Главная Карта портала Поиск Наши авторы Новости Центра Журнал Обратная связь

Деамериканизация США: истоки и последствия

Версия для печати

Специально для портала «Перспективы»

Наталья Травкина, Владимир Васильев

Деамериканизация США: истоки и последствия


Травкина Наталья Михайловна - руководитель Центра внутриполитических исследований Института США и Канады РАН, доктор политических наук;
Васильев Владимир Сергеевич - главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, доктор экономических наук.


Деамериканизация США: истоки и последствия

Смена ценностных установок в США проходит в ожесточенном противостоянии «на выживание», охватившем практически все общественно-политические силы США. Эта конфронтация приняла форму идеологической борьбы вокруг концепций «культуры обнуления», или «культуры отмены» (cancel culture), и «критической расовой теории». Новые веяния, олицетворяемые цветными расово-этническими меньшинствами, в корне противоречат многовековой системе американских базовых ценностей, составлявших мировоззрение титульной белой расы. Если в итоге ценностные ориентиры «цветной Америки» восторжествуют, произойдет деамериканизация современных США – по крайней мере в самоидентификации американского общества, а также в стереотипах восприятия политических демократических институтов страны за ее пределами.

Важнейшей особенностью переживаемого в настоящее время Соединенными Штатами исторического периода является идущий полным ходом процесс смены базовой системы ценностей, определявших ход эволюционного развития американского общества на протяжении почти 250 лет, начиная с последней трети XVIII в. Американский публицист Робин Мориарти иллюстрировала концепцию происходящего фундаментального сдвига в системе базовых американских ценностей результатами социологических опросов исследовательского центра «Пью Рисерч», проведенных в 2014, 2017 и 2020 г. Опрос касался отношения американцев, можно сказать, к символу веры, согласно которому любой член общества может материально преуспеть в Америке, если будет упорно трудиться. «Концепция успеха обычно характеризуется в американском обществе уровнем финансовых достижений, воплощаемых в размерах богатства, – пишет она. – Американская психология основана на твердой уверенности в том, что богатство есть результат тяжелого труда. Она предопределяет фундаментальное убеждение, что любой человек может стать богатым, если будет много работать» [Moriarty].

В 2014 г. этой точки зрения придерживались 51% опрошенных, в то время как 38% полагали, что финансовые успехи наиболее состоятельных слоев американского общества объясняются действием случайных, нередко неэкономических факторов, главным образом социальным происхождением. Спустя три года, в 2017 г., количество сторонников традиционного взгляда на истоки материального успеха в Америке все еще преобладало, но уже в соотношении 45% против 43%. Перелом произошел в 2020 г.: еще до начала экономических потрясений, спровоцированных коронавирусной пандемией, этот базовый символ веры большинства американцев претерпел кардинальную метаморфозу 65% респондентов считали гарантией финансового успеха в США исходное социально-экономическое положение представителей наиболее состоятельных слоев общества, в то время как традиционный взгляд на упорный труд как основной источник богатства разделяли только 33% опрошенных [Most Americans... p. 5].

Не менее показательным оказалось и объяснение причин бедности в американском обществе. Точки зрения, согласно которой бедные люди недостаточно трудятся, чтобы улучшить свое материальное положение, придерживались всего 26% опрошенных, в то время как 71% были твердо убеждены, что представители беднейших слоев сталкиваются с большим числом преград и барьеров на своем жизненном пути, что и предопределяет их положение [Most Americans... p. 4].

В условиях этих мировоззренческих сдвигов в начале третьего десятилетия текущего столетия под ударом оказалась формировавшаяся столетиями система базовых американских ценностей, в том числе предопределяющих и политическое устройство США.

 

Эрозия системы базовых ценностей американского общества

Американские социологи и культурологи на протяжении последних десятилетий разработали немало аналитических схем, пытаясь дать исчерпывающие характеристики совокупности базовых американских ценностей. При этом преследовались, в том числе, прагматические цели, обусловленные как сменами поколений, так и периодическими волнами иммиграции, резко усилившимися с начала 1990-х годов. В первом случае эти разработки имели дидактическую направленность, продиктованную необходимостью адаптировать каждое новое поколение американцев к традиционным ценностям, которые преподносились как система практически незыблемых констант. Во втором случае речь шла о том, чтобы «вакцинировать» новые когорты иммигрантов мировоззренческими постулатами, чтобы в конечном итоге заместить ими прежние системы культурных ценностей стран происхождения на американскую, которая, естественно, подавалась как продукт более высокого уровня цивилизационного развития.

Среди имеющихся хрестоматийных классификационных систем американских ценностей выделяется акцент на том, что с самого начала существования молодой американской республики, с момента принятия Конституции США в 1787 г., имела место ориентация не столько на «коренных» американцев, сколько на будущие иммиграционные потоки, мыслившиеся как важнейшая форма «вливания свежей крови» и обновления «жизненного тонуса» американской нации. Эта система ценностей и трансформировала иммигрантов в «подлинных американцев».

Совокупность максим, которые делали США «не похожими» на подавляющее большинство других стран мира, представлена 6 базовыми ценностями (таблица).

Таблица.

Шесть основных базовых американских ценностей и их взаимосвязь

Базовая ценность

Взаимосвязь ценностей

1.

Индивидуальная свобода

Индивидуальная свобода - уверенность в себе

2.

Уверенность в себе

3.

Равенство возможностей

Равенство возможностей - конкуренция

4.

Конкуренция

5.

Американская мечта

Американская мечта - упорный труд

6.

Упорный труд

[The Six Basic American...]

 

Между этими шестью базовыми ценностными принципами существует диалектическая связь, которая трансформирует их в пары, ранжированные по принципу «жизненных целей» и «издержек» их достижения, прав и обязанностей. «Индивидуальная свобода» как высшая социальная и духовная цель развития человеческой личности немыслима без «уверенности в себе», или опоры исключительно на собственные силы и возможности. При этом «уверенность в себе» традиционно рассматривалась как свобода от поддержки государства, церкви, других общественных институтов.

«Равенство возможностей» не только не исключало, но даже предполагало действие «конкуренции», конкурентных начал во взаимоотношениях как отдельных личностей, так и целых коллективов. «Конкуренция» в традиционном американском понимании XVIII в. предполагала независимость от сословного патернализма, от более или менее фиксированной ниши в социальной иерархии. Фактически при этом подразумевалось, что американское общество является «бесклассовым», или обществом с высокой степенью социальной мобильности.

Наконец, реализация «американской мечты» предполагала «упорный труд» как единственную гарантию жизненного успеха и материального благополучия. «Американская мечта» подразумевала, что, начав свой жизненный путь «с нуля», каждый американец в конечном итоге может достичь миллионного состояния, и при этом материальное наследие их ближайших или отдаленных предков не будет играть существенной роли в жизненном успехе.

В XXI в. мощные удары по этой системе ценностей нанесли три экономических кризиса, обрушившихся на США в 2000 – 2001, 2007 – 2009 и 2020 гг. Они отчетливо показали, что современное американское общество является в своей основе классово-сословным, с достаточно низкой социальной мобильностью, поляризованным по оси «жизненные счастливчики – жизненные неудачники».

Экономические потрясения XXI в. поставили под сомнение ведущую роль индивидуального начала в обществе, особенно в сфере экономических отношений. Десятки миллионов безработных в 2009 – 2014 и 2020 – 2021 гг., миллионы людей, потерявших медицинские страховки, выселенных из своих домовладений, лишившихся своих малых фирм, – все это предопределило резкое, в масштабах, невиданных со времен Великой депрессии 1930-х годов, усиление роли государства в экономике. В 2012 г. в ходе предвыборной кампании всю Америку обошло знаменитое высказывание тогдашнего кандидата на пост президента США от Республиканской партии, а в настоящее время сенатора от штата Юта Митта Ромни – о 47% «жизненных неудачников» американского общества. Это заявление обернулось дня него и Республиканской партии чувствительным поражением на президентских выборах 2012 г. Дословно оно звучало так: «47% избирателей проголосуют за президента Б. Обаму, несмотря ни на что ... 47%, которые зависят от государственной помощи, которые считают себя жертвами, которые верят, что государство должно заботиться о них, которые считают, что они имеют право на получение медицинской помощи, продовольственных талонов, жилья, других видов государственных услуг... Это люди, которые не платят подоходные налоги. 47% американцев не платят подоходные налоги» [Zelenak, p. 471] [1].

В итоге уже в начале 2010-х годов видный американский исследователь, профессор социологии Айрин Тависс Томпсон указывала на рост понимания в американском обществе того факта, что «одного только индивидуализма в настоящее время явно недостаточно, чтобы сплотить общество. Без простого осознания, в чем состоит благо для общества в целом, без общей культуры в обществе будут возникать ожесточенные политические баталии» [Thompson, p. 86]. Доминирующее понимание «роли индивидуализма в американской культуре долгое время строилось на модели конфликта, в которой индивидуализм и конформизм антагонистичны по отношению друг к другу, а индивидуализм и социальное сотрудничество находятся на противоположных полюсах общественных отношений. Но сейчас можно с большой долей уверенности утверждать, что американцы больше не определяют истинный индивидуализм как нечто, предполагающее конфликт с окружающим обществом» [Thompson, p. 106].

Аналогичная ситуация возникла и с дихотомией «равенство возможностей - конкуренция». Примерно с 1960-х годов в американском общественном сознании постепенно утверждалось представление, что в США доминирующую роль в системе общественных отношений играют закрытые «элиты», которые стали именовать емким термином «истеблишмент». При этом в культурологическом плане деятельность «элит», особенно представляющих средства массовой информации и академический мир США, стала характеризоваться как направленная на разрушение базовых американских ценностей, отражающих умонастроения и идеологические стереотипы широких масс населения. Причины культурологической несовместимости «элит» и рядовых граждан А.Т. Томпсон усматривала в том, что элиты и их представители не имеют связей с простым народом [Thompson, p. 149]. Как следствие, в американском обществе начали возникать явные антиэлитные настроения, которые приняли форму «демократического популизма» [Thompson, p. 157].

С появлением на политической авансцене Д. Трампа популистские настроения стали представлять угрозу для американской политической демократической системы, начиная с его знаменитой программной установки «осушить вашингтонское болото» (октябрь 2016 г.) [Berman] и заканчивая событиями 6 января 2021 г. в г. Вашингтоне, которые политическое руководство США охарактеризовало как попытку неудавшегося антиконституционного государственного переворота [Hill].

 

Углубляющийся идейный разрыв в понимании смысла и значения базовых американских ценностей

Размывание привычных ценностных ориентиров американского общества наложилось на другое явление в эволюции их роли и значения для цивилизационной самоидентификации Америки: стремительно нарастающий разрыв в понимании и трактовке смысла и значения базовых ценностей. Речь не об отрицании вышеуказанных ценностей, а о расхождениях в их понимании представителями различных идеологических течений, главным образом носителями либеральной и консервативной идеологий, сторонниками Демократической и Республиканской партий. Так, согласно опросу общественного мнения, проведенному социологической службой «Пью Рисерч» еще в сентябре 2019 г., 73% респондентов Демократической и Республиканской партий были не согласны между собой не только в оценке направлений внутренней и внешней политики, предлагаемых руководством партий, но и в трактовке «базовых понятий», в круг которых входят и ценностные категории. Соответственно, только 26% респондентов могли иметь одинаковые представления о содержательной стороне обсуждаемых тем и проблем [Dimock].

Углубляющийся разрыв в понимании смысла и значения базовых ценностных ориентиров имеет следствием нарастание взаимного морального неприятия между представителями противоборствующих политических лагерей. В 2020 г. 55% республиканцев считали демократов «более аморальными людьми» по сравнению с остальной частью американского общества (увеличение на 8% по сравнению с 2016 г.); аналогичной точки зрения в отношении республиканцев придерживались 47% демократов (рост на 12% по сравнению с 2016 г.) [Dimock].

Результат опроса «Пью Рисерч» может быть проиллюстрирован данными социологического исследования, проведенного осенью 2020 г. Институтом по исследованию религиозных проблем совместно с Брукингским институтом в рамках ежегодного изучения изменений в ценностных ориентациях американцев. В частности, респондентов просили высказать мнение по двум принципиально важным проблемам иммиграционной политики США. Первый тезис-утверждение гласил, что в настоящее время имеет место «вторжение» иммигрантов в США, в результате чего происходит постепенная подмена культурных и этнических основ американского общества. Согласно второму тезису-утверждению, мусульманская система ценностей не имеет ничего общего с американскими системой ценностей и образом жизни.

68% всех респондентов не согласились с первым тезисом, 54% – со вторым. Однако среди белых евангелистов-протестантов количество несогласных было практически в два раза меньше, составив 40% и 28% соответственно [Dueling Realities… slide 26]. Таким образом, можно достаточно определенно говорить, что в настоящее время между белым большинством Америки, исповедующим систему базовых американских ценностей, и остальной частью общества, представляемой этническими и гендерными меньшинствами, возникает непреодолимая пропасть, которая вряд ли может быть устранена в рамках традиционной американской модели мультикультурной ассимиляции.

Растущий разрыв в понимании смысла и значения базовых американских ценностей оборачивается растущим антагонизмом между сторонниками Республиканской и Демократической партий. Согласно тому же опросу Института по исследованию религиозных проблем, 81% республиканцев твердо считали, что «социалисты установили контроль над Демократической партией» (этой точки зрения придерживались 46% независимых и 12% демократов), а 78% демократов полагали, что «расисты подмяли под себя Республиканскую партию» (аналогичную позицию занимали 47% независимых и только 9% республиканцев) [Dueling Realities…].

В условиях происходящего в американском обществе фундаментального сдвига в системе базовых ценностей американской цивилизации в рамках политической демократической системы возникает устойчивый синдром политических «игр с нулевой суммой», или политических антагонистических игр, в рамках которых политический успех одной партии может быть достигнут только за счет проигрыша партии-оппонента. Сознание политической элиты современных США в настоящее время пронизано именно идеологией «игр с нулевой суммой». При этом «консерваторы думают о нулевой сумме, когда речь идет о политике, касающейся социальных изменений, например об иммиграционной реформе... Либералы, с другой стороны, думают об экономическом неравенстве в категориях игр с нулевой суммой, когда все богатство сосредоточено в руках меньшего числа людей». В итоге в современном американском обществе «национальные избранные лидеры на противоположных концах политического спектра усиленно продвигают политические стратегии действий с нулевой суммой» [Подробнее см.: Davidai, Ongis].

Метаморфоза сознания современной политической элиты США и породила феномен «культуры отмены» (“cancel culture”), или, правильнее сказать, «культуры обнуления», «стирания исторической памяти» американского общества и американской цивилизации.

 

Матрица исторической памяти Америки: перезагрузка

Феномен «культуры обнуления» («культуры отмены»), толкуемый с различных позиций, начал оказывать влияние практически на все стороны общественной и политической жизни США примерно с 2017 – 2018 гг. Постепенно он стал использоваться в качестве одного из наиболее эффективных медийных средств борьбы с системой традиционных американских ценностей и для переписывания (можно даже сказать, «обнуления») американской истории. Эти процессы постепенно начинают доходить до сознания рядовых американцев. Согласно социологическому опросу центра «Пью Рисерч», опубликованному в мае 2021 г., такой точки зрения придерживались 13% республиканцев и 1% демократов. С другой стороны, 7% опрошенных демократов полагали, что эта концепция активно используется для борьбы с расизмом, ксенофобией и белым шовинизмом; аналогичный взгляд на «культуру отмены» разделял лишь 1% опрошенных республиканцев [Americans…].

В знаменитой речи, произнесенной на горе Рашмор в штате Южная Дакота накануне празднования Дня Независимости 4 июля 2020 г., бывший президент США Д. Трамп однозначно охарактеризовал «культуру отмены» как одно из главных политических орудий, используемых для того, чтобы «заставить людей уйти с работы, пристыдить несогласных и потребовать полного подчинения от всех несогласных. Это и есть тоталитаризм в самом полном смысле этого понятия, полностью чуждый нашей культуре и нашим ценностям, и ему абсолютно нет места в Соединенных Штатах Америки». Одурманенные идеями «культуры отмены», – далее продолжал он, – разъяренные толпы «пытаются снести статуи наших отцов-основателей, разрушить наши самые священные памятники и развязать волну жестоких преступлений в наших городах». При этом особый упор Д. Трамп сделал на то, что «эта левая культурная революция призвана полностью нивелировать идеи Американской революции. Поступая таким образом, леваки уничтожат ту самую цивилизацию, которая спасла миллиарды людей от бедности, болезней, насилия и голода и подняла человечество на новые высоты достижений, открытий и прогресса. Для реализации своих идей они полны решимости снести все статуи, символы и памятники нашего национального наследия» [Trump Remarks…].

Конкретными проявлениями «культуры отмены» Д. Трамп назвал то, что «вопреки всем законам общества и природы... детей в школе учат ненавидеть свою страну и верить, что мужчины и женщины, построившие ее, были не героями, а злодеями. Радикальный взгляд на американскую историю – это паутина лжи: всякая перспектива уничтожена, каждая добродетель скрыта, каждый мотив искажен, каждый факт поставлен под сомнение и каждый недостаток преувеличен настолько, что вся американская история теряет всякий смысл, а историческая канва событий искажается до неузнаваемости [Trump Remarks…].

Как отметил Д. Трамп, происходит осквернение памяти великих американских президентов, чьи скульптурные лики изваяны на г. Рашмор: Вашингтона, Джефферсона, Линкольна и Рузвельта (Теодора Рузвельта (1858 – 1919 гг.), 26-го президента США). При этом показательно, что «радикальная идеология, атакующая нашу страну, продвигается под знаменем социальной справедливости. Но на самом деле она разрушает всякую справедливость и все общество. Идея справедливости превращается в инструмент разделения и мести, и поэтому наше свободное и исключительное общество с течением времени может стать местом репрессий, унижения и всех видов запретов» [Trump Remarks…].

Д. Трамп предложил создать Национальный парк американских героев и с этой целью подписал соответствующий указ. Возведение скульптурных изваяний видных американских деятелей и личностей, создавших американское общество, обосновывалось тем, что «эти статуи, произведенные из камня и металла, станут безмолвными учителями. Они станут хранителями исторической памяти и будут пробуждать дух ответственности, откроют возможность для будущих поколений внести свой вклад в будущие славные страницы героической истории Америки. Эти произведения искусства должны вызывать чувства благодарности за достижения и жертвы выдающихся сограждан, которые, несмотря на свои недостатки, поставили свои добродетели, свои таланты и свою жизнь на службу (американской. – Авт.) нации. Эти памятники будут выражать самые благородные идеалы: уважение к предкам, свободолюбие и стремление к более совершенному союзу американских штатов» [Building and Rebuilding…].

Национальный парк американских героев должен был быть открыт к 4 июля 2026 г., ко дню 250-летнего юбилея принятия Декларации независимости США. О том, насколько большое значение Д. Трамп придавал идее создания этого парка, свидетельствует тот факт, что 18 января 2021 г., за два дня до ухода из Белого дома, он подписал второй указ, содержавший перечень 244 видных исторических деятелей США, включавший 192 мужчины и 52 женщины [Building the National… p. 6810-6811].

Однако 14 мая 2021 г., действуя в духе «культуры отмены», президент Дж. Байден подписал короткий указ, в котором отменил действие двух указов Д. Трампа о создании Национального парка американских героев, никак не мотивировав свое решение. Помимо этого, было отменено и действие указа Д. Трампа от 26 июня 2020 г., предусматривавшего административную и уголовную ответственность за осквернение исторических памятников, памятных знаков и мемориалов [Revocation of Certain… p. 27025-27026].

«Героический список» Д. Трампа был подвергнут критике за однобокую гендерную ориентацию, которая в соотношении 73% на 27% отдавала приоритет героям-мужчинам. 86 героев списка было рождено в период между 1900 и 1950 г. Первым же в списке значился Х. Колумб, рожденный в 1451 г., последним – К. Брайан, американский профессиональный баскетболист (1978 – 2020 гг.). Самым молодым американским героем оказался Н. Гейл, участник американской Войны за независимость, казненный англичанами в возрасте 21 года; самой пожилой – математик НАСА К. Джонсон (1918-2020 гг.), рассчитавшая траектории полета всех американских пилотируемых лунных миссий в рамках проекта «Аполлон» (1969 – 1972 гг.).

Американские историки либерального толка, в частности, М. Бошлосс, специализирующийся на изучении института президентской власти в США, подвел теоретическую базу под указ Дж. Байдена задолго до его издания, заявив, что «вся слава американской демократии заключается в том, что каждый американский гражданин сам для себя должен решить, кто является его личным героем, а кто – нет. Это не входит в круг компетенций какого-либо президента, особенно того, кто был отвергнут американскими избирателями» [Alberti]. Формула, согласно которой каждый гражданин США должен составить свой собственный список национальных героев, и представляет собой кратчайший путь к «стиранию исторической памяти» американского общества.

Процесс предания забвению исторической памяти и подмены одних героических личностей другими вышел в США на уровень принятия федеральных законов. В частности, согласно закону о военном бюджете на 2021 фин. г. (P.L. 116-283), в течение трех лет министром обороны США должна быть создана специальная комиссия, цель которой – подготовить план переименования 10 американских военных баз (расположенных на территории южных штатов Луизиана, Джорджия, Северная Каролина, Техас, Вирджиния), носящих имена генералов и военачальников Конфедерации (союза сепаратистских штатов, существовавшего в годы Гражданской войны1861 – 1865 гг.), в том числе генерала Р. Ли [FY2021 National… p. 10].

Большой резонанс в США вызвала инициатива руководства демократов в Палате представителей во главе со спикером Н. Пелоси – удалить 8 статуй видных деятелей Конфедерации, установленных в одном из залов Конгресса США. Предыстория этих статуй такова. Еще в 1864 г. было принято законодательство, согласно которому каждый штат должен был предоставить для Конгресса США изваяния двух наиболее известных граждан штата. Первая скульптура появилась в 1870 г. Восемь скульптур, имевших самое прямое отношение к видным деятелям Конфедерации, были установлены в период с 1908 по 1931 гг. по решениям законодательных собраний штатов Арканзас, Алабама, Миссисипи, Джорджия, Северная и Южная Каролины [National Statuary… pp. 7-8].

Процесс замены этих статуй, объявленных символами рабовладения, начался. В частности, по решению властей штата Вирджиния была демонтирована статуя генерала Р. Ли, которая будет заменена изваянием афроамериканки Б. Джонс (1935 – 1991 гг.), известной активистки правозащитного движения этого штата. Одновременно по решению Н. Пелоси были сняты портреты четырех спикеров Палаты представителей, которые активно поддерживали Конфедерацию в годы Гражданской войны [Marcos].

Процесс «обнуления» американского исторического наследия набирает обороты. Если в период с 2015 по 2019 г. в США было демонтировано 54 памятника, так или иначе связанных с эпохой рабовладения, то в 2020 г. на волне массовых протестов против убийства Дж. Флойда было снесено уже 169 памятников, главным образом в штатах Вирджиния (71 памятник) и Северная Каролина (23 памятника) [2020 Confederate…]. Всего на территории США остаются еще 2100 публичных символов эпохи Конфедерации, из которых 704 представляют собой памятники и мемориальные группы.

Важно иметь в виду, что трансформация матрицы исторической памяти американского общества обусловлена более широким процессом – переосмыслением роли и значения в цивилизационном развитии США белых американцев, белой расы, что приняло форму ожесточенной политической и идейной борьбы вокруг «критической расовой теории».

 

Амбивалентное значение критической расовой теории

В настоящее время господствующее представление американской интеллектуальной элиты о роли белого населения, основавшего США и игравшего доминирующую роль в цивилизационном развитии страны, сводится к тому, что политические, правовые и конституционные основы США буквально пронизаны идеями расового превосходства белых американцев. Согласно хрестоматийному определению известного философа афроамериканского происхождения Т. Карри, «поборники критической расовой теории утверждают, что вся американская правовая система и все американские правовые институты являются в своей основе расистскими, поскольку с самого начала образования США они были ориентированы на увековечивание социально-экономических и политических различий между белой и иными расами, конкретно – между белыми и афроамериканцами» [Critical race Theory].

Собственно говоря, все представления о «системном расизме», получившие широкое хождение в современных США, базируются на том, что система ценностей, воплощенная в американском институционализме, носит расистский характер, поскольку напрямую обусловлена менталитетом и сознанием белого большинства Америки. Белые как титульная американская раса, иногда определяемая как «белые, англосаксы и протестанты», только на первый взгляд сформировали общеамериканскую систему ценностей, в равной степени отвечающую сознанию небелых социальных групп и других американских рас. В этом плане не только христианство как доминирующая в стране религиозная конфессия, но и Конституция США являются «сугубо расовыми». По мнению одного из самых видных авторов критической расовой теории, афроамериканского профессора Д. Белла (1930 – 2011 гг.), «право и религия имеют много общего. В частности, как право, так и религия претендуют на то, чтобы облагородить человеческую природу. Право претендует на то, чтобы установить справедливость, включая расовую справедливость, в то время как религия стремится утвердить любовь и добрые начала во взаимоотношениях людей (включая добродетельные расовые отношения)». Дальнейшей аргументации Д. Белла мог бы позавидовать любой агностик: по его убеждению, «и право, и религия полагаются исключительно на слепую веру, благодаря которой и мыслится достижение фундаментальных целей. При этом к вере прибегают всякий раз, несмотря даже на то, что ей противоречат и научные доказательства, и здравый смысл. Например, мы знаем, что с научной точки зрения воскресение Христа не могло иметь места и его никогда не было, однако христианство вновь и вновь обращается к верующим с требованием признания факта Воскресения». Поэтому, резюмировал американский философ, «аналогичным образом мы знаем из истории и на собственном опыте, что право никогда не сможет обеспечить справедливость, а в Америке право никогда не сможет обеспечить расовую справедливость. Однако нам постоянно внушают мысль о том, что справедливость вот-вот наконец-то восторжествует в американском обществе» [Bell, p.265].

За этими обширными пассажами из последней статьи Д. Белла, которая считается его «идейным завещанием», отчетливо просматривается «цветной расизм». Смысл может быть интерпретирован таким образом, что фундаментальные улучшения в США, в том числе и в плане смены ценностной парадигмы американского общества, начнутся только тогда, когда с исторической авансцены постепенно станет сходить белая титульная раса.

В 2020 – 2021 гг. идейная борьба вокруг критической расовой теории, как и в отношении «культуры обнуления», вышла на самый высокий политический уровень. 22 сентября 2020 г. Д. Трамп подписал пространный указ о противодействии расовым и гендерным стереотипам в деятельности федерального правительства США. В указе критическая расовая теория непосредственно не упоминалась, но связанное с ней идейное направление было отнесено к одной из самых «радикальных», «разрушительных» и «злокачественных» идеологий, с которой когда-либо сталкивалось американское общество. «Эта идеология, – подчеркивалось в указе, – основана на пагубных и ложных убеждениях, что Америка является исконно расистской и сексистской страной; что некоторые люди, просто по причине своей расы или пола, являются угнетателями; и эта расовая и сексуальная идентичность важнее, чем общий статус просто людей и американцев». При этом Белый дом решительно отмежевался от расистских представлений середины XIX в., согласно которым американское государство «было создано на белой основе белыми мужчинами и ради защиты их интересов» [Combating Race… p. 60683].

В указе также говорилось: «Наши военные не должны внушать нашим героическим мужчинам и женщинам в военной форме ложные представления о том, что страна, за которую они готовы умереть, является по своей сути расистской. Распространение таких ложных представлений может напрямую угрожать сплоченности и эффективности наших вооруженных сил» [Combating Race… p. 60684].

Этот указ Д. Трампа вызвал широкий резонанс в американском обществе, поскольку был принят в ходе заключительного этапа президентской кампании 2020 г. Фактически он был истолкован как разновидность политизированной «оговорки по Фрейду»: «все в Америке подсознательно знали», что общественные институты страны пронизаны «духом превосходства белых», но никто не решался сказать об этом вслух, тем более в виде указа главы исполнительной власти.

Формализовав фронтальную идеологическую атаку на критическую расовую теорию, Д. Трамп и в его лице большая часть Республиканской партии тем самым подошли к проблеме чрезвычайно опасной «красной черты», за пределами которой начинается собственно деамериканизация США, когда противодействие дискриминации афро-американского населения плавно переходит в борьбу с белой расой, белыми американцами как таковыми. Фактически в идеологическом поле страны создавалась колоссальная брешь, подразумевавшая и формальное, и функциональное отрицание роли титульной нации в историческом и цивилизационном развитии Америки буквально с самых первых этапов становления американской республики.

Далекоидущие последствия двусмысленного отношения «заблудившихся в трех секвойях» Д. Трампа и его самых верных сторонников были мгновенно просчитаны демократической администрацией Дж. Байдена. Одним из первых указов нового хозяина Белого дома, подписанным в день инаугурации 20 января 2021 г., стал указ № 13985 с претенциозным названием «Продвижение расовой справедливости и поддержка ущемленного в правах населения общин через федеральное правительство». Указ Дж. Байдена отменил действие указа Д. Трампа от 22 сентября 2020 г. В новом указе была четко и недвусмысленно очерчена политика Демократической партии в сфере восстановления исторической справедливости и преодоления всех видов расовой дискриминации. При этом была сформулирована беспрецедентная цель, согласно которой утверждение верховенства принципов равенства, гражданских прав, расовой справедливости и равных возможностей было признано задачей всех структурных подразделений исполнительной власти (!).

Федеральному правительству, говорилось в указе, следует применять комплексный подход к продвижению справедливости для всех, в том числе среди цветных и тех, кто исторически были ущемлены, маргинализированы и страдают от постоянной бедности и неравенства. Продвигать равенство, гражданские права, расовую справедливость и равные возможности – ответственность всего правительства, потому что обеспечение справедливости требует системной работы. Исполнительные органы и агентства должны работать над устранением несправедливости в своей политике и программах, служащей препятствием на пути к равным возможностям.

Косвенным образом указ Дж. Байдена поддержал требования афроамериканцев и коренных народов Америки о выплате им компенсации за столетия расового угнетения в форме рабства и последовавшего за ним периода расовой дискриминации, в сумме по меньшей мере 5 трлн долл. в течение 5 лет [Advancing Racial…].

Иными словами, критическая расовая теория ведет не к устранению, а к видоизменению расового неравенства: в перспективе титульной расой Америки должна будет стать амальгама небелых рас, которая, по всей видимости, и придет на смену титульной расе прошлого исторического периода. В июне 2021 г. Дж. Байден подписал новый указ, согласно которому именно федеральному правительству (вернее, его служащим на всех уровнях) предстоит с течением времени стать прообразом новой формы титульных небелых рас.

Одновременно особое внимание было уделено «равному представительству» людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Указ содержал, в частности, требование к Директору национальной разведки США «предпринять шаги для устранения любых препятствий на пути допуска к секретной информации и проверкам личности для представителей ЛГБТ-сообщества – сотрудников федеральных учреждений и претендентов на работу в них, в том числе трансгендеров… и небинарных лиц…» [Fact Sheet: President Biden…].

Оставив президентский пост, Д. Трамп в своих речах и интервью продолжил выступать против этих идеологических новаций. 26 июня 2021 г. на митинге своих сторонников в штате Огайо он заявил о необходимости запретить преподавание критической расовой теории как учебной дисциплины в образовательных учреждениях и ее насаждение в федеральном правительстве и особенно в вооруженных силах США. Д. Трамп обратил внимание своих сторонников на то обстоятельство, что в начале 2021 г. администрация Дж. Байдена издала новые правила, внедряющие эту теорию в учебные программы по всей стране, а также в пропагандистскую работу в армии. «Наши генералы и адмиралы, – заявил он, – теперь больше сосредоточены на этой чепухе, чем на наших врагах. Вы видели этих генералов в последнее время по телевидению? Они стали жертвами этой порочной теории. Наши военные больше не будут способны сражаться и подчиняться приказам» [Trump Wellington…].

Под прямым влиянием указа Д. Трампа от 22 сентября 2020 г., в части американских штатов (в основном «красных», прореспубликанских) началось мощное движение за запрет преподавания критической расовой теории в школах. По состоянию на конец июня 2021 г. в легислатуры 27 штатов были внесены законопроекты о запрете преподавания этой теории школьникам, а в восьми штатах (Айдахо, Айова, Арканзас, Нью-Гемпшир, Оклахома, Теннесси, Техас и Флорида) она была законодательно запрещена [Map…].

Базовая американская парадигма формирования культурной и ценностной самоидентификации американской нации традиционно базировалась на представлениях о «плавильном расово-этническом котле». Новым иммигрантам, в последние десятилетия представленным в основном небелыми расово-этническими группами, по прибытии в США предстояло постепенно ассимилироваться и адаптироваться к господствующей системе американских ценностей.

Однако по мере сокращения относительной доли белых в общей численности американского населения количество стало переходить в качество. Если в 1980 г. белые составляли 80% населения США, то по итогам переписи 2020 г. эта доля сократилась до 60,1% [Frey]. «Цветные» этнически-расовые меньшинства почувствовали, особенно после избрания в 2008 г. президентом США афроамериканца Б. Обамы, свою силу и духовную мощь, идущую вразрез с ценностно-культурной ориентацией белого большинства.

Вместо процессов адаптации и ассимиляции полным ходом стали развиваться процессы замещения прежних американских ценностей, ассоциируемых с многовековым господством белого большинства, ценностными установками «цветной Америки». Процесс этот принял форму бескомпромиссной культурной войны на выживание, поскольку, как в свое время отметила профессор А.Т. Томпсон, американская система ценностей не базируется на факте рождения, а является следствием идеологической индоктринации, поскольку «в Америке все те, кто отвергает традиционные американские ценности по определению являются антиамериканцами» [Thompson, p. 28].

Как утверждается в диалоге «Тимей» великого древнегреческого философа Платона, континент Атлантида затонул в Атлантическом океане буквально «за одни ужасные сутки» [Платон, c. 507]. Возможно, это удел атлантических типов цивилизаций, ожидающий и современные США. Когда в горниле сегодняшней идеологической войны полностью выгорит система культурных ценностей Америки, она, возможно, так же быстро опустится на дно канувших в Лету мировых цивилизаций [Подробнее см.: Jones, Roberts] [2].

 

Примечания

1. С тех пор 47% стало нарицательным ярлыком для определения всех видов жизненных неудачников в американском обществе, включая кандидатов в президенты и президентов (Д.Трамп), проигравших президентские выборы.

2. В последние годы американские социобиологи в осторожной форме заговорили о том, что в американском обществе происходят изменения, которые могут быть определены как метаморфозы «цивилизационного кода развития» Америки. Причина этих изменений кроется, согласно проведенным исследованиям и наблюдениям, не в расовых, а в географических факторах. Лица одной и той же этнической группы, например латиноамериканцы, с социобиологической точки зрения не очень отличаются друг от друга, но вот географические факторы их происхождения имеют большое влияние на их темперамент, болезни, даже политическую активность.

 

Литература

Платон. Сочинения в четырех томах. Том 3. Часть 1. СПб. 2007.

2020 Confederate Symbol Removals // Southern Poverty Law Center. – URL: splcenter.org/data-projects/2020-confederate-symbol-removals (date of access: 12.07.2021).

Advancing Racial Equity and Support for Underserved Communities Through the Federal Government. Executive Order 13985 of January 20, 2021 // Federal Register. 25.01.2021. – URL: federalregister.gov/documents/2021/01/25/2021-01753/advancing-racial-equity-and-support-for-underserved-communities-through-the-federal-government (date of access: 12.07.2021).

Alberti D. Trump's "American Heroes" are 73% men // Axios. 19.01.2021. – URL: axios.com/trump-national-garden-american-heroes-fa32200f-340b-41e9-be8c-0d92b3c700de.html (date of access: 12.07.2021).

Americans and ‘Cancel Culture’: Where Some See Calls for Accountability, Others See Censorship, Punishment // Pew Reseach Center. 19.05.2021. – URL: pewresearch.org/internet/2021/05/19/americans-and-cancel-culture-where-some-see-calls-for-accountability-others-see-censorship-punishment/ (date of access: 12.07.2021).

Bell D. Law as a Religion // Case Western Reserve Law Review. 2018. N2. Pp. 265-274.

Berman R. Donald Trump's Last-Ditch Plan to 'Drain the Swamp' // The Atlantic. 19.10.2016. – URL: theatlantic.com/politics/archive/2016/10/donald-trumps-plan-to-drain-the-swamp/504569/ (date of access: 12.07.2021).

Building and Rebuilding Monuments to American Heroes. Executive Order 13934 of July 3, 2020 // Federal Register. 08.07.2020. – URL: federalregister.gov/documents/2020/07/08/2020-14872/building-and-rebuilding-monuments-to-american-heroes (date of access: 12.07.2021).

Building the National Garden of American Heroes. Executive Order 13978 of January 18, 2021 // Federal Register. 22.01.2021. – URL: federalregister.gov/documents/2021/01/22/2021-01643/building-the-national-garden-of-american-heroes (date of access: 12.07.2021).

Combating Race and Sex Stereotyping. Executive Order 13950 of September 22, 2020 // Federal Register. 28.09.2020. – URL: federalregister.gov/documents/2020/09/28/2020-21534/combating-race-and-sex-stereotyping (date of access: 12.07.2021).

Critical race Theory // Encyclopedia Britannica. 16.06.2021. – URL: britannica.com/topic/critical-race-theory (date of access: 12.07.2021).

Davidai Sh., Ongis M. The politics of zero-sum thinking: The relationship between political ideology and the belief that life is a zero-sum game // Science Advances. 2019. №5. Es. 3761. 18.12.2019.

Dimock M. How Americans View Trust, Facts, and Democracy Today // Trust Magazine. 19.02.2020. – URL: pewtrusts.org/en/trust/archive/winter-2020/how-americans-view-trust-facts-and-democracy-today (date of access: 12.07.2021).

Diversity, Equity, Inclusion, and Accessibility in the Federal Workforce. Executive Order 14035 of June 25, 2021 // Federal Register. 30.06.2021. – URL: federalregister.gov/documents/2021/06/30/2021-14127/diversity-equity-inclusion-and-accessibility-in-the-federal-workforce (date of access: 12.07.2021).

Dueling Realities: Amid Multiple Crises, Trump and Biden Supporters See Different Priorities and Futures for the Nation // PRRI.19.10.2020. – URL: prri.org/research/amid-multiple-crises-trump-and-biden-supporters-see-different-realities-and-fut (date of access: 12.07.2021).

Fact Sheet: President Biden Signs Executive Order Advancing Diversity, Equity, Inclusion, and Accessibility in the Federal Government // The White House. 25.06.2021. – URL: whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/06/25/fact-sheet-president-biden-signs-executive-order-advancing-diversity-equity-inclusion-and-accessibility-in-the-federal-government/ (date of access: 12.07.2021).

Frey W. The nation is diversifying even faster than predicted, according to new census data // Brookings. – URL: 01.07.2020. brookings.edu/research/new-census-data-shows-the-nation-is-diversifying-even-faster-than-predicted/ (date of access: 12.07.2021).

FY2021 National Defense Authorization Act: Context and Selected Issues for Congress. March 8, 2021. Congressional Research Service. – URL: everycrsreport.com/files/2021-03-08_R46714_fa874f9662ce23860de513d02a7339dbbe58b221.pdf (date of access: 12.07.2021).

Hill F. Opinion. Yes, It Was a Coup Attempt. Here’s Why // Politico. 01.11.2021. – URL: politico.com/news/magazine/2021/01/11/capitol-riot-self-coup-trump-fiona-hill-457549 (date of access: 12.07.2021).

Jones T., Roberts J. Genetic Race? DNA Ancecestry tests, Racial Identity, and the Law // Columbia Law Journal. 2020. N7. Pp.1929-2016.

Krull J. Commentary: Trump, Romney and the definition of loser // The Statehouse File.com. 05.05. 2021. – URL: thestatehousefile.com/commentary-trump-romney-and-the-definition-of-loser/ (date of access: 12.07.2021).

Map: Where Critical Race Theory Is Under Attack // EducationWeek. 29.06.2021. – URL: edweek.org/policy-politics/map-where-critical-race-theory-is-under-attack/2021/06. (date of access: 12.07.2021).

Marcos C. House passes bill to remove Confederate statues from Capitol // The Hill. 29.06.21. – URL: thehill.com/homenews/house/560804-house-passes-bill-to-remove-confederate-statues-from-capitol (date of access: 12.07.2021).

Moriarty R. Is A Fundamental Culture Shift Happening? // Forbes. 21.04.2020. – URL: forbes.com/sites/robinmoriarty/2020/04/21/is-a-fundamental-culture-shift-happening/?sh=2fe41fbf7ab9 (date of access: 12.07.2021).

Most Americans Point to Circumstances, Not Work Ethic, for Why People Are Rich or Poor. Young people have more negative views of impact of billionaires // Pew Research Center. 02.03.2020. – URL: pewresearch.org/politics/2020/03/02/most-americans-point-to-circumstances-not-work-ethic-as-reasons-people-are-rich-or-poor/ (date of access: 12.07.2021).

National Statuary Hall Collection: Background and Legislative Options. December 3, 2019. Congressional Research Service. – URL: fas.org/sgp/crs/misc/R42812.pdf (date of access: 12.07.2021).

Revocation of Certain Presidential Actions and Technical Amendment. Executive Order 14029 of May 14, 2021 // Federal Register. 19.05.2021. – URL: federalregister.gov/documents/2021/05/19/2021-10691/revocation-of-certain-presidential-actions-and-technical-amendment (date of access: 12.07.2021).

The Six Basic American Values Are What Make Us “Americans” // Vintage American ways. – URL: vintageamericanways.com/american-values/ (date of access: 12.07.2021).

Thompson I. Cultural Wars and Enduring American Dilemmas. 2013.

Trump D. Remarks at an Independence Day Celebration at the Mount Rushmore National Memorial in Keystone, South Dakota // The American Presidency Project. 03.07.2020. – URL: presidency.ucsb.edu/node/343032 (date of access: 12.07.2021).

Trump D. Wellington, Ohio Rally Speech Transcript: First Rally Since Leaving Office // Rev. 27.06.2021. – URL: rev.com/blog/transcripts/donald-trump-wellington-ohio-rally-speech-transcript-first-rally-since-leaving-office (date of access: 12.07.2021).

Vogels E.F, Anderson M., Porteus M. and others Americans and ‘Cancel Culture’: Where Some See Calls for Accountability, Others See Censorship, Punishment // Pew Reseach Center. 19.05.2021. – URL: pewresearch.org/internet/2021/05/19/americans-and-cancel-culture-where-some-see-calls-for-accountability-others-see-censorship-punishment/ (date of access: 12.07.2021).

Zelenak L. Mitt Romney, the 47%, and the Future of the Mass Income Tax // Tax Law Review. 2014. Vol. 67. Pp. 471-500.

 

Читайте также на нашем портале:

«Президентские выборы 2020 г. и возможность распада США» Наталья Травкина, Владимир Васильев

«Конец Запада, каким мы его знаем: нуждается ли мировая цивилизация в переопределении?» Хауке Ритц

«На повороте нового «осевого времени»: кризис 2020 г. и макроциклы американской истории » Владимир Васильев

«Углубляющийся кризис политической системы США: причины, признаки, последствия» Наталья Травкина, Владимир Васильев

«Эволюция концепции американской исключительности и роль США в мировом порядке» Владимир Васильев

«Меняющаяся Америка: размышления над «Империей свободы» Н. Злобина» Владимир Васильев


Опубликовано на портале 19/07/2021



Мнения авторов статей могут не совпадать с мнением редакции

[ Главная ] [ Карта портала ] [ Поиск ] [ Наши авторы ] [ Новости Центра ] [ Журнал ] [ Обратная связь ]
Все права защищены © "Перспективы", "Фонд исторической перспективы", авторы материалов, 2011, если не обозначено иное.
При частичной или полной перепечатке материалов ссылка на портал "Перспективы" обязательна.
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № №ФС77-61061 от 5 марта 2015 г.

Яндекс.Метрика