Главная Карта портала Поиск Наши авторы Новости Центра Журнал

«Мягкая сила» современной Италии

Версия для печати

Специально для портала «Перспективы»

Елена Василенко

«Мягкая сила» современной Италии


Василенко Елена Владимировна ‒ заместитель директора коммуникационного агентства «Приоритет», кандидат политических наук.


«Мягкая сила» современной Италии

В структуре итальянской «мягкой силы» наиболее весомыми компонентами являются искусство, мода, культура и дипломатия, но в таких сферах, как госуправление и образование, позиции страны недостаточно сильны. Италия входит в число наиболее успешных национальных брендов: согласно рейтингам, страна находится на 7 месте из 50. Сейчас усиливается и инновационный компонент бренда «Италия».

По сравнению с 2012 г. Италия в рейтинге «мягкой силы» переместилась на 4 позиции вверх – с 14-го на 10-е место [1]. Аналитики связывают этот скачок с завершением эпохи С. Берлускони, значительно испортившего международный имидж Италии чередой скандалов – от налоговых преступлений до «дела Руби-Сердцеедки» [2]. Кроме того, отмечается определенное усиление позиций итальянской дипломатии в Европе: в 2014 г. значимым событием стало назначение главы МИД Италии Федерики Могерини Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности.

Италия входит в число наиболее успешных национальных брендов: согласно рейтингам С. Анхольта 2012‒2014 гг., страна находится на 7-м месте из 50 [3]. Стоимость бренда «Италия», по оценкам авторитетного агентства «Brand Finance», составляет 1,289 млрд долл. В 2014 г. страна заняла 11-е место в мировом рейтинге национальных брендов со значением А+ (Сильный бренд) [4].

В «шестиугольнике Анхольта» (рис. 1) Италия имеет наиболее сильные позиции по следующим параметрам: туристическая привлекательность, культура и историческое наследие, экспорт и человеческий капитал. Государственное управление – «ахиллесова пята» Италии: страну преследуют политические скандалы и чехарда премьер-министров. Наиболее точно эту ситуацию обозначил авторитетный журналист и писатель Пьеро Анджела: «У Италии большой потенциал, у нас предприимчивые умные люди, много предприятий, которые прекрасно работают. Проблема в том, что при всей предприимчивости отдельных личностей государственная система лишена гибкости и рациональности».

Рис.1. Шестиугольник Анхольта

бренд Италии.png

Культурную и эмоциональную составляющую имиджа страны русский философ Н.А. Бердяев поэтично назвал «чувством Италии». Богатая культура и вечное искусство, мода и дизайн, живописная природа, эногастрономия [5] и итальянский стиль жизни – вот основные слагаемые итальянской «soft power», которые заставляют миллионы туристов стремиться в эту страну несмотря на кризис, скандалы, мафию (каморру) и неаполитанских мусорщиков.

В образе Италии гармонично соединяются противоположные элементы: эмоциональное и рациональное, традиции и инновации, единство и многообразие, красота и эксцентрика, великая культура и современные технологии, национальный характер и творческий гений отдельных личностей. Имидж строится на гармонии противоположностей и игре парадоксов, одним из которых является мировой успех бренда «Италия» ‒ несмотря на затяжной экономический кризис в стране.

Важную роль в формировании привлекательного имиджа страны играет присущий итальянцам культ прекрасного, благодаря которому они достигли высот в изобразительных искусствах и музыке [6]. Абсолютизация формы (в противовес содержанию), склонность к театральности и внешней эффектности – все эти черты национального характера находят отражение и в образе Италии. Кроме того, в процессе продвижения бренда государства довольно ярко проявились предпринимательские способности итальянской нации, сумевшей превратить мечту об Италии – стране искусства, творчества, стиля и dolce vita ‒ в коммерчески успешный и хорошо продаваемый во всем мире продукт.

Концепция «мягкой силы» ‒ важнейшая составляющая имиджевой стратегии современной Италии. Экс-министр иностранных дел Франко Фраттини отмечал: «культурная составляющая ‒ «soft power» – это притягательная сила, которой обладают лишь немногие страны и которую мы должны использовать максимально эффективно» [7].

Среди основных составляющих «мягкой силы» Италии можно выделить следующие:

‒ культура и искусство;

‒ туристическая привлекательность;

‒ бренд «Made in Italy»;

‒ стиль жизни (кухня, мода и дизайн, концепт dolce vita).

В программном документе МИД Италии «La nuova Farnesina per il Sistema Paese» (2011 г.) получила развитие концепция «Система – Страна» (Sistema Paese). В целом она означает комплексный подход к продвижению экономики, культуры и науки Италии за рубежом, включая координацию Министерством иностранных дел региональных и территориальных инициатив в этой области.

Ведущая роль в реализации политики «мягкой силы» принадлежит Генеральной дирекции МИД Италии по продвижению концепции «Система – Страна». Ведомство появилось в структуре МИД Италии в результате реформы 2011 г., целью его создания было сформировать централизованный подход к продвижению имиджа страны за рубежом в условиях растущей международной конкуренции.

Стратегическими приоритетами политики «мягкой силы» Италии, которые отражены в документе «La Nuova Farnesina per il Sistema Paese», являются: наращивание торгового и экономического сотрудничества с развивающимися странами; усиление позиций итальянских предприятий за рубежом; распространение итальянской культуры и итальянского языка в мире [8].

Культурная дипломатия как компонент «soft power»

Исследования имиджа Италии в мировых СМИ показывают, что ее «мягкая сила» связана с образом страны богатой культуры и исторического наследия: около 30% публикаций посвящены темам выставок, концертов, кинопремьер, фестивалей и прочих культурных событий. Темы моды, дизайна и гастрономии также привлекают внимание СМИ (25% публикаций). Еще 20% публикаций посвящены туристической привлекательности исторических городов и красоте природы Италии [9].

Основным инструментом реализации «мягкой силы» в политике Италии является культурная дипломатия, ставящая целью распространение итальянской культуры за рубежом, популяризацию итальянского языка и образа жизни. Культурную дипломатию осуществляют МИД, Министерство культурного наследия и культурной деятельности, Министерство экономического развития, Национальный институт внешней торговли (L’ICE), некоммерческие организации (в частности, Общество Данте Алигьери).

В области культурной дипломатии Италии значимую роль играет также Центральная дирекция по продвижению итальянской культуры и итальянского языка – ведомство, находящееся в структуре МИД Италии. В сферу компетенции этого ведомства входят:

– распространение итальянских языка, культуры и творчества за рубежом;

– управление сетью Институтов культуры и языковых школ;

– планирование и организация культурных мероприятий;

– интернационализация итальянской системы высшего образования;

– гранты, стипендии и молодежные обмены;

– участие Италии в работе международных организаций в сфере культуры [10].

Одной из удачных инициатив итальянской культурной дипломатии стала масштабная имиджевая программа «Exhibitaly – Итальянское совершенство сегодня. Традиции и инновации». Проект был реализован в 2012 г. при содействии МИД и Министерства экономического развития Италии, его целью было продвижение продуктов «Made in Italy» и итальянского стиля жизни в России. Лейтмотивом программы стала тема «наука, инновации и традиции». Организаторы ставили перед собой задачу представить Италию как страну, чьё совершенство зиждется на тысячелетней культуре и которая на каждом новом этапе развития знания оказывается способной принять вызов настоящего и будущего. Программа представила итальянские культуру и идентичность в наиболее характерных для страны областях ‒ искусстве, архитектурном и природном ландшафте, науке, дизайне, моде и культуре питания. Проект дал возможность укрепить имидж Италии в России, продемонстрировав наряду с культурой ещё и промышленный и экономический потенциалы страны.

Продвижению культуры и языка служат Итальянские институты культуры (ИИК) – «культурный рупор итальянской внешней политики». В настоящий момент в мире действует 90 ИИК, являющихся «местом встречи и диалога интеллектуалов, деятелей искусства и культуры, а также простых граждан, которые стремятся установить и поддержать связь с Италией» [11]. Институт культуры – это не только «витрина» Италии, источник актуальной информации о стране, но и центр продвижения инициатив культурного сотрудничества. Помимо организации курсов итальянского языка, ИИК занимаются проведением мероприятий в различных сферах (искусство, музыка, кино, театр, балет, танец, дизайн, фотография) [12].

Согласно итальянскому законодательству, Институты культуры имеют следующие функции:

· установление в стране присутствия контактов с институтами, организациями и частными лицами, осуществляющими свою деятельность в области культуры, для привлечения их к участию в проектах, направленных на продвижение итальянской культуры и итальянского образа жизни;

· предоставление информации о культурной жизни Италии и деятельности соответствующих институтов;

· организация и продвижение инициатив, культурных мероприятий и выставок;

· поддержка инициатив по культурному развитию итальянцев, проживающих за рубежом, чтобы способствовать как их интеграции в стране присутствия, так и укреплению связей с родиной;

· взаимодействие с итальянскими учеными и студентами по вопросам, связанным с их исследованиями за рубежом;

· продвижение и поддержка инициатив, направленных на распространение итальянского языка за рубежом, в том числе посредством организации контактов итальянских преподавателей с университетами страны пребывания [13].

В целях продвижения итальянского языка и культуры за рубежом ИИК с 2001 г. ежегодно организуют Неделю итальянского языка в мире. Это весьма масштабное культурное событие: так, в 2012 г. в рамках Недели итальянского языка было проведено более полутора тысяч мероприятий в 95 странах и 150 городах мира. Основная цель ‒ представить современную Италию как страну достижений в сферах науки, искусства, высоких технологий, а также познакомить зарубежную аудиторию с итальянскими регионами и их диалектами [14].

Стоит отметить, что деятельность ИИК является не столь масштабной и комплексной, как, например, французской сети «Альянс Франсез», имеющей аналогичные цели. Сеть ИИК достаточно разнородна, представительства в разных странах слабо связаны и редко сотрудничают между собой. Проекты ИИК, согласно исследованиям итальянского фонда «Fondazione Rosselli», не имеют четкой коммуникационной стратегии, способной эффективно представить итальянскую культурную модель в мире [15].

Миссия Общества Данте Алигьери, учрежденного в Риме в 1889 г., – «распространять в мире итальянский язык и культуру, поддерживать связи с соотечественниками за рубежом, прививать иностранцам любовь к Италии и итальянской цивилизации». Сегодня Общество имеет более 100 отделений в Италии и более 400 отделений по всему миру. Оно организует курсы итальянского языка, проводит выставки и концерты, спортивные состязания, кинофестивали, гастроли театральных коллективов, литературные вечера, показы мод.

Туристическая привлекательность

Привлечение туристов является важной составляющей «мягкой силы» Италии. Туристический сектор ‒ один из ключевых в экономике, страна считается пятым по популярности международным туристическим направлением в мире и занимает четвертое место по объемам валютной выручки от зарубежного туризма (по данным Всемирной организации по туризму (ЮНВТО) за 2010 г.) [16]. Вклад туристической отрасли в национальную экономику весьма значителен и равняется примерно 136 млрд евро в год (около 9% ВВП). В отрасли занято более 2,2 млн человек, что составляет около 10% работающего населения страны.

В 2000-е годы Италия в сфере туризма несколько утратила позиции, уступив Испании и Франции. Согласно докладу «Destination Italy 2020», подготовленному The Boston Consulting Group для Министерства туризма и спорта, туризм в Италии имеет ряд системных проблем: низкая конкурентоспособность предложений, слабая инфраструктура, маленькие отели, недостаточно эффективное управление отраслью. Страна проигрывает Испании и Франции в соотношении цены и качества туристического продукта [17].

С целью повышения конкурентоспособности отрасли Министерство в 2013 г. разработало Стратегический план развития туризма «Италия 2020». В нем намечены семь направлений развития: повышение эффективности управления; увеличение поддержки отрасли со стороны государства; «перезапуск» Национального агентства по туризму в измененном формате; создание современного туристического предложения; развитие индустрии гостеприимства, инфраструктуры и транспорта; формирование системы подготовки кадров; увеличение притока международных инвестиций (за счет снятия бюрократических преград) [18]. В случае успешной реализация подобной стратегии Министерство туризма обещает стране к 2020 г. 500 тыс. новых рабочих мест и дополнительный вклад в ВВП в размере 30 млрд евро.

Ведущую роль в сфере продвижения туристического имиджа Италии играет ЭНИТ ‒ Национальное агентство по туризму (ENIT – l’Agenzia Nazionale del Turismo). ЭНИТ находится в ведении Министерства туризма Италии. В настоящее время открыто около 25 представительств ЭНИТ в 20 странах мира.

Заметной инициативой ЭНИТ в 2011‒2012 гг. стал масштабный проект «Italia comes to you», направленный на формирование и поддержание имиджа Италии как важного туристического направления для стран БРИК. Партнерами кампании выступили МИД Италии, Министерство туризма и Итальянский институт внешней торговли. Проект представляет Италию как страну уникальной культуры и творческих возможностей. Частью мероприятия стали выставки «Италия глазами зарубежных художников» экспозиции посвященных этой стране произведений местных живописцев и графиков. В крупнейших городах стран БРИК были организованы выставки-презентации, представляющие туристические предложения регионов Италии, товары «Made in Italy», а также итальянскую культуру и искусство.

По замыслу организаторов, проект «Italia comes to you» ‒ это возможность прожить неделю по-итальянски, почувствовать эту страну, не покидая своей, получить удовольствие от участия в интересных мероприятиях [19].

В России кампания проходила под слоганом «Италия рядом». Выставки и презентации устраивались в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Россияне знакомились с современной Италией, ее культурой, модой, кухней, уникальной природой. Организаторы стремились показать Италию как страну, необычайно близкую России в эмоциональном плане, хотя и географически удаленную. По словам директора московского представительства ЭНИТ Марко Брускини, «через культуру, бизнес, театр и кино, посредством презентаций и организации различных мероприятий мы хотим вызвать у россиян интерес и желание приехать в Италию, чтобы познакомиться с ней и влюбиться в нее навсегда» [20].

В 2009 г. итальянское правительство решило разработать новый логотип страны. Он представляет собой название ‒ Italia, пересеченное волной трехцветной ленты национального флага (рис. 2). Строгий минималистский дизайн бренда, по мнению министра туризма Микеле Брамбилла, призван символизировать «порядок и строгость, легкость и музыкальность страны, а также уникальный образ жизни итальянцев» [21]. Логотип сопровождается слоганом на английском языке: «Magic Italy» («Волшебная Италия»).

Рис. 2. Логотип Италии

Италия логотип.jpg

Новый бренд справедливо критиковался итальянскими экспертами и блогерами за банальность графического решения, отсутствие фантазии, «изюминки», отражающей национальный колорит. Итальянцев возмутила и безальтернативность выбора: «Неужели в Италии, стране талантливых дизайнеров и художников, нельзя было провести конкурс на создание оригинального логотипа, представляющего страну за рубежом?» [22] Слоган «Magic Italy» также сложно назвать оригинальным и запоминающимся. Эксперты предлагали выбрать слоган на итальянском языке, лучше отражающий специфику страны, но при этом интуитивно понятный иностранцам ‒ например, «Ciao, Italia!» или «Bella Italia» [23].

Всемирная выставка ЭКСПО-2015 в Милане

Важнейшим событием в контексте продвижения имиджа Италии стала Всемирная универсальная выставка ЭКСПО-2015, которая проходит в Милане под девизом 2Накормить планету. Энергия для жизни» (Nutrire il Pianeta. Energia per la Vita). Основная задача выставки ‒ поиск путей решения продовольственной проблемы в мире, обеспечение всех людей на планете здоровой и безопасной пищей при сохранении природного и экологического равновесия. Выбранная тема актуальна, поскольку в мире, по данным ВОЗ, голодают и недоедают около 850 млн человек. ЭКСПО-2015 в Милане призвана продемонстрировать лучшие мировые достижения в сфере питания, раскрыть традиции и инновационные технологии в этой области.

Ожидается, что за время работы выставки с 1 мая по 31 октября текущего года ее посетят около 20 млн гостей. В рамках ЭКСПО-2015 запланировано проведение нескольких тысяч культурных и спортивных мероприятий, позволяющих взглянуть на историю продовольствия и питания человека как через призму культурных ценностей, так и в аспекте новейших технологий.

Милан готовился к проведению ЭКСПО пять лет, расходы превысили ожидаемые почти на 30 млн евро, при этом большая их часть пришлась на строительство итальянского павильона Palazzo Italia. Проблемы финансирования решались при помощи государственно-частного партнерства. Крупные итальянские компании («Enel», «Intesa SanPaolo», «Fiat-Chrysler», «Coop») инвестировали в мероприятие около 250 млн евро. При этом ожидаемый экономический эффект для туристического сектора Италии от проведения ЭКСПО, по оценкам экспертов, составит около 5 млрд евро.

Благодаря ЭКСПО-2015 Италия получит возможность показать свои уникальные достижения в индустрии питания, здорового образа жизни и высоких технологий. Впоследствии площадку всемирной выставки планируется превратить в современный высокотехнологичный кластер, «город будущего» ‒ Digital Smart City. ЭКСПО-2015 может стать глобальной площадкой для «перезапуска» бренда Italia в контексте обновления и переосмысления традиционных ценностей ‒ c акцентом на креативность, экологическую ответственность, новые технологии.

Бренд «Made in Italy» как фактор привлекательности страны

«Made in Italy» ‒ своеобразный знак качества, символ элегантности, роскоши, утонченного стиля и прекрасного вкуса. Этот бренд считается самым узнаваемым и популярным в мире после «Visa» и «Coca Cola». Здесь действует маркетинговый «эффект страны происхождения» (country of origin effect), влияющий на выбор товара потребителем. Как отмечает специалист в области брендинга С. Анхольт, Италия с поразительной легкостью придает любым своим товарам определенные смысловые оттенки. Вы чувствуете, что не отстаете от современной моды, если на вас надето что-то от Армани или Гуччи. То же самое чувство возникает у вас, когда вы отправляетесь в отпуск на пляжи в окрестностях Амальфи, готовите penne all’arrabbiata, берете уроки итальянского языка, даете детям имена Лючия и Стефано [24].

Основными составляющими бренда «Made in Italy» традиционно считаются три сектора: гастрономия, мода и мебель. Итальянские исследователи также включают в него инженерно-технический сектор, дизайн и производство товаров для дома, сферу досуга и отдыха [25].

Развитие бренда «Made in Italy» началось в 1950‒60-е годы (в период итальянского экономического бума) с расцвета итальянской моды. Одновременно шло динамичное развитие дизайна и мебельного производства. Довольно быстро итальянская модная индустрия перехватила пальму первенства у французов, которые более века были признанными законодателями тенденций в этой области. Уже к концу XX в. итальянские кутюрье сумели потеснить французскую моду, опережая ее по нескольким параметрам: 1) демократичности и доступности; 2) количеству модельеров; 3) разнообразию предложений [26].

Экономический рост в Италии достиг своей кульминации в конце 1980-х годов, когда случился знаменитый «обгон» (Sorpasso): Италия объявила о том, что ее ВВП превысил британский. На этот же период, соответственно, приходится и расцвет бренда «Made in Italy» и бум экспорта итальянских товаров за рубеж.

Особенностью производства в Италии является распространение малого бизнеса, небольших фирм, продукция которых и составляет большую часть экспорта товаров с логотипом «Made in Italy». Это характерно преимущественно для пищевой и обрабатывающей промышленности, а также для производства оборудования и бытовой техники. Так, несмотря на существование в этих отраслях крупных концернов («Barilla», «Ferrero», «Parmalat», «Riello», «Electrolux», «Whirlpool» и др.), большая часть продукции производится маленькими компаниями. Согласно официальной статистике (ISTAT), уровень предпринимательской активности в Италии один из самых высоких в ЕС, при этом средняя численность работников на предприятии малого бизнеса равна 3,9 [27].

Сегодня бренд «Made in Italy» переживает непростые времена. Однако несмотря на экономический кризис и банкротство множества малых предприятий, которые традиционно производили значительную часть экспортируемых товаров, бренд не теряет своей популярности в мире. Об этом красноречиво говорят цифры: экспорт товаров «Made in Italy» составляет около 20% ВВП Италии. По этому показателю страна способна конкурировать с самыми развитыми экономиками мира.

Одним из важных социокультурных факторов, способствовавших развитию бренда «Made in Italy», стал национальный характер ‒ природная склонность итальянцев к прекрасному, их жизнелюбие и способность наслаждаться маленькими радостями (для обозначения этого феномена в итальянском языке существует выражение «искусство жить» ‒ arte del vivere). Популярность итальянского стиля жизни – красивой, легкой и непринужденной dolce vita – также способствует формированию привлекательного имиджа страны.

Стиль и образ жизни, объединенные в концепте «italianità», являются важной составляющей «мягкой силы» Италии. «Italianità» в переводе означает «принадлежность к итальянской нации, итальянский национальный характер, сущность Италии». Исследователи семантики включают в категорию «Italianità» комплекс ассоциативных понятий, возникающих при упоминании об Италии:

чувственно воспринимаемые: искусство, культура, кухня, мода и дизайн, автомобили;

эмоциональные: праздники, прекрасная природа, вкусная еда, красота, дружба, радость, симпатия;

рациональные: история, язык [28].

Согласно исследованию, проведенному в Италии среди молодых людей от 18 до 30 лет, основным национальным символом считается итальянская кухня (так считают 78% опрошенных). Далее следуют культура, исторические памятники, спорт, музыка, мода и товары «Made in Italy» [29]. В свою очередь, за рубежом с Италией и «Italianità» ассоциируются не только великие имена Данте, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Джотто, Феллини, римский Колизей, Флоренция и Неаполь, но также стереотипный ряд «пицца, паста, футбол».

Dolce vita как успешный бренд

Dolce vita ‒ «сладкая жизнь» стала после выхода одноименного фильма Ф. Феллини («La dolce vita», 1960 г.) практически синонимом Италии в восприятии иностранцев. В фильме показаны будни римской аристократии, интеллигенции и богемы в конце 1950-х годов ‒ в эпоху экономического бума и развития общества потребления в Италии. При этом сам Феллини считал свой фильм сатирой на жизнь итальянской элиты и хотел показать «противоречия, неуверенность, усталость, абсурдность, неестественность определенного образа жизни» [30].

В дальнейшем стереотип об Италии как стране dolce vita получил весьма широкое распространение, несмотря на то что он весьма далек от истины. Итальянский образ жизни стал своего рода брендом, обеспечивающим приток туристов, желающих почувствовать себя героями «Сладкой жизни». Стереотип dolce vita означает, что итальянцы «вкусно едят, красиво одеваются, водят мощные автомобили, тратят значительные суммы на развлечения, непрестанно путешествуют по обоим полушариям; итальянцы занимают первое место в мире по импорту французского шампанского и индийского кашемира на душу населения, и это все происходит даже в кризисные периоды, когда все остальные, включая и страны-кредиторы, потуже затягивают ремни» [31].

Однако жизнь современной Италии совсем не похожа на «сладкую жизнь» из фильма Феллини. Существует определенный контраст между имиджем и реальностью: итальянцы (особенно на севере) много работают, в период кризиса склонны к экономии, а товары индустрии роскоши идут в основном на экспорт.

Почему же стереотип «сладкой жизни» оказался столь живучим и стал неотъемлемой частью имиджа страны? Культурологи полагают, что склонность к «сладкой жизни» казалась иностранцам логическим продолжением другой итальянской особенности ‒ любви к красоте и искусству. Как бы то ни было, миф о dolce vita является важной составляющей «мягкой силы» Италии, повышая привлекательность страны за рубежом.

Подводя итог, можно выделить две основные проблемы, препятствующие развитию потенциала итальянской «soft power»: отсутствие единой коммуникационной стратегии, объединяющей различные инициативы министерств и ведомств на центральном и региональном уровне, и недостаточный уровень финансирования, что связано с финансово-экономическим кризисом в стране. Очевидно, что потенциал итальянской «soft power» недооценен: в сфере искусства, моды, дизайна и гастрономии Италия, наряду с Францией, является одним из признанных мировых лидеров и достойна более высоких позиций.

Сегодня, как и во все времена, «волшебная Италия» продолжает притягивать к себе иностранцев. Ведь в основе привлекательности бренда Italia лежат не зависящие от успеха имиджевых кампаний вечные ценности, которые с восторгом описывал славянофил И.В. Киреевский: «синее итальянское небо, и воздух итальянский, исполненный солнца, музыки, и итальянский язык, проникнутый всей прелестью неги и грации» [32].

Примечания:

[[1]] Soft Power Survey 2013 // Monocle Magazine. URL: http://monocle.com/film/affairs/soft-power-survey-2013/ (дата обращения: 20.05.2015)

[2] В 2014 г. экс-премьер Италии С. Берлускони был приговорен к году общественных работ за уклонение от уплаты налогов, ему запрещено в течение двух лет занимать какие-либо государственные посты и в течение шести лет баллотироваться на выборах.

[3] Anholt-GfK Roper Nation Brands Index. Overall Brand Ranking 2014. URL: http://www.gfk.com/us/news-and-events/press-room/press-releases/Pages/Germany-knocks-USA-off-top-spot-for-%E2%80%98best-nation%E2%80%99-after-5-years.aspx (дата обращения: 20.05.2015)

[4] Brand Finance Nation Brands 2014 URL: http://www.brandfinance.com/images/upload/brand_finance_nation_brands_report_2014_final_edition.pdf (дата обращения: 20.05.2015)

[5] Эногастрономия – это искусство выбора вина, которое наилучшим образом подходит к тому или иному блюду.

[6] Шевлякова Д.А. Доминанты национальной идентичности итальянцев. Автореф. дис. доктора культурологии. М., 2011.

[7] La riforma della Farnesina, risposte al presente per governare il futuro // Cайт МИД Италии. URL: http://www.esteri.it/mae/it/sala_stampa/archivionotizie/approfondimenti/2010/06/20100604_riforma_farnesina.html/ (дата обращения: 20.05.2015)

[8] La Nuova Farnesina per il Sistema Paese// Сайт МИД Италии. URL: http://www.esteri.it/mae/ministero/pubblicazioni/allegati/20110615_farnesina_sistema_paese.pdf (дата обращения: 20.05.2015)

[9] L’ immagine dell’Italia all’estero // Fondazione Intercultura Onlus. URL: http://www.fondazioneintercultura.it/index.php?p=196&l=ita (дата обращения: 20.05.2015)

[10] La Nuova Farnesina per il Sistema Paese// Сайт МИД Италии http://www.esteri.it/mae/ministero/pubblicazioni/allegati/20110615_farnesina_sistema_paese.pdf (дата обращения: 20.05.2015)

[11] Il Ministero degli Affari Esteri. URL: http://www.esteri.it/MAE/IT/Politica_Estera/Cultura/ReteIIC.htm (дата обращения: 20.05.2015)

[12] Итальянский институт культуры в Москве. URL: http://www.iicmosca.esteri.it/IIC_Mosca/Menu/Istituto/ (дата обращения: 20.05.2015)

[13] Цит. по: Сахаров А.Г. Мягкая сила Италии // Вестник международных организаций. 2014. т.9. №2.

[14] Gli Istituti Italiani di Cultura per la promozione del Brand Italia. Fondazione Rosselli. URL: http://www.fondazionerosselli.it/DocumentFolder/Rapporto_IIC_Fondazione_Rosselli_def.pdf (дата обращения: 20.05.2015)

[15] Ibid.

[16] Il Turismo nel Mondo e in Italia. URL: http://www.enit.it/ru/agenzia/chi-siamo.html (дата обращения: 20.05.2015)

[17] Turismo Italia 2020. Leadership, Lavoro, Sud. Roma, 2013. P.20

[18] Gnudi P. Una strategia unica per il turismo // Il Sole 24 Ore. URL: http://www.ilsole24ore.com/art/commenti-e-idee/2013-019/strategia-unica-turismo-093612.shtml?uuid=AbD3vrLH (дата обращения: 20.05.2015)

[19] Сайт проекта «Italia comes to you». URL: http://www.italiacomestoyou.com/index.php?option=com_content&view=article&id=6%3Aobiettivi-del-progetto&catid=15%3Apresentazioni&lang=ru (дата обращения: 20.05.2015)

[20] Интервью М.Брускини // http://www.promoitalia.ru/news/interview/368/

[21] Turismo, ecco il nuovo logo "Italia" // Corriere della Serа. URL:

http://www.corriere.it/politica/09_giugno_24/logo_italia_brambilla_turismo_71e6e710-60e7-11de-9ec2-00144f02aabc.shtml (дата обращения: 20.05.2015)

[22] См. блоги: http://www.polisblog.it/post/4904/magic-italy-ancora-un-nuovo-logo-per-il-turismo-italiano

http://www.italianwebdesign.it/logo-magic-italy-ma-ne-vogliamo-parlare/

[23] Logo Magic Italy: ma ne vogliamo parlare? URL: http://www.italianwebdesign.it/logo-magic-italy-ma-ne-vogliamo-parlare/ (дата обращения: 20.05.2015)

[24] Анхольт С., Хильдрет Д. Бренд Америка: мать всех брендов. М., 2010. С. 15.

[25] Bucci A., Codeluppi V., Ferraresi M. Il made in Italy. Natura, settori e problemi. Carocci, 2011. P. 19

[26] Шевлякова Д.А. Универсализм формы в итальянской культуре. Итальянская мода // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011, № 4, с. 38.

[27] Istat: in Italia tasso imprenditorialita' al 30%, il maggiore Ue. URL: http://www.agi.it/economia/notizie/istat_in_italia_tasso_imprenditorialita_al_30_il_maggiore_ue-201502191205-eco-rt10088 (дата обращения: 20.05.2015)

[28] Viale Riccardo. Che cosa si intende nel mondo per italianità // Il Sole 24 Ore. URL: http://www.ilsole24ore.com/art/cultura/2012-03-10/cosa-intende-mondo-italianita-131435.shtml?uuid=Abwfyo5E&p=2 (дата обращения: 20.05.2015)

[29] Italianità, per 7 giovani su 10 è il cibo il vero simbolo nazionale. URL: http://www.online-news.it/2011/03/07/italianita-per-7-giovani-su-10-e-il-cibo-il-vero-simbolo-nazionale/#.USJLJaW9A9Y (дата обращения: 20.05.2015)

[30] Federico Fellini. Intervista sul cinema // Bianco e Nero, 1960.

[31] Шевлякова Д. Универсализм формы в итальянской культуре. Итальянская мода // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011, № 4, с. 39.

[32] Киреевский И.В. О русских писательницах: письмо к Анне Петровне Зонтаг //

Киреевский И.В. Избр. статьи. М., 1984. С. 114.

Читайте также на нашем портале:

«Тенденции развития региональной политики Италии» Олег Барабанов

«Национальное государство в эпоху постмодерна: угрозы и перспективы» Юрий Гранин

«Европейский союз после парламентских выборов: суровые реалии «новой нормы»» Петр Яковлев

«Метаморфозы демократии в глобальном мире» Петр Яковлев

«Имиджевая стратегия современной России» Ирина Василенко

«Актуальный дискурс о типах и тенденциях развития национального государства» Елена Пономарева

«Проблематика «мягкой силы» во внешней политике России» Павел Паршин

«Какая Европа нужна России? Возможно ли обрести Святой Грааль и не получить в нагрузку McDonalds?» Андрей Окара

«Интересы и ценности в отношениях между Россией и Европейским союзом» Петр Яковлев

«Италия: опыт борьбы с нелегальной иммиграцией» Ирина Животовская


Опубликовано на портале 25/05/2015



Мнения авторов статей могут не совпадать с мнением редакции

[ Главная ] [ Карта портала ] [ Поиск ] [ Наши авторы ] [ Новости Центра ] [ Журнал ]
Все права защищены © "Перспективы", "Фонд исторической перспективы", авторы материалов, 2011, если не обозначено иное.
При частичной или полной перепечатке материалов ссылка на портал "Перспективы" обязательна.
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № №ФС77-61061 от 5 марта 2015 г.

Яндекс.Метрика