Главная Карта портала Поиск Наши авторы Новости Центра Журнал

Незападные концепции глобализации

Версия для печати

Избранное в Рунете

Владимир Култыгин

Незападные концепции глобализации


Култыгин Владимир Павлович - доктор философских наук, профессор, руководитель Исследовательского комитета "История и теория социологии" Российского общества социологов (Москва).


Настоящий материал анализирует взгляды исследователей из стран третьего мира и так называемых антиглобалистов на характер и теоретическое осмысление современных глобализационных процессов. Источниковедческой базой работы послужили данные Института проблем экономического развития при ЮНЕСКО, материалы международной социологической конференции «Глобализация, неравенства и идентичности», состоявшейся по инициативе Социологической ассоциации Южной Африки (Претория, июль 2001), новейшие зарубежные научные публикации по данной тематике.
Разные авторы по-разному трактуют зарождение концепции глобализации. Ряд авторов называет создателем первой глобализационной концепции шотландца Адама Смита и француза Шатобриана.
В последнее время, по свидетельству И. Валлерстайна, одними из наиболее острых проблем глобализации становятся проблемы образования, его качества и доступа к нему.
Несмотря на активное расширение глобализационных процессов, одновременно повышается также и роль автономных решений, принимаемых социальными субъектами на разных уровнях.
Глобализация порождает много проблем. Так, процессы глобализации затрагивают не только экономику и политику, но и культуру, этос и т.д. Теоретики утверждают, что глобализация касается и либидо. В частности, этому посвящена монография «How Global is Sexual Life» («Насколько глобальна сексуальная жизнь»).
Для очень многих, как теоретиков, так и практиков, критерием прогресса является возможность экономического роста. Однако приветствуемая Западом неолиберальная политика как правило приводит к пауперизации многих государств.
Возможность национальных государств решать собственные проблемы снижается.
В третьем мире в настоящее время многие рассматривают потерю суверенитета в качестве платы за вступление в глобализированный мир. На самом же деле глобализация ведет в целом к снижению экономического роста. Директор Института экономического развития при ЮНЕСКО проф. Мкандавире считает, что любые доказательства противоположного часто основаны на эквилибристике и манипуляции статистикой.
Дает ли глобализация возможность развиваться государствам демократически? Исследования Института развития ЮНЕСКО доказали, что в Африке наблюдается прямо противоположная тенденция. На деле идет стандартизация форм и методов политической деятельности и возникает так называемая «тропикализированная демократия». Проникновение глобализационных процессов ведет в этом регионе в качестве результата возникающей борьбы к упору не на общенациональные, но наместнические интересы.
Очень часто глобализация несет с собой снижение прозрачности и контролируемости происходящих социальных процессов. Как правило, с глобализацией распространяется тип построения административных систем, присущий авторитарному англосаксонскому авторитету и в экономике, и в политике.
Характер поведения капитала сегодня значительно отличается от поведения капитала в 70-80-х гг. XX в. Поскольку прерогатива принятия решений все больше отбирается у национальных правительств, у государств, не имеет значения, демократичны они или нет. С расширением глобализации развитие как основная цель политики уходит на задний план и вообще исчезает. Снижение значимости национальной политики подрывает ценность социальной справедливости, что выражается иногда в приходе фашизоидных правительств к власти с помощью насильственного нажима рынка.
В действительности же глобализация должна быть лишь средством, а не целью развития. Разные страны глобализируются самыми разными способами. К сожалению, общество не создало еще институтов, которые поставили бы глобализацию под социальный контроль и заставили бы ее служить людям.
Еще один аспект глобализации — идеологический. Глобализация вносит в жизнь новые фетиши. Совсем не случайно, что в теоретических построениях транснациональных корпораций и западных теоретиков термин «модернизация» активно вытесняется термином «глобализация». Подоплека этой тенденции носит идеологический характер. Вспомним, что первоначально модернизацию связывали с необходимостью кардинального улучшения экономического и социального положения всех обществ и всех слоев населения. Концепция глобализации латентно предполагает, что комфортные условия жизни невозможно обеспечить всем обществам и всем слоям населения. Фактически концепция глобализации легитимизирует не только социальное неравенство в современном мире, но и отказ от борьбы за достижения социального равенства и в будущем. В этих условиях, по мнению проф. Мкандавире, национализм обеспечивает прогрессивный баланс в развитии глобализационных процессов.
Положительным примером такой практики он, в частности, называет ситуацию в Замбии.
Профессор-африканист из США Деннис Брутус считает, что глобализация действует по принципу «profits before people» (прибыли важнее людей). По его оценке, с распространением глобализации из социальной жизни уходят человеческие ценности, деньги верховенствуют над моралью. В качестве примера он приводит положение в текстильной промышленности Никарагуа, ставшей зоной свободной торговли. На текстильных фабриках, принадлежащих тайваньским текстильным магнатам, установлен жесточайший режим, определяющий, в частности, сколько раз и на какой срок женщина может выйти в туалет. Работниц немедленно выгоняют, если они пытаются организовать профсоюз или вступить в него. Таким образом, глобализация становится мощным стимулом для эксплуатации и сверхэксплуатации.
Очень красноречив пример с приватизацией водоснабжения в Южной Африке. Все водные ресурсы водоснабжения в ЮАР монополизированы транснациональной корпорацией французского происхождения. В результате половина семей в ЮАР не имеет водопровода в своих жилищах, а годовой оборот водной компании примерно равен годовому бюджету страны. Та же ситуация характерна и для электроснабжения ЮАР. К сожалению, этот пример не является единичным. В Боливии водоснабжение монополизировано компанией «Бектел». В провинции Кочибамба развернулось широкое общественное движение под лозунгом: «Бектел — вон из Кочибамбы!».
Примечательно, что антиглобалистские движения все более широко сотрудничают с антирасистскими движениями. Так, прошедшая осенью 2001 г. в Дурбане конференция против расизма, была организована совместно с антиглобалистами под лозунгом: «Они хотят организовать подавление мира. Мы организуем сопротивление!».
Одна из видных деятелей антиглобалистского движения Фатима Мейер говорит о том, что глобализация создает сатаническое разделение людей на богатых и бедных, на потребляющих и тех, кто должен оставаться на обочине. Ей принадлежит термин «тирания успеха», выражающий суть идеологии консумеризма, которую проанализировал еще Г. Маркузе в своем знаменитом «Одномерном человеке».
Проф. Мбеки охарактеризовал глобализацию как бизнес, целью которого является антидемократия. С приходом глобализации полностью улетучивается финансовая прозрачность бизнеса, сокращается заработная плата. Она несет с собой новую форму западного рабства, характерной чертой которого является то, что при глобализации нет персонифицированного Хозяина — все деперсонализировано.
Агентами глобализации являются трудовые контракторы — люди, осуществляющие найм лиц наемного труда. Главное последствие глобализации в сфере труда — рост безработицы. Чаще всего результатом расширения глобализации является обострение
конфликтов между бизнесом, местными органами, власти и жителями. Типичными проявлениями этих конфликтов являются, в частности, частые отключения электроэнергии. Проф. Мбеке закончил свое выступление призывом: «Бедняки всех стран — объединяйтесь!», призвал создать Власть Народа под лозунгом: «Пусть народ действует солидарно!».
Типичный представитель антиглобалистов, профессор американского университета в Каире Аруи Мафеле так охарактеризовал себя: «Я не социальный интеллектуал, я не активист, я органический интеллектуал, я — гандист». По его словам, сегодня идет глобализация интеллекта, и на этой основе возникает новый империализм. Глобализация идет под лозунгом: «Капиталисты всего мира — объединяйтесь!». Происходит концентрация капитала для завоевания всего мира, и, по оценке Мафеле, она достигла уже примерно 45%. По его мнению, глобализация — это не естественный процесс, она управляется политически. Главный противник глобализации — национальная оппозиция.
Согласно Мафеле, социалисты потерпели определенное поражение. В современных условиях классовый подход трудно применим, поскольку, например, европейские рабочие сотрудничают с европейским капиталом и расистски ориентированы.
Распространение глобализации основано на использовании социальных противоречий. Ключевым понятием в борьбе против глобализации является социальная справедливость, в качестве примера успешного противостояния негативным аспектам глобализации он приводит Танзанию. В Танзании нет национальной буржуазии. Единственная реальная политическая и экономическая сила страны — ее правительство. Правительство считает, что если начать приватизацию, то это будет означать поражение.
Основной принцип борьбы с глобализацией — социальная справедливость. Все люди должны иметь равный доступ к гражданским правам. Когда капитал контролирует все дела, это уже не свободный рынок. Взять хотя бы в пример то, как Клинтон оказывал политическое давление на Японию с целью, чтобы японцы сами ограничили свое проникновение на рынки США.
Если бедность является злом, то почему же нам не остановить ее также, как мы пытаемся остановить распространение наркотиков? А факты таковы, что сегодня США потребляют 30% мировых ресурсов и производят 25% загрязнения в мире.
Выход Мафеле видит в создании новых видов социальных движений — движений за базовые социальные услуги. Индийская исследовательница Катерина Бивак считает, что в современных условиях империалистами следует считать не только США, но и Европу, поскольку и она пользуется плодами глобализации в ущерб странам третьего мира. Анализируя общественные движения в Америке, она констатирует, что в США наряду с глобалистами есть и сильное антиглобалистское движение, причем как левое, так и правое. Ею выделяется четыре аспекта анализа глобализации. Первый аспект — экономический. Чаще всего он протекает в форме американизации предпринимательства. Бивак считает, что сам термин глобализация транснациональные корпорации украли у социалистов.
Второй аспект — социальный. Речь идет о кардинальной смене акцентов и в иерархии ценностей, и в характере социальных отношений.
Третий аспект — политический. Важнейшими из политических моментов являются конституционные изменения. Возникли и расширяют свое влияние транснациональные субъекты власти, сокращается суверенитет национальных правительств.
Наконец, четвертый аспект — культурная сторона дела. Идет интенсивнейшая американизация быта многих стран мира. Символами этих процессов являются пепси
и кока-кола, бейсболки, рэп, рок, попса и многое другое. Носителями глобализационных процессов являются такие фирмы, как Макдональдс, Пицца-хат, Найк, Адидас и др.
 
 


Опубликовано на портале 01/01/2007



Мнения авторов статей могут не совпадать с мнением редакции

[ Главная ] [ Карта портала ] [ Поиск ] [ Наши авторы ] [ Новости Центра ] [ Журнал ]
Все права защищены © "Перспективы", "Фонд исторической перспективы", авторы материалов, 2011, если не обозначено иное.
При частичной или полной перепечатке материалов ссылка на портал "Перспективы" обязательна.
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № №ФС77-61061 от 5 марта 2015 г.

Яндекс.Метрика