми оказались важнейшие центры общественного и личного сознания — ценностные ориентиры, духовно-нравственные идеалы и ценности, без которых ни одно общество просто не может существовать. Вот и создается впечатление, что современное российское общество просто самоуничтожается. Причем самоуничтожается именно потому, что не видит смысла в жизни.
Статистика этого самоуничтожения страшна: рост наркомании и алкоголизма (в 2004 году употребляли спиртное около 70% мужчин, 47% женщин и около 30% подростков, и количество потребляемого алкоголя постоянно возрастает), рост самоубийств (особенно у подростков), рост числа прерываний беременности (2 млн. абортов в год), рост беспризорности (официально — около 700 тыс. детей) («Аргументы и факты»).
И одновременно — снижение рождаемости. По данным Росстата в 79 субъектах РФ в январе-сентябре 2005 г. в России отмечалось снижение числа родившихся, увеличение числа умерших — в 60 субъектах. В целом по стране превышение умерших над родившимися составило 1,6 раза (в январе-сентябре 2004 г. — 1,5 раза), причем в 23 субъектах оно составило 2–2,8 раза. Естественный прирост населения в январе-сентябре 2005 г., как и в январе-сентябре 2004 г., зафиксирован только в 17 субъектах.
И все эти цифры свидетельствуют именно о серьезном духовно-нравственном кризисе, который испытывает современное российское общество.
Сегодня мы, к сожалению, во многом отличаемся от наших предков, многое потеряли. Мы потеряли традиционную русскую семью, основу всякого общества. Чтение «Домостроя», созданного в середине XVI столетия, показывает, какие катастрофические разрушения в семье и вообще в домостроительстве мы понесли. Да и статистика свидетельствует: в январе-сентябре 2005 г. количество браков составило 801,1 тыс., а количество разводов — 441,9 тыс., следовательно, на 1 тыс. человек населения РФ в январе-сентябре 2005 г. пришлось 7,5 брака и 4,1 развода.
Мы потеряли то, что было основой русского народа на протяжении тысячелетия — крестьянство. А ведь именно крестьянство составляло и большинство народа (еще в конце XIX в., т.е. всего сто лет назад, 87% населения России жило в сельской местности), и основу государства (как в политическом, как в экономическом, так и в духовном смыслах).
Мы потеряли духовно-нравственные ориентиры, традиционные представления о добре и зле. Мы потеряли идею служения, которой питалась, на которой взросла не только русская правящая элита, но и весь народ. Мы, наконец, потеряли смысл движения по историческим дорогам, который был объяснен нашим предкам их искренней православной верой. Мы очень сильно изменились, и вряд ли в лучшую сторону.
Почему? В ответах на этот вопрос, думается, найдутся и ответы на вопрос — а что делать?
 
 
 
* * *
 
Минувший XX век принес России серьезные потери. XX век для нашей страны — это в первую очередь время разрушения традиционной России, ибо удары были нанесены по коренным, вековым устоям русского народа — Православию, Самодержавию и Народности. В итоге всё, чем столетиями держалась, на чем от века основывалась российская цивилизация, оказалось разрушенным и уничтоженным.
А главная причина состояла в том, что именно в XX столетии произошло коренное изменение ценностных ориентиров жизни России и русского народа на Земле. Вернее, не изменение, а подмена этих смысловых и ценностных ориентиров. Именно в прошлом веке наиболее расцвел тот процесс, который в России начался еще реформами Петра I, — замена традиционных русских религиозно-православных ценностей ценностями светской гуманистической культуры.
В принципе, ценностные ориентиры, или иначе идеалы, человека можно, с определенной долей условности, развести на три группы, выстроить их в три своеобразных ряда. В первый ряд входят идеалы, связанные с повседневной, действительной, личной жизнью, — семья, дом, материальное благополучие, счастье детей, карьера… Второй ряд составляют идеалы общественные — государство, нация, определенный общественный строй. Идеалы и первого, и второго ряда следует обозначить как «земные», так как они являются производными от желаний самого человека.
И, наконец, идеалы, которые принято называть Высшими или Небесными, ибо человеческое сознание связывает их происхождение с Высшей, Божественной силой. С утверждением христианского миропонимания Высшим Идеалом признается Бог. У апостола Павла Бог прямо выступает как тот духовный образец, по которому человек строит свою новую сущность: «И облечься в нового человека, созданного по Богу» (Еф. 4:24).
Высший Божественный Идеал человеческое сознание конкретизирует в ряде понятий нравственного характера, которые символизируют идеи духовного совершенства и направлены на внутреннее, духовное развитие каждого человека, каждого народа, человеческого общества в целом. Образно эти понятия можно назвать Добро, Красота, Любовь.
Взаимоотношения всех этих групп идеалов на протяжении всей истории в человеческом сознании были различны — они и боролись между собой, и совпадали. Чаще в реальной жизни совпадали идеалы первого и второго ряда. Гораздо реже — земные идеалы оказывались в гармонии с Небесными. Но люди тем не менее во все времена пытались и пытаются найти эту гармонию, это абсолютное единство с Высшим.
Жизнь русского православного человека в своих главных характеристиках на протяжении веков определялась именно Божественным Откровением, ибо Господь и только Господь, по искренней вере православного человека, или наставлял на путь истинный, или наказывал за совершенные грехи.
История свидетельствует, что только православное миросозерцание дает наиболее полный ответ на вопросы, которые ставит перед собой русский человек. Православие объяснило русскому человеку смысл его пребывания на земле, ибо дало ответ на вопрос — зачем живет человек? Ответ этот связан с идеей всеобщего спасения и воскресения. И это одна из важнейших отличительных черт русского, а если шире — славянского мировоззрения. Еще в языческие времена главной составляющей земных идеалов русского народа становится идея Земли, позднее — идея Отечества. И когда в России искали земное применение Высшему, Божественному, смыслу бытия, то на первом плане оказывались идеи Земли, Отечества. Единое для многих народов Отечество — это земное воплощение Высшего Единства.При подобном мироощущении возникал еще один важнейший для русского сознания идеал — идеал свободной, нравственно ответственной личности. В русском понимании человек — это Божие создание, а значит, несет огромнейшую, почти Божественную ответственность за себя и за весь мир. При этом русский человек жил не только по Десяти ветхозаветным заповедям, но стремился соответствовать Заповедям блаженства, которые принес людям Спаситель, даровавший и «новую заповедь»: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга… Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 13:34; 15:13).
В православном толковании идеи Святой Троицы и всемирного спасения русское сознание выразило свою жажду всеобщности, «всеединства», ибо оно — сознание коллективистское, общинное.
В православном миропонимании объясняется и смысл существования самой России, как его понимали наши предки: на протяжении тысячи лет Россия как особая цивилизация готовилась только к одному, но самому важному деянию — к битве с антихристом. Более того, русские православные люди стремились побороть антихриста еще до его прихода на Землю, а если и не побороть, то максимально ослабить его воинство. В этом состояло и состоит главное предназначение России на Земле — удержание мира в Истине, спасение мира от антихриста. В этом состоял великий духовный смысл русского бытия на Земле.
Однако позднее, со все больше утверждающимся в русском обществе рационализмом, происходит снижение смысла бытия. К примеру, в конце XIX — начале XX вв. русскому обществу была предложена идея социализма (коммунизма), которую противопоставили идее «западного прогресса», а коллективистские идеалы социализма оказывались вроде бы похожи на традиционные русские коллективистские идеалы. Однако в социализме не было главного — духовной составляющей. В этом и состоял главный обман, главная подмена XX столетия — традиционные духовные идеалы русского народа попытались подменить идеалами земными, пусть и имеющими коллективистскую сущность. Однако вековечные Высшие идеалы, как оказалось, очень трудно для русского человека примирить со ставшими крайне влиятельными земными идеалами «прогресса». И сам народ нашел путь своего духовного спасения в этот период — идея защиты Отечества, в которой русское сознание соединило Небесные и земные идеалы, стала, по сути, ведущей и главной. Но идеи коммунизма и Отечества так и не смогли совпасть в русской душе полностью, ибо им не хватало истинного — Высшего света. Коммунизм — идея земная, пусть и мифологизированная русским сознанием, однако не способная заменить собой потребности в метафизически-Высшем. А этого Высшего вроде как бы и не было, его «отменили».
Новая смута конца XX века принесла России еще большее, можно сказать, максимальное снижение смысла бытия. Теперь в качестве общественных смысловых идеалов были предложены идеалы потребительского общества. Из нашей жизни исчезла теперь не только духовная, но и общественная составляющая. Иначе говоря, если коммунизм стремился уничтожить духовный мир русской души, то торжествующий ныне капитализм нанес удар и по коллективистским основам русского народного сознания. И ныне русский человек превращается практически в животное, озабоченное лишь заработком хлеба насущного, теряя свои архетипические черты.
Вот здесь и выявляется основная причина всех потерь и трагедий в жизни России и русского народа в XX — начале XXI столетий. На протяжении всего этого времени происходило постепенное, насильственно насаждаемое и искусственно культивируемое снижение смысла бытия русского народа на земле. И это снижение смысла бытия выдавалось за «прогресс» общества. А русский народ, увлеченный гонкой за «прогрессом» и отказавшийся от определенного ему Богом великого духовного смысла, в результате начал… вымирать. Оказывается, торжество земных идеалов означает физическую смерть русского народа. Поэтому окончательный отказ от великого духовного смысла бытия, что произошло с насильственным утверждением в общественном сознании идеала потребительского общества, приводит не к расцвету, а к гибели русского народа.

 
* * *
Однако… За нашу тысячелетнюю историю мы, как это ни странно, довольно часто теряли — и веру, и, как следствие, семью, теряли народ и границы государства, устремлялись за призрачным материальным богатством и тоже от этого потом жестоко страдали. И правящая элита, забывая о своем служении, нас нередко предавала ради собственных интересов. Всё в истории, всё в жизни повторяется. Но эта повторяемость, эта определенная цикличность истории, дает нам огромный шанс на исправление допущенных уже нами, людьми XXI века, ошибок и наделанных нами глупостей. Ибо наши предки все же находили способы преодоления всяческих кризисов и вновь обретали потерянное. И многие события даже последних, казалось бы, абсолютно катастрофических для державы и народа двадцати лет, показывают, что в сердцах людей вновь загорается тот огонек, прежде всего, духовный огонек, который обрели наши предки, и возжигая который в себе, они и выбирались из самых низов падения. Мы, слава Богу, до этих низов еще не опустились.
У русского народа есть черта — народ мудрее всех тех, кто о нем что-нибудь пишет и говорит. И в самые сложные исторические периоды в народе включается некий инстинкт самосохранения.
И здесь снова прибегнем к помощи статистики. К примеру, несмотря на все более насаждаемые идеалы потребительского общества, только 18% населения считают сегодня, что богатство может сделать человека счастливым. Одновременно в сознании людей все больше укрепляются традиционные ценности — любовь близких, здоровье, благополучие детей, хорошая работа. Об этом, в частности, свидетельствуют ответы на вопросы социологов, опубликованные в газете «Коммерсант» в начале 2006 года под обобщенным образом «Ивана Ивановича». Иван Иванович — это не человек, это мнение, самое распространенное в 2005 году в российском обществе мнение по тому или иному вопросу (проценты в скобках показывают, насколько именно распространенное). Приведем некоторые наиболее интересные ответы Ивана Ивановича, имеющие отношение как раз к духовно-нравственной сфере.
«Иван Иванович — оптимист. Он полагает, что через год (два, десять) будет жить лучше, чем сегодня. Сколько раз ни спрашивают его социологи (а они задают подобный вопрос не реже раза в месяц), столько раз он отвечает, что завтра будет лучше, чем вчера.
Иван Иванович — патриот своей страны. Именно страны. Он на 48% ощущает себя жителем России, а не своего города, села, области, Европы, Азии, мира, Вселенной.
Наш герой полагает, что нравственность в обществе упала в последние годы (69%). Ивану Ивановичу очень близок, ближе других, политический лозунг «Возвращение к традициям и моральным ценностям» (33%). Общественную мораль и нравственность должны защищать в первую очередь детские сады, школы, ПТУ и вузы (96%).
Ивана Ивановича волнует рост алкоголизма и наркомании (59%). Знакомых наркоманов у Ивана Ивановича нет (80%), сам он наркотиков тем более не пробовал (93%), но знает, что употребление наркотиков "никогда не может быть оправдано" (92%). Он знает, что по сравнению с советским временем люди сейчас стали пить больше (61%), но с этим можно бороться, запретив продажу алкоголя молодежи до 21 года (56%).
Иван Иванович постоянно сталкивается с хамством (73%), но считает, что отвечать хамством на хамство недопустимо (60%). Хотя в обществе в последние 10-15 лет усилился цинизм (57%), сам Иван Иванович гордо заявляет: «Я лучше не добьюсь успеха в жизни, но никогда не переступлю через моральные принципы и нормы» (52%).
Иван Иванович часто задумывается о смысле жизни и ее целях (43%), часто или почти всегда доверяет другим людям (45%) и верит в Бога (53%)».
Как можно видеть, среднестатический российский гражданин, участвующий в социологических опросах (тот самый Иван Иванович) сегодня очень серьезно относится к вопросам духовным и моральным. А значит, для среднестатического российского гражданина по-прежнему, вопреки всему, остается важной потребность в спасении своей человеческой сущности, недаром 43% опрошенных задумываются о смысле жизни, 53% опрошенных верят в Бога, а 52% не хотят переступать через моральные принципы ради успеха в жизни. Значит это и то, что, несмотря на все духовные разрушения и нравственные катаклизмы, которые потерпела Россия в последние сто лет, традиционное мировосприятие еще живо в народе.
К жизненной позиции среднестатического Ивана Ивановича, как это ни странно, близка и московская молодежь, которая, несомненно, является отдельной социальной группой среди российской молодежи вообще. Проведенное социологической компанией «Башкирова и партнеры» исследование, посвященное московской молодежи, ее социальным и политическим требованиям и воззрениям (февраль 2005 года), показало общий нелиберальный настрой московской молодежи. К примеру, 79,5% опрошенных, так или иначе, уверены в том, что России нужна национальная идея, причем 42% заявляют о безусловной необходимости ее наличия. И только 17,3% респондентов уверены в обратном. Также была выявлена закономерность, что с ростом уровня образования увеличивалось число тех, кто выступает за наличие национальной идеи. Почти половина респондентов с высоким уровнем образования (48,2%) — в качестве таковой назвали «патриотизм». Еще 18,2% молодых москвичей полагают, что в качестве национальной идеи в России лучше всего подходит державность. Национальную самобытность отметили 8,6% респондентов, социализм и православие по 5,4%. Капитализм как российскую национальную идею видят лишь 3,4% респондентов. Менее же всего в этом качестве отвечавших на вопросы социологов привлекают либерализм и коммунизм — по 1,1%.
Исследователи пришли к выводу, что нынешняя молодежь вовсе не та, на которую надеялись реформаторы-демократы начала девяностых, ожидая, что, когда вырастет поколение, свободное от бремени Советского Союза, в России начнется либеральный бум. Об этом же могут свидетельствовать и данные общероссийских опросов, утверждают сотрудники компании «Башкирова и партнеры». В целом же можно констатировать, что молодежь в возрасте от 18 до 29 лет, как это ни странно звучит, является, пожалуй, самой политически консервативной частью общества.
А ведь подобные исследования особенно интересны, потому что именно запросы молодого поколения уже в скором будущем будут все сильнее влиять на формирование политической и социальной систем в России.
Еще несколько статистических показателей, свидетельствующих о желании народа избавиться от поразившей его духовно-нравственной болезни. В сентябре 2006 года компания «Башкирова и партнеры» провела специальное исследование, посвященное изучению мнения россиян относительно преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательной школе. Более половины опрошенных родителей заявили о своем желании, чтобы их детям преподавали в школе «Основы православной культуры» (51,7%). Против изучения данного предмета высказались 23,6% родителей. Причем, противников ОПК больше всего в Москве (28,9%), а больше всего сторонников — в Нижнем Новгороде (60,5%) и Новосибирске (60%).
В другом опросе сотрудники компании «Башкирова и партнеры» просили респондентов решить, в какой степени они согласны или не согласны с утверждением: для России было бы лучше, если бы у власти находилось больше истинно верующих людей? И больше половины опрошенных (54,3%) ответили, что считают наличие верующих людей во власти благом для России (противоположного мнения придерживаются лишь 17,2% респондентов).
И еще несколько цифр. 30 октября 2006 г. на сайте «РИА-новости» было размещено сообщение о результатах социологического опроса, проводившегося сотрудниками социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в сентябре-октябре 2006 г. В соответствии с данными этого опроса, 83% граждан России называют себя христианами, из них более 50% — православными. Интересен факт: чем люди старше, тем больше они идентифицируют себя именно с православием, а не просто с христианством. При этом в Москве считают себя христианами около 90% опрошенных; атеистов в целом по России до 10%, мусульман — 3,5% (в Москве — 0,8%), буддистами себя назвали 0,4% опрошенных (1,6% — в Москве), католиками — соответственно 0,3% и 0,5%.
Но при том, что более 80% считают себя христианами, а половина — православными, только 14% респондентов на вопрос, как они представляют Бога, согласились с тем, что «Бог — это Троица».
Авторы исследования отметили также, что только 23% христиан считают важными обряды. 69% из тех, кто называет себя последователями Христа, соглашаются с тем, что в храм можно не ходить, обряды можно не соблюдать. (При этом 40% опрошенных мусульман считают посещение богослужений и соблюдение религиозных обрядов обязательными).
Другие данные подтверждают определенный ренессанс религиозного миросозерцания в России. Сайт «Православие.ru», со ссылкой на журнал «Фома», опубликовал интервью с руководителем сектора социологии Института общественного проектирования Михаилом Тарусиным, который отметил, что еще 15 лет назад страна официально считалась атеистической, но если тогда атеистами называли себя около 35% населения, то сегодня эта цифра сократилась в два с лишним раза — до менее 15%. В традиционно исламских регионах соотношение примерно то же: там людей, считающих себя мусульманами, тоже примерно две трети. В то же время, те, кто называют себя сегодня православными христианами, чаще делают это по этнографическому, культурному и историческому признакам. Только около 15% опрошенных можно назвать людьми воцерковленными, поскольку они каждый месяц и чаще посещают храм и участвуют в таинствах. Впрочем, что в конце 1980-х годов таких было всего 4% населения, а во второй половине 1990-х — около 6%.
Касаясь возрастных характеристик православных россиян, М. Тарусин отметил, что если средний возраст верующих в середине 1980-х годов был равен 62–63 годам, то сейчас — примерно 44–45 лет. Воцерковленных православных верующих среди представителей среднего класса примерно 11–12%. Таким образом, приходит к выводу М. Тарусин, религиозность российского общества растет небывалыми темпами.
И, наконец, М. Тарусин подчеркнул, что, по их данным, в обществе Церковь стоит на втором месте по уровню доверия после института президента (ей доверяют 58,8% опрошенных). Это, по словам социолога, является во многом уникальной тенденцией, поскольку на Западе Церковь не является институтом, который обладает высокой степенью общественного доверия.

 
* * *
 
И все эти многочисленные цифры свидетельствуют — больной хочет выздороветь. Однако, как видно, сами по себе приведенные цифры социологических опросов — противоречивы. Они показывают, что процесс духовно-нравственного оздоровления только начался, они свидетельствуют лишь о тенденции, о желании исправить существующее положение.
Поэтому не стоит и преувеличивать надежд на «природные свойства», «природные нравственные качества», «природную религиозность» русского народа. Не стоит забывать, что каждое поколение, даже в той, давней, православной России, должно было заново открывать для себя Христа. Ибо искренняя вера — это не простое, традиционное следование обрядам, привычка, приобретенная в семье. Искренняя, настоящая вера всяким человеком обретается в его личных духовных переживаниях и никакая семейная привычка здесь не поможет. Духовная, и, как следствие, и политическая мощь России во все века и держались на том, что власть и Церковь создавали условия для того, чтобы каждое пришедшее в этот мир новое поколение, более того, каждый человек, родившийся в Русской державе, мог обрести Христа — лично обрести. Кстати, важнейшей обязанностью русского правителя, государя состояла в том, чтобы дать возможность каждому подданному стать настоящим христианином. И не в том было дело, чтобы силой заставить ходить человека в церковь, а нужно было предоставить возможность для личного выбора каждым человеком пути к духовному преображению, чего, как вы понимаете, никакой силой не достигнешь, только любовью. И опасность утери искренней веры — она тоже всегда существовала, недаром же один из главных заветов, который давали русские князья и цари своим потомкам и наследникам, звучал однозначно: храните веру православную! И многие беды, обрушивавшиеся на нашу страну, были связаны с тем, что те или иные правители плохо исполняли эту свою обязанность. Об этом свидетельствуют, к примеру, все древнерусские религиозно-философские памятники, созданные в моменты политических кризисов, ведь главный их призыв, обращенный и к правителям, и к простому народу, заключался в одном: верните в свои души веру, обретите страх Божий, и Господь не оставит вас, и все опять наладится. Нам, рационализированным созданиям, нынче трудно поверить в действенность подобных рецептов, но ведь так и происходило — всё налаживалось, и Россия, обретя новое, очередное для себя открытие христианской истины, вновь обретала и политическую стабильность.
Так что «природная» религиозность, «природная» нравственность — это, на самом деле, результат огромного многовекового и каждодневного труда, из поколения в поколение выпестованная потребность в духовном преображении, и из поколения в поколение предоставляемая возможность найти путь к духовному преображению. Ведь вера — это и есть серьезный труд по духовному преображению самого себя и окружающего тебя мира.
Поэтому все упования на некую «природную» религиозность и «природную» нравственность русского человека — это тоже из числа мифов о России. Да, у нашего народа есть понимание (может быть, и интуитивное понимание) того, что общество в целом пребывает в духовно-нравственном кризисе. Да, у нашего народа сегодня есть высокая и глубокая потребность в исправлении этой кризисной ситуации, в духовном осмыслении своего бытия. Но для того чтобы эта потребность стала реальностью, нужно очень много потрудиться. И власти, и обществу, и каждому человеку.
Повторим еще раз, что статистика, сведения социологических опросов свидетельствуют: российское общество больно, но, осознавая собственное болезненное состояние, «больной» хочет выздороветь. Пока трудно сказать, насколько это желание утвердилось в общественном сознании. Задача и состоит в том, чтобы помочь больному российскому обществу окончательно осознать собственную болезнь и избавиться от своих духовных и нравственных недугов посредством восстановления традиционных духовно-нравственных ценностей.

 

 

Впрочем, анализ духовно-нравственного состояния общества всегда сложен и всегда субъективен. Сложен потому, что любые анализы должны основываться на неких объективных данных, в данном случае, видимо, именно на данных тех или иных социологических опросов. Но, как известно, любые сведения социологических опросов, особенно в столь деликатной сфере, как духовно-нравственные ценности, имеют относительную (иногда очень относительную) объективность. А субъективен по той причине, что даже самые объективные сведения социологических опросов необходимо осмысливаются исследователем в той или иной системе ценностей. Следовательно, результаты «осмысления» могут быть иногда диаметрально противоположны, в зависимости от той самой ценностной шкалы, которой придерживается исследователь.



Читайте также на нашем сайте:
 
 
 


Опубликовано на портале 13/03/2007



Мнения авторов статей могут не совпадать с мнением редакции

[ Главная ] [ Карта портала ] [ Поиск ] [ Наши авторы ] [ Новости Центра ] [ Журнал ] [ Обратная связь ]
Все права защищены © "Перспективы", "Фонд исторической перспективы", авторы материалов, 2011, если не обозначено иное.
При частичной или полной перепечатке материалов ссылка на портал "Перспективы" обязательна.
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № №ФС77-61061 от 5 марта 2015 г.

Яндекс.Метрика