Я русин был, есмь и буду...
Александр Духнович (1803-1865)
Принцип этнической принадлежности, что бы он собой
ни представлял, не несет в себе ничего программного и еще в меньшей степени является политическим понятием
Эрик Дж. Хобсбаум
Русин – самоназвание населения Древней Руси. Сам этноним «русин» - производное от слова Русь. Он упоминается в литературных памятниках с X в. К примеру, в текстах договоров с греками князя Олега (912 г.) семь раз, князя Игоря (945 г.) - шесть, в «Русской правде» [1] и т.д. Долгое время данный этноним сохранялся на всей территории, входившей в состав Древнерусского государства: Малороссии, Белоруссии, Великороссии, Карпатской Руси. Тверской купец Афанасий Никитин писал в «Хождении за три моря» (XV в.): «А в том в Чюнере хан у меня взял жеребца, а уведал, что яз не бесерменянин – русин» [2].
К середине XIX в. этноним «русин» оставался широко распространенным в качестве самоназвания населения Карпатской Руси (Галичина, Буковина, Угорская Русь), чьи земли находились под владением Австро-Венгрии, а также населения севера Бессарабии и Холмщины.
Австро-венгерские власти называли своих русских подданных «русины, рутены» (нем. Russinen, Rutnenеn), в отличие от русских (российских подданных). Причем название рутены - средневековое латинское название русских, а русины - неправильное образование множественного числа от единственного числа русин. Сами русины называли себя в единственном числе русин, а во множественном числе - русскими, веру свою - русскою, свой народ и язык - русскими. В свою очередь русины подразделялись на ряд этнокультурных групп: бойки, лемки, подоляне, гуцулы, покутяне, верховинцы, долиняне и другие [3].
Второй этноним населения Карпатской Руси – руснак. Население Карпатской Руси издавна проживало в соседстве с католиками-поляками. Само слово «руснак» возникло как противопоставление этнониму «поляк». Руснаками (русняками) называли русинов их соседи поляки, словаки, чехи. Этот данный соседними народами внешний этноним был известен, по крайней мере, с начала XV в. В Чехии и Словакии русняками называли русинов, воевавших во время гуситских войн в отрядах таборитов [4].
В Молдавии распространена фамилия Руснак. Ее носят 4696 человек. Также распространены фамилии Рэйляну (1998 чел.), Рэйлян (2937 чел.), Райлян (2230 чел.), Райляну (1241 чел.), Райку (378 чел.), Райко (около 175 чел.) [5]. Эти фамилии и производные от них носят потомки жителей Хотинского уезда, бывшего одно время турецкой провинцией – райей. Основным населением Хотинского уезда были руснаки.
Русины (руснаки) - потомки древнерусской народности. Впоследствии из нее, как указывала советская историография, выделились три братских восточнославянских народа: русские, украинцы и белорусы. Предки же современных русинов проживали в условиях гористой местности, в окружении иноязычного и зачастую иноконфессионального населения. Благодаря такой изолированности они сумели сберечь («законсервировать») многие культурные традиции Древней Руси, свой древний язык, сохраниться как этнос. Многовековое проживание в составе различных государств привело к возникновению у некоторых региональных групп русинов небольших этнокультурных отличий. Несмотря на это, русины и их потомки в большинстве своем сохранили русинское самосознание, историческую память и понимание единства всех русинов.
По мнению ряда исследователей, рассмотрение вопроса о предыстории русинов следует начать со сведений о ранних насельниках Северного Причерноморья – ираноязычных скифах и сарматах. Описывая население Северного Причерноморья, греческий историк Геродот (между 484 и 425 гг. до н. э.) пишет о скифах-кочевниках и скифах-земледельцах (сколотах-праславянах), которых он по месту проживания на Днепре также называет «борисфенитами» [6].
Количество иранских параллелей в языке, культуре и религии восточных славян настолько велико, что в научной литературе давно поставлен вопрос о славяно-иранском симбиозе, имевшем место в истории восточных славян - антов, которые сформировались в Северном Причерноморье при активном участии иранского этнического компонента. Авторы большинства современных учебников истории России и Украины подчеркивают влияние скифо-сарматского мира на этногенез, культуру и государственность восточных славян [7]. На присутствие скифо-сарматских антропологических черт у части населения современной Украины, в т.ч. и жителей восточной части Буковины, указывает современный украинский этнолог Борис Савчук [8].
О славянах впервые упоминается в античных источниках с I в. (Гай Плиний Секунд, Клавдий Птолемей, Випсаний Агриппа, Тацит и др.). В первой половине VI в. н.э. земли Юго-Западного Причерноморья вплоть до Дуная были заняты восточными славянами (антами). Этноним анты (древнеиндийское antas - конец, край, antyas - находящийся на краю, осетинское attiya - задний, позади) имеет иранское происхождение.
Ядро антского племенного союза, по данным археологии, полностью совпало как со старой территорией расселения скифов-пахарей, так и с областью распространения «полей погребений», выемчатых эмалей и кладов римских монет. Анты не только расселялись в городах скифского времени, но и строили новые.
Если культурное, этническое, экономическое единство населения Поднестровья, Попрутья, Нижнего Подунавья и жителей других земель Руси подтверждено археологическими данными, то анализ древнерусских летописей позволяет предположить, что славяне Пруто-Днестровских земель входили в состав Руси еще в ее догосударственный период. Скорее всего, конфедерация княжений, известная под именем Русь, сложилась в борьбе с Хазарским каганатом на рубеже VIII-IX вв. [9]
С VIII в. численность населения в Карпато-Днестровских землях резко возрастает. На территории Молдавии обнаружено 30 славянских поселений VI-VII вв. и свыше 80 - VIII-IX вв. На территории Северной Буковины славянские селища VI-VII вв. обнаружены в 40 пунктах, а VIII-IX вв. - в более чем 150 пунктах. К тому же селища VIII - IX вв. в несколько раз превышают по площади селища VI-VII вв. Демографический взрыв был следствием экономического подъема, вызванного появлением более совершенных земледельческих орудий.
В VII-IX вв. византийские хроники почти не содержат упоминания о восточных славянах. Это, вероятнее всего, было следствием переселения славян Карпато-Дунайских земель на север. Его причиной В.О. Ключевский считал аварское нашествие. С его точкой зрения согласен советский академик Ю.В. Готье, полагавший, что нашествия гуннов, готов и аваров заставили «некоторые энергичные и предприимчивые восточнославянские, «антские» племена искать спокойствие на угрюмом, но более безопасном севере». Не оспаривая эту версию, В.В. Седов считал, что переселение славянских племен вызвано изменением климатических условий. С конца IV в. в Средней Европе наступает резкое похолодание и увеличение выпадения осадков, что сделало многие пахотные участки непригодными для земледелия. Перемещение населения на север подтверждается археологическими данными. В конце IV-V вв. в северорусских землях появляются предметы провинциального римского происхождения, имевшие ранее хождение в Средней Европе. В настоящее время выявлено свыше 100 памятников с такими находками.
Но не все антские племена ушли на север. В непосредственной близости к Дунаю в VIII-X вв. обитали племена уличей и тиверцев. Сведения об этих племенах содержатся в Лаврентьевской, Ипатьевской, Радзивиловской и Троицкой летописях. Уличей и тиверцев нередко считали основным ядром антов, самыми подлинными и чистыми антами.
Восточные географы причисляли уличей - «лудана» - не к славянам вообще, а конкретно к руссам. В атурецанах, описанных византийским императором Константином Багрянородным (905-959 гг.), и attrozziе (аттороссах), упомянутых в «Баварском географе» (Восточнофранкской таблице племен) IX века, известный чешский археолог Л. Нидерле видел вероятность связи этих двух этнонимов с тиверцами.
Локализация расселения тиверцев и уличей в Карпато-Днестровских землях, данная в «Повести временных лет», не вызывает сомнений: «И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество: сидели они прежде по Днестру до самого моря, и сохранились их города и доныне: вот почему греки называли их «Великая Скифь». «Баварский географ» называет русское племя «Unlici» многочисленным народом, обладающим 318 городами. Летописные сведения о тиверцах более скудные, чем об уличах. Тиверцам, по данным того же «Баварского географа», принадлежало 148 городов. Уличи - ултины упомянуты и византийским императором Константином Багрянородным. Печенежский «округ Харовои, - пишет он в XIV главе сочинения «Об управлении империей», - соседит с Русью, а округ Явдиертим соседит с подвластными Русской земле областями, именно с ултинами, дервленинами, лензенинами и прочими славянами» [10].
В 885 г., указано в «Повести временных лет», киевский князь Олег властвовал над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал. Но уже в 907 г. тиверцы вместе с другими русскими племенами участвовали в походе Олега на греков. Князь взял вместе с другими племенами и тиверцев, «яже суть толковины».
Ранее считалось, что данное слово употребляется в значении союзники или переводчики. Никто не задавался вопросом, зачем киевскому князю Олегу в 907 г. нужно было столько переводчиков в походе на греков, или почему только это племя среди всех прочих, принявших участие в походе, названо союзником. Ведь Олег 22 года назад успешно воевал с тиверцами.
В русинском языке до сих пор сохранилось древнерусское слово толока, которое обозначает пастбище. В этом значении слово толока до сих пор употребляется в ряде областей России и Украины. В.И. Даль (1801-1872 гг.) в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» указывал: толока (Симбирская, Пензенская губернии), толок (Курская) - пар, на котором скот пасется, выгон, поскотина. Толока (юго-западное) - скотский выгон, городское, сельское общее пастбище, пар, парина, паровое поле, на которое пускают скот при трехпольном хозяйстве. Называя тиверцев толковинами, летописец упоминал их род занятий - пастушество. Название же соседнего тиверцам восточнославянского племени хорваты - от древнеиранского «пастух, страж скота».
Через 300 лет жившее в этих краях древнерусское население стали называть галицкими выгонцами, учитывая их «государственную» принадлежность и род занятий - скотоводство. Тот же В.И. Даль пишет, что выгон - пастбище, выпуск, толока, место паствы скота; сборное место для скота, откуда его гонят на дальнее пастбище по прогону. То есть в данном значении слова толока и выгон в русском языке - синонимы, соответственно синонимами являются производные от них толковины и выгонцы.
Речь идет о сформировавшемся на территории Юго-Западной Руси особом хозяйственно-культурном типе населения. Русское население Юго-Западной Руси наряду с земледелием активно занималось и скотоводством, что несколько отличало этот регион от других регионов Руси.
На первый взгляд, из этого ряда несколько выбивается название соседнего тиверцам и хорватам племени - уличи. Но, как обоснованно полагал советский языковед О.Н. Трубачёв, название «уличи» отражает тюркскую передачу древнерусского «угличи». Это имя получено из вторых рук, от печенегов. О.Н. Трубачёв полагал, что угол - район Северного Причерноморья, где сходятся под углом друг к другу течения трех рек: Днепра, Буга и Днестра. То есть угличей так назвали по месту проживания. Позднее, в XVI-XVIII вв., в области, расположенной в юго-восточной части Бессарабии (Северо-Западное Причерноморье, между устьями Днестра и Дуная), поселились кочевники татары, и она стала называться Буджак (по-турецки - угол). Местных татар стали называть буджакскими (т.е. угловыми) татарами [11].
Уличи, тиверцы и белые хорваты вместе с другими восточнославянскими племенами вошли в состав древнерусской народности и как самостоятельные русские племена в летописях не упоминаются. Но их потомки по-прежнему проживали в Карпато-Днестровских землях.
С 1054 г. пришедшие на смену печенегам половцы, пользуясь междоусобицами на Руси, утвердились на побережье Черного моря вплоть до Дуная. Однако часть русских поселений в низовьях Дуная устояла. В 1116 г. великий князь Владимир Мономах «посла Ивана Воитишича, и посажа посадники по Дунаю». Присутствие русского населения на Дунае отмечено и в «Слове о полку Игореве» (1187 г.). Возвращение князя Игоря из половецкого плена описано в «Слове» так: «Солнце светится на небесе, - Игорь князь въ Руской земли; девицы поютъ на Дунаи, - вьются голоси чрезъ море до Киева». Там же говорится о галицком князе Ярославе Осмомысле, который «подпер горы Угорские своими железными полками, заступил королю путь, затворил Дунаю ворота, меча тяжести через облака, суды рядя до Дуная». Как указывал В.Т. Пашуто, побережье Черного моря от Олешья до Малого Галича (совр. румынский Галац) было под властью галицко-волынских князей.
Русское население на Дунае было довольно многочисленным. Один из русских князей - Иван Ростиславович, сын перемышльского князя, княживший в Звенигороде, а затем в Галиче, установил связи с городом Берладь, находившемся на территории Добруджи (ныне - юго-восток Румынии). Будучи изгнан из Галича князем Владимиром, князь Иван бежал к Дунаю. Затем он появился в Киеве. Когда сын Владимира Ярослав Осмомысл потребовал от киевского князя его выдачи, Иван Ростиславович отправился на Дунай. Там к нему стекались половцы и русская вольница - берладники, причем последних у него было до 6000. В 1159 г. Иван Ростиславович, получивший прозвище Берладник, организовал поход на Галич, впрочем, окончившийся безрезультатно. Во второй половине XII в. Берладь попала под власть «галицкой державы». В 1223 г., когда на Руси собирали силы против татар, кроме галичан, волынян и их князей прибыли еще «выгонци галичькыа». Они вышли по Днестру в море и с моря вошли в Днепр. Их было много - 1000 «лодий». Речь идет о довольно многочисленном войске - лодья вмещала 40 и более человек. Поэтому численность «выгонцев», принявших участие в битве на Калке, можно определить в 30-40 тыс. чел. Возглавляли их не князья, а вожди Юргий Домамерич и Держикрай Володиславич.
Вторжение кочевников в Северное Причерноморье вызвало отток русского населения из Поднепровья на восток, в междуречье Оки и Верхней Волги, а также на Западный Буг, в область Верхнего Днестра и Верхней Вислы, в глубь Галичины и Польши. Другой поток миграции направился в низовья Дуная. Часть русских обращалась в «бродников», которые вели полукочевой образ жизни. Латинские хроники XIII в. указывают на появление «бродников» вблизи Венгрии.
После разрушения Киевской Руси на ее восточной и западной окраинах складывается почти из тех же элементов новая Россия. Появляются Владимир на Клязьме (столица Владимиро-Суздальского княжества) и Владимир (столица Владимиро-Волынского княжества), Звенигород на Москве, как и на Днестре, Галич Суздальский и Галич в Галицком княжестве, Ярославль на Волге и Ярославль на Сане и т.д. Сюда же можно отнести средневековые города с названием Перемышль: нынешний польский г. Пшемысль на Сане и два Перемышля в Северо-Восточной Руси - один южнее Калуги (город, известный с XII в., ныне село на левом берегу Оки в 30 км к югу от Калуги), другой - южнее Москвы, а также город Соль Галицкая на р. Кострома. Список, разумеется, можно продолжить. Наплывом русских переселенцев, быть может, объясняются и известия XIII и XIV вв. о существовании православных церквей близ Кракова и в других местностях Юго-Восточной Польши. Около 1150 г. краковский епископ Матвей писал: «Русское племя по своей бесчисленности подобно звездам».
Как считал Л. Нидерле, потомки уличей и тиверцев отступили в Карпаты, и именно они положили начало заселению Трансильвании (Семиградья) и Северной Венгрии русским элементом, многочисленные следы которого мы находим и теперь в местной топонимике венгерских и румынских областей.
Во второй половине XI - первой половине XII в. образуется «областная» территория на Верхнем Днестре - «Галицкая земля». Сам термин встречается уже в середине XII в. По известию 1152 г., на западе «земля Галичкая» начиналась уже у р. Сан. Там уже существовал Ярославль за Саном. По известию 1229 г., «Галичкая земля» определялась пространством от речки Боброка до рек Ушица и Прут, т.е. включала север Карпато-Днестровского региона.
Галицкое княжество уже во второй половине XII в. становится одним из самых сильных и влиятельных княжеств Южной Руси. Князь его Ярослав Осмомысл, как говорится в «Слове о полку Игореве», «отворяет ворота Киеву». С конца XII в., при князьях Романе Мстиславовиче, присоединившем Галицкую землю к Волыни, и его сыне Данииле, соединенное княжество заметно растет, густо заселяется, князья его, несмотря на внутренние смуты, быстро богатеют, распоряжаются делами Юго-Западной Руси и самим Киевом; галицкого князя Романа летопись даже величает «самодержцем всей Русской земли». Киев окончательно утратил свое значение общерусского центра, и политическая жизнь переместилась в Суздальско-Владимирскую и Галицкую Русь.
Татаро-монгольское нашествие вызвало еще большее передвижение населения с востока на запад, в результате чего русское население Галицкой земли и придунайских областей не только не уменьшилось, а увеличилось. В 1254 г. венгерский король Бела IV жаловался папе, что его теснят с востока, т.е. из Карпато-Днестровских земель, русские и бродники, а в числе враждебных племен перечислял русских, куман, бродников и болгар. К 1249 г. князю Даниилу удалось утвердить свою власть в Галиче и расширить пределы княжества. Этот период истории княжества, продолжавшийся около 15 лет, стал временем наибольшего могущества Галицкой земли. Хотя в первой половине княжения Даниила произошло завоевание Руси монголами, татаро-монгольское нашествие принесло Юго-Западной Руси меньше разрушений, чем Северо-Восточной. Период расцвета Галицко-Волынского княжества окончился со смертью Даниила в 1264 г. После гибели его прямых потомков около 1324 г. княжество становится ареной борьбы между Польшей, Великим княжеством Литовским и Русским и Венгрией. В 70-х гг. XIV в. Волынь досталась Литве. В 1386 г. литовско-русский князь Ягайло сочетался браком с королевой Польши Ядвигой, что вело к инкорпорации Великого княжества Литовского и Русского в Польское королевство. В том же году Ядвига предприняла поход в Галицкую Русь и окончательно присоединила ее к Польше. С тех пор до так называемых разделов Польши Галицкая Русь оставалась одной из ее провинций – Русским воеводством.
Прессинга католицизма избежало русское население Пруто-Днестровского междуречья. Со второй половины XIV в., благодаря завоеваниям русско-литовских князей и образованию Молдавского княжества (1359 г.), православный элемент в регионе начинает брать перевес над татаро-половецким, преобладавшем на юге. Во время войны между Польшей и Литвой за галицко-волынское наследство татары принимали сторону то одного, то другого государства. В 1362 г. великий княь литовский и русский Ольгерд одержал победу над тремя татарскими князьями - Кутлубугой, Хаджибеем и Дмитреем в Подолии, на берегах реки Синие Воды (Синюхи), освободив Днестр для судоходного сообщения. Литовско-русские князья распространили свою власть до самого Черного моря и на правый берег Днестра. Здесь появляется целый ряд русских городов, которые были восстановлены литовско-русскими князьями на месте городов, упоминаемых еще Константином Багрянородным [12].
Таким образом, территория Карпато-Днестровских земель была издавна населена восточными славянами, а затем входила в состав Древнерусского государства и Галицко-Волынского княжества.
Длительное присутствие восточных славян отмечено также западнее - в Карпатах и на Внутрикарпатском плато (Трансильвания, ранее называвшаяся Седмиградьем, Седмиградской землей). Именно оттуда началось расселение волохов, в результате которого образовались православные Молдавское и Валашское княжества. По мнению Д.И. Иловайского, в гуннской орде, располагавшейся в середине V в. на территории Паннонии, присутствовал значительный восточнославянский элемент. В VI в. авары принудили часть восточнославянского племени дулебов присоединиться к ним, и эта часть дулебов вскоре осела в верховьях Тисы. В IX в., как свидетельствовал анонимный нотарий венгерского короля Белы, еще какие-то группы восточных славян пришли в Паннонию с мадьярами. Однако основная масса восточных славян отступила сюда под давлением кочевников лишь в X-XII вв. Так образовалась Семиградская Русь, существование которой подтверждают письменные источники, данные археологии и лингвистики, а также топонимия современной Трансильвании.
Сами Карпаты, или, как их называли на Руси с конца XI в. всвязи с их государственной принадлежностью, Угорские горы, венгерский автор XIII в. Симон Кеза, принимая во внимание этнический состав их населения, именует «Русскими горами» (Ruthenorum alpes).
Длительный и мирный характер угро-русинских контактов в Семиградье подтвержден многочисленными заимствованиями из древнерусского языка: земледельческая лексика, слова, связанные с животноводством, ремеслами, обозначения предметов быта, пищи, заимствования, обозначающие одежду, явления природы, представителей флоры и фауны, термины родства, названия должностей, религиозная, военная лексика и т.д.
Интенсивно подавление этнокультурной идентичности древнерусского населения начало проводиться в Трансильвании и Северо-Восточной Венгрии в XIX в. В 1903 г. наш земляк, известный русский славяновед А. Кочубинский писал, что этнографическая ситуация в Трансильвании век назад была несколько иной: в стране еще жило былое автохтонное население - славяне, и именно русские, но с особенным, отличным от нашего языком, которые в первой половине XVI в. представляли собой заметную этнографическую единицу. В первом томе своего труда «Iсторія України-Руси», изданном в 1904 г., М. Грушевский упоминает о проживании русинов в Словакии и даже недалеко от устья Тисы. «В Семиградье, - уточняет историк, - русинов уже нет, они исчезли, можно сказать, на нашей памяти: еще в начале этого столетия были их остатки» [13].
Семиградье было также зоной длительных славяно-волошских контактов. Румынский этнограф Р. Вуя отмечал в 60-х гг. XX в., что в Трансильвании и Банате в румынской терминологии, относящейся ко двору и жилищу, преобладают восточнославянские заимствования. К отгороженным местам и постройкам для скота относятся слова: «ограда», «окол», «градине» (огород), «ливада» (луг), «гард» (изгородь), «пырляз» (перелаз), «котец» (курятник, свинарник), «иесле» (ясли), «колежна» (хлев, по-гуцульски «колесни»), «кросна» или «кросние» (помещение для скота). Вторая категория славянских терминов, особенно многочисленная, обозначает части деревянного дома: «призьба», «бырна» (бревно), «стылп» (столб), «стрешина» (стреха), «зэвор» (запор), «бланэ» (доска), «колиба», «кэминец» и «под» (чердак) с производными «подя», «подялэ» (пол), «подец». Немало терминов славянского происхождения относятся к внутреннему убранству, в частности: «полица» (полка) и «лаица» (лавка) с производным от него «лэичер» (покрывало на лавке), «болерка» (бочонок), «полобок» (бочка), «бошер». Причем большинство этих слов, а также терминов, относящихся к хозяйству, встречается и в других местах Румынии, в частности, в северных и западных областях Румынской Молдовы [14].
Мирный характер русинско-волошских отношений подтверждается свободным расселением волохов с XIII по XVII в. в направлении главных карпатских хребтов с юго-востока через современные Украинские Карпаты и на запад вплоть до Чешской Моравии (Моравская Валахия). Опираясь на письменные источники XV-XVII вв., касающиеся «волошской (валашской - в данном случае этнонимы идентичны) колонизации» Западных Карпат, чешские, словацкие и польские ученые отмечают пестрый этнический состав мигрантов, вошедших в хронику под именем «валахов». Термин «валах» был не только этнонимом. В латиноязычных документах Венгрии валашские мигранты нередко обозначались как Valachi et Rutheni или Valachi seu Rutheni, причем под именем рутенов имелись в виду пастухи русинского происхождения из Восточных Карпат. В то время оба этих термина (валахи и русские) обозначали одну категорию подданных.
Начало «волошской колонизации» восточных склонов Карпат, по-видимому, относится к XII в. Но в качестве компактной этнической группы волохи появились здесь только в середине XIV в., когда возникло Молдавское княжество. Сущность переселенческого движения и условия колонизации Восточного Подкарпатья волохами на этом этапе нашли отражение в летописном рассказе XV в. об основании Молдавского княжества, в котором исторические факты переплетаются с легендой. В примечании Симиона Даскала, молдавского книжника XVII в., к повествованию молдавского летописца Григория Уреке говорится о том, что пастухи из Марамуреша во время охоты оказались в долине реки Молдовы, в районе нынешнего города Сучава (Румыния), где встретили пасечника русина Ецко. В «предословии» к молдавской летописи Г. Уреке Симион Даскал указывал, что создана страна из двух языков, из румын и русских, и до сего дня половина страны состоит из русских и половина из румын.
Все воеводы начального этапа молдавской истории - Драг (Драгош), Богдан I, Лацко и другие - носили славянские имена. Румынский историк Николае Иорга считал, что преждевременная смерть Лацко помешала основать русскую династию в Молдавии.
Наличие многочисленного русинского населения в средневековом Молдавском княжестве подтверждают результаты исследований, проведенных во второй половине ХХ в. Л.Л. Полевой установил, что доля представителей восточнославянской этнической группы в середине XIV в. достигала 39,5% населения княжества, а восточнороманской - 48,7%. В исследованиях румынского ученого Маргареты Штефэнеску о славянских элементах в топонимии Пруто-Карпатской Молдовы, Буковины и Бессарабии приведены данные, свидетельствующие о наличии здесь славянского элемента задолго до волохов. Восточные славяне оставили на территории старой Молдавии в общей сложности 548 названий с чисто славянскими корнями и 321 название с славянским суффиксом -вци, которые имели особенно широкое распространение на Буковине (174 названия), в Северной Молдове и Северной Бессарабии (Хотинский, Сорокский, Оргеевский уезды).
Русинская традиция оказала влияние на общественные отношения и политический строй Молдавии. Основные институты раннефеодального общества представляли здесь синтез старой волошской общественной организации с формами, заимствованными у русинов.
Участие русинов - местных и выходцев из Семиградья - в этногенезе молдавского народа обусловило формирование у молдаван этнокультурных особенностей, отличающих их от этнически близких им валахов (мунтян). Если в Банате и Мунтении народное жилище формировалось под влиянием балканских традиций, то в Северной Трансильвании и Молдавии оно сходно с жилищем Галицкой Руси.
Древнерусская культура стала одной из основ формирования самобытной материальной и духовной культуры молдаван. Заметны русинские черты в молдавской народной одежде XIX в., особенно в северных районах Молдавии и на левобережье Днестра. Здесь у молдаван были распространены русинские по покрою мужские рубахи-косоворотки. В орнаментации одежды, ковров, в деревянной резьбе также имелось много общих мотивов. По мнению молдавского искусствоведа Я.П. Мироненко, празднично-обрядовую культуру молдаван следует считать наследием древнерусской культуры. Носителями этой культуры в данном регионе были племена хорватов, тиверцев и уличей. Центром формирования новогодних песен были Буковина и север Молдавии, т.е. регионы проживания русинов.
Не менее значительны русинские заимствования в молдавском языке. Как отмечал А.А. Кочубинский, официальный язык Молдавского княжества XIV-XVII столетий насквозь пронизан малорусскими (иногда явно восточногалицкими, гуцульскими) элементами. Факт, что западнорусский язык был официальным и литературным языком средневекового Молдавского княжества и оказал существенное влияние на молдавский литературный язык, признается румынскими историками. В основном фонде современного молдавского языка насчитывается около 2 тысяч восточнославянских заимствований. Это понятия, обозначающие земледельческие орудия, предметы быта, домашнюю утварь, одежду, пищу, музыкальные инструменты [15].
Учитывая смешанный состав населения и этнокультурную ситуацию в средневековой Молдавии, Молдавское княжество вполне можно назвать волошско-русским (русинским).
На начало XX в. приходятся самые трагические страницы истории русинов. К тому времени земли, населенные русинами, оказались в составе Австро-Венгрии (Галичина, большая часть Буковины, Подкарпатская Русь – не менее 4 млн. русинов) и России (Бессарабская губерния (более 250 тыс. русинов) и Холмщина) [16]. Русины Подкарпатской и Галицкой Руси были в основном униатами, хотя веру свою по-прежнему называли русской. В 1596 г. в Бресте Литовском часть западнорусского высшего духовенства заключила церковную унию с Римом, в 1646 г. была заключена Ужгородская уния. Несмотря на это, народ и большинство священнослужителей многие столетия сопротивлялись окатоличиванию и проводимой властями политике полонизации и мадьяризации. Проживая в составе Российской империи, русины Бессарабии в отличие от русинов Австро-Венгрии не испытывали ни национального, ни религиозного гнета.
Из-за тяжелого экономического положения многие русины (в основном лемки из Галичины, русины из Угорской (Подкарпатской) Руси и австрийской части Буковины) со второй половины XIX в. вынуждены были эмигрировать в Америку. К концу XIX в. только в США русинов проживало не менее 200 тыс. чел. Угорские и галицкие русины были греко-католиками. Лидером карпаторусских униатов в США и инициатором возвращения в православие стал служивший в Миннеаполисе отец Алексий Товт, председатель собраний униатских священников, прибывших из Галицкой и Подкарпатской Руси. 25 марта 1891 г. в православную веру перешел первый карпаторусский униатский приход в Америке, возглавляемый о. Алексием Товтом и насчитывавший 405 человек [17]. В Канаде к концу первой мировой войны проживало около 170 тыс. русинов, в основном из Галичины и Буковины [18].
В США и Канаде действовали многочисленные русинские организации. Первыми в США были созданы «Русский народный союз» (февраль 1894 г.), «Русское православное общество взаимопомощи» (апрель 1895 г.). Выходили периодические издания. Органом «Русского народного союза» стала газета «Слово», издававшаяся на русском языке [19]. Старейшей русинской газетой в Америке была выпускаемая с 1886 г. «Америка – орґан руских преселєнцох Галичини та Венгриї». Наиболее тиражным стал «Американскiй русскiй вестник» (с 1892 г.). Также выпускались газеты «Свит» (с 1894 г.), «Правда» (с 1902 г.) «Православни русски вестник» (с 1915 г.), «Русский вестник» (с 1917 г.) и др. Всего в США русинами издавалось 38 наименований газет и журналов, в Канаде - 22 наименования, некоторые из них выходят и поныне [20].
Как вспоминал архиепископ Восточноамериканский и Джерзейситский Виталий (Максименко (1873 - 1960)), приехавший в Нью-Йорк в октябре 1934 г., «американская православная паста состояла на 80% из карпаторусов и галичан и на 20% из русских выходцев западных губерний – Киевской, Подольской, Волынской, Минской, Гродненской, Виленской. Есть небольшой процент бежавших из России от воинской повинности, долгов, суда, из тюрем, каторги, по политическим мотивам. Все это так называемая старая русская колония, в отличие от новой русской колонии, довольно многочисленной, появившейся после революции и состоящей в большинстве своем из интеллигентных людей. Старая колония в подавляющем большинстве состоит из простых рабочих людей, так что руководителями ее во всех областях жизни являлось до последнего времени духовенство» [21]. По свидетельству украинского зарубежного историка О. Субтельного, около 20% иммигрантов первой волны из Галичины, Подкарпатской Руси и Буковины считали себя православными русскими, 40% русинами и греко-католиками (византо-католиками), а остальные – украинскими греко-католиками [22].
Во второй половине XIX в. в Австро-Венгрии началось русинское возрождение. Русский ученый-эмигрант Н.И. Ульянов в своей классической работе «Происхождение украинского сепаратизма» писал: «Во всех австро-венгерских владениях, населенных осколками русского племени, - в Галиции, в Буковине, в Угорской Руси - национальное возрождение понималось как возвращение к общерусскому языку и общерусской культуре. Затираемое поляками, венграми, румынами, немцами население этих земель стихийно тяготело к России, как к своей метрополии» [23].
Накануне первой мировой войны австро-венгерские власти предприняли ряд мер по ликвидации русинского движения. В мае 1910 г. австрийские власти с подачи украинского националиста Н. Василько, румына по происхождению, закрыли большинство русинских организаций Буковины. 29 января 1913 г. в Угорской Руси (Подкарпатье) открылся второй Мармарош-Сигетский процесс (первый состоялся в 1904 г.). Мармарошский процесс был единственным массовым процессом в Австро-Венгрии перед войной. Его причиной стал массовый переход населения Угорской Руси из греко-католической церкви в православие, что вызвало репрессии со стороны властей, и это несмотря на то, что в Австро-Венгрии православие было разрешено законом. 32 обвиняемых приговорили в общей сложности к 39,5 года тюрьмы.
Массовый переход в православие русинских сел на Лемковщине, в Сокальщине и Коломыйщине (Галичина) тоже вызвал репрессии со стороны австро-венгерских властей. Перед самой войной во Львове начался нашумевший на всю Европу процесс о «государственной измене» и «шпионаже».
С началом первой мировой войны регионы проживания русинов оказались в зоне боевых действий. Австро-венгерские власти развязали массовый террор против русинского населения. Русофильские симпатии стали караться как тягчайшее государственное преступление. Мест в тюрьмах не хватало, и австро-венгерские власти создали концентрационные лагеря Талергоф, Терезин и другие. Первые заключенные в количестве 2000 чел. прибыли в концентрационный лагерь Талергоф (Штирия) из Львова 4 сентября 1914 г. Замалейшее нарушение режима узника ждала пуля. Голод, эпидемии косили людей. В 1915 г. лагерь пополнился новыми жертвами. Талергофский лагерь просуществовал с сентября 1914 по май 1917 г. Через него прошло не менее 30000 крестьян, священников, представителей интеллигенции. Тысячи из них погибли. Австрийские концентрационные лагеря были предвестниками гитлеровских концлагерей Освенцима, Дахау, Треблинки и других. Массовый геноцид русинов в годы первой мировой войны стал первым холокостом Европы XX в.
Этот период был наиболее тяжелым в истории русинского движения Галичины и австрийской части Буковины. В самом начале войны австрийские власти арестовали почти всю русинскую интеллигенцию и тысячи крестьян по заготовленным заранее спискам. Часто расправы происходили без суда и следствия. Сотрудник львовской газеты «Wiek Novy», ехавший из Городка во Львов после отступления австрийской армии, видел чуть ли не на каждом придорожном дереве повешенных крестьян.
Репрессии коснулись и австрийской армии. Известна история расстрела солдат 80-го австрийского пехотного полка за отказ стрелять в русских. Этот полк был набран в основном из крестьян Бродского, Каменецкого и Золочевского уездов Галичины. На Восточном фронте русины, не желая воевать против России, массово переходили на сторону русской армии. Поэтому австро-венгерское командование вынуждено было отправить русинов на итальянский фронт.
Революция в Австро-Венгрии в октябре 1918 г. привела к распаду империи. Возникли новые государства: Чехословакия, Венгрия, Австрия, Югославия и Западноукраинская Республика. Были образованы целые русинские анклавы в Западной Галиции, которые провозгласили свою независимость. Русинские села в долине р. Ославы возле местечка Команчи создали Команчскую Республику, которая продержалась два месяца и пала под ударами польских войск в конце января 1919 г. С 5 декабря 1918 по конец марта 1920 г. просуществовала Русская Народная Республика лемков (130 сел) с центром в с. Флоринка. В феврале 1919 г. была провозглашена Гуцульская Республика (столица - с. Ясиня), которая контролировала большую часть Марамуреша. Румынские войска ликвидировали Гуцульскую Республику и оккупировали подкарпатские территории на восток от Мукачева. В ноябре 1918 г. 10 тыс. русинов, живших на юге бывшего Венгерского королевства в Воеводине (Бачка), оказались в составе Королевства сербов, хорватов и словенцев (будущая Югославия). В 1919 г. Подкарпатская Русь была присоединена к Чехословакии в качестве автономной единицы со своим гербом, гимном, флагом.
В Восточной Галиции в 1918 г. была провозглашена Западноукраинская Народная Республика (ЗУНР), и создана Галицкая армия (не путать с отрядами сечевых стрельцов (около 3,5 тыс. человек) под командованием атаманов Е. Коновальца и А. Мельника, подчинявшихся Директории). Польские войска, пользуясь поддержкой Антанты, вытеснили Галицкую армию на территорию бывшей Российской империи. В ноябре 1919 г. Галицкая армия (около 50 тыс. солдат) перешла под командование объединенных сил Юга России. Галицкая армия, по свидетельству А.И. Деникина, «сохранила до конца дисциплину и полную лояльность. Но потрясенная морально, изможденная физически, страшно нуждающаяся, имевшая до 10 тысяч больных тифом, в тот краткий срок, который был предоставлен развертывающимися событиями, армия не могла вернуть своей боеспособности». В начале 1920 г. соединения Галицкой армии перешли на сторону советских войск, были включены в состав 12-й и 14-й советских армий и приняли участие в войне с поляками. Летом 1920 г. Красная Армия вступила на территорию Восточной Галиции. Был создан Галицкий революционный комитет (Галревком). Началось формирование Галицийской Красной Армии (ГКА).
В сентябре 1920 г. Польша вновь оккупировала Восточную Галицию, ГССР перестала существовать. По условиям Рижского договора 18 марта 1921 г. территория Восточной Галиции отошла к Польше. Русинское население Галичины не признавало польские власти законным правительством, бойкотировало перепись 1921 г., выборы в польский Сейм в 1922 г. Судьба Галичины была решена в 1923 г. на конференции послов в Париже, где было принято решение присоединить Галицию к Польше с условием наделения ее правами автономии. Последнее польскими властями так и не было выполнено. Политика полонизации, игнорирования прав русинов, тяжелое экономическое положение привели к росту политического террора со стороны ОУН. Одним из организаторов ОУН и ее руководителем стал Е. Коновалец, бывший офицер австрийской армии, который участвовал в создании вооруженного австрийского воинского формирования «Украинские сечевые стрельцы» и «Галицко-буковинского куреня» Центральной Рады, перешедшего затем на сторону Директории. Идеи радикально настроенных украинских националистов находили отклик среди молодежи [24].
Таким образом, после окончания первой мировой войны и гражданской войны в России населенные русинами земли вошли в состав Румынии (Марамуреш, Бессарабия), Польши (Галичина), Чехословакии (Подкарпатская Русь), Югославии (Воеводина). Много русинов оказалось на территории СССР. В 20-30-е гг. XX в. русинское движение в Подкарпатской Руси (Чехословакия) и Галичине (Польша) постепенно набирало силу, несмотря на поддержку чехословацкой и польской администрациями курса украинизации.
Хотя русинское движение Галичины вышло из эпохи первой мировой войны обессиленным и обескровленным, в 1921 г. создается галицко-русская политическая организация - Русская народная организация (с 1928 г. - Русская селянская организация). В 1928 г. она насчитывала 80-100 тыс. человек. В 1919 г. возобновило свою деятельность Общество им. М. Качковского. К 1929 г. оно насчитывало 4614 членов (до войны в его рядах было около 12000 чел.). Также снова начинают работать Общество русских дам (1922), студенческое общество «Друг» (1929), «Русская школа» (1923) и т.д. Из периодических изданий выходили еженедельник «Земля и воля» (орган Русской селянской организации), «Русский голос», «Кооперативный вiсник», «Временник» Ставропигиона. Талергофская трагедия обескровила галицко-русское движение и в то же время стала священным символом мученичества за общерусскую идею. С 1924 г. начинает выходить «Талергофский альманах». В 1934 г. был проведен Талергофский съезд, собравший 15 тыс. участников. На Лычаковском кладбище во Львове был сооружен памятник жертвам Талергофа. Работа русских галичан велась несмотря на польский националистический прессинг и нажим украинских националистов [25].
С 1926 г. начинается массовый переход лемковских сел в православие. Как свидетельствует П. Магочий, третья часть лемковского населения приветствовала процесс возвращения к православию.
В 30-е гг. польские власти позволили лемкам ввести в ряде школ преподавание на лемковском наречии и основать лемковские общественные и культурные организации [26].
Подкарпатская Русь в составе Чехословакии была разделена – Пряшевская Русь (250 тыс. русинов) стала частью Словакии. На все посты в администрации Подкарпатья назначались чиновники чехи. Несмотря на это уже в 1921 г. из 530 школ 357 были русскими, наряду с венгерскими (118), немецкими (9), смешанными (17) школами [27]. В 20-30-е гг. XX в. из 47 политических партий Подкарпатской Руси различной политической ориентации (прочешской, провенгерской, сионистской, пронемецкой, проукраинской, прорусской, коммунистической) 17 были русофильскими. Они выпускали 7 газет [28].
В начале 1920 г. православное движение охватило всю Подкарпатскую Русь. В нем приняло участие около 50 тыс. чел. В 1928 г. была создана Мукачево-Пряшевская епархия под юрисдикцией Сербской православной церкви. С переходом в православие верующие потеряли свои храмы, приходские дома и церковное имущество и вынуждены были строить новые. До 1936 г. было построено более 150 храмов [29].
После Мюнхенского соглашения (29.09.1938 г.) Национальное собрание Чехословакии приняло под давлением Германии закон «Об автономии Словакии и Подкарпатской Руси». Премьер-министром последней был назначен украинский националист А. Волошин. 15 марта 1939 г. была провозглашена независимость «Карпатской Украины». В этот же день Венгрия предъявила ультиматум о передаче власти венгерским военным органам. 16 марта Волошин с ближайшими сподвижниками эмигрировал в Германию. К 18 марта венгерские власти полностью установили контроль над всей территорией края. Была создана так называемая Карпатская территория, делившаяся на три административные единицы. Государственными языками были объявлены венгерский и «угрорусский» (русинский). Венгерские власти поощряли политику ускоренного формирования «угрорусинского народа». На русинском языке выходило 16 провенгерских газет, издавались учебники и книги на русинском языке.
После освобождения Подкарпатской Руси от немецко-венгерских захватчиков под контролем советских политических органов был созван первый (и последний) съезд народных комитетов «Закарпатской Украины», который принял манифест «О воссоединении Закарпатской Украины с Советской Украиной». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1946 г. автономная провинция Чехословацкой Республики – Подкарпатская Русь - стала Закарпатской областью Украинской ССР.
4 февраля 1945 г. в Мармарош-Сигете (Румыния) состоялся съезд народных комитетов округа, созванный по инициативе 17 русинских сел. 426 делегатов съезда приняли петицию о воссоединении с «Закарпатской Украиной». В мае 1945 г. представители советской военной администрации под угрозой ареста потребовали роспуска окружного народного комитета и передачи всей власти румынским властям [30].
В сентябре 1939 г. Галичина была присоединена к СССР и включена в состав Украинской ССР. С этого момента прекратили свое существование все галицко-русские (русинские) организации. Советской властью был проигнорирован тот факт, что даже во время переписи, проводившейся польскими властями в 1931г., 1196855 галичан обозначили свою национальную принадлежность как «русские» [31]. В годы второй мировой войны ни один русский галичанин не запятнал себя сотрудничеством с гитлеровцами. В то же время немало из них пострадало именно из-за своей русскости [32]. Когда 30 июня 1941 г. батальон «Нахтигаль», сформированный немцами из украинских националистов, ворвался во Львов, он принял участие в устроенной немцами резне мирного населения, во время которой погибло около 3000 человек, среди которых были не только евреи и поляки, но и русины. Политическое руководство батальоном осуществлял офицер абвера украинский националист Роман Шухевич. Впоследствии он стал командующим УПА. В октябре 2007 г. Р. Шухевич стал «Героем Украины».
В результате «выравнивания» границ с Польшей после войны и «обмена» населением больше всего пострадали русины. Перемышль и Лемковщина были отданы Польше. В 1945-1946 гг. в СССР были репатриированы 518,2 тыс. человек, в том числе 481 тыс. русинов и 37 тыс. белорусов. Все они были расселены по разным населенным пунктам. Оставшихся в Польше русинов ждала трагическая судьба – под предлогом того, что на Лемковщине действовали бандеровцы (на этой территории также действовали отряды польской Армии Крайовой, терроризировавшие местное русинское население), весной 1947 г. органами госбезопасности Польши была проведена операция «Висла». 120 тыс. лемков были выселены в разные районы Западной Силезии. В результате горные районы Бещад и Низких Бескид и южная часть Пшемысловского повята обезлюдели. В Бещадах, например, район площадью 1,5 тыс. км
2, на котором было расположено свыше 70 сел, оставался вплоть до 1956 г. необитаем. В свою очередь поляки-репатрианты из СССР изменили демографическую ситуацию в некоторых пограничных районах на востоке Польши, например, в районе города Хелм (Холм, бывшая столица Галицко-Волынского княжества) или в городе Пшемысль (бывший русский Перемышль), где они составили около 25% населения [33].
казино онлайн
Несколько иной была судьба русинов Буковины и Бессарабии, оказавшихся в 1918 г. в составе Румынии. В январе 1919 г. в местах компактного расселения русинов произошло Хотинское восстание. Помимо русинов и молдаван в нем приняли участие представители других национальностей. Боясь волнений в Северной Буковине, румынские власти ввели здесь осадное положение. В ноябре 1919 г. в Черновцах против румын восстал 113-й Буковинский полк, состоявший в основном из русинов. Эти и последующие выступления были жестоко подавлены румынскими властями.
Несмотря на попытки насильственной румынизации Бессарабии, румынская сигуранца в 1933 г. признала: «Бессарабская душа, которая все еще живет видением старой России, не может быть достаточно близкой национальным устремлениям объединенной Румынии».
В августе 1940 г. Северная Буковина и Бессарабия вошли в состав СССР. Северная Буковина стала Черновицкой областью Украинской ССР. К ней отошла большая часть Хотинского уезда Бессарабии. Также к Украине отошли Аккерманский, Измаильский уезды [34]. 2 августа 1940 г. на VII сессии Верховного Совета СССР был принят Закон об образовании союзной Молдавской Советской Социалистической Республики. В состав Молдавской ССР были включены: город Кишинев, 6 из 9 уездов Бессарабии (Бельцкий, Бендерский, Кагульский, Кишиневский, Оргеевский, Сорокский), а также город Тирасполь и 6 уездов из бывшей Молдавской АССР (Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Рыбницкий, Слободзейский, Тираспольский) [35].
Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе Украинской ССР была создана в 1924 г. из политических соображений. В состав МАССР вошло 11 районов левобережья Днестра. Ее столицей сначала была Балта, а с 1929 г. – Тирасполь.
Остальные районы МАССР, а также Аккерманский, значительная часть Измаильского и Хотинского уездов Бессарабии отошли к Украинской ССР. Позже, в ноябре 1940 г., Украинской ССР отошел 61 населенный пункт с населением 55 тыс. человек (46 населенных пунктов Бендерского уезда, 1 населенный пункт Кагульского уезда, 14 населенных пунктов бывших районов МАССР). К Молдавской ССР отошло 96 населенных пунктов с населением 203 тыс. человек (76 - Хотинского уезда, 6 - Измаильского и 14 - Аккерманского уездов). Изменения мотивировались тем, что в населенных пунктах, переданных Молдавской ССР, преобладало молдавское население, а в переданных Украинской ССР — украинское, болгарское и русское население [36].
После второй мировой войны территориальное деление не изменилось.
Начиная с 50-х гг., русинская тематика стала табуированной. Историки при изложении событий старались не упоминать данный этноним, иногда замалчивая целые пласты истории, к примеру, геноцид русинов в годы первой мировой войны, когда русинов убивали только за то, что они считали себя русскими; насильственное переселение русинов-лемков в ходе операции «Висла» и т.д. В «Истории Молдавской ССР» (Кишинев, 1984 г.) русинам посвящено всего несколько строк (без упоминания названия). В них говорилось, что здесь сохранилось и позже еще переселилось древнерусское население, большая часть которого была ассимилирована волохами. Хотя русины играли значительную роль в образовании Молдавского княжества, составляя значительную часть населения. А к началу XX в. они составляли 1/8 часть населения Бессарабской губернии.
После распада Советского Союза и образования новых центральноевропейских государств началось новое русинское возрождение. Правда, несколько раньше оно началось у лемков Польши. В 1979 г. они организовали первый культурный фестиваль «Ватра» в тех районах, куда их выселили польские власти, а с 1983 г. проводили его в селах самой Лемковщины. После 1989 г. возникли русинские организации на Украине, в Словакии, Польше, Венгрии, Чехии, Югославии, стали выходить газеты и журналы: «Русин», «Народны новинкы», «Info Русин» (Словакия), «Подкарпатська Русь» (Украина), «Бесiда» (Польша), «Русинськый світ» (Венгрия), «Руске слово», «Руснак» (Сербия), «Руська віра» (Румыния) и т.д. Многие издания имеют свои сайты в Интернете, на которых размещены электронные версии изданий. С 1992 г. проводится Всемирный конгресс русинов. Сегодня русины официально признаны в Словакии, Польше, Чехии, Венгрии, Сербии, Хорватии, Румынии. В Венгрии в 32 населенных пунктах действует русинское самоуправление. В Румынии русины имеют своего депутата в парламенте. Официально признав русинов национальным меньшинством, правительства вышеперечисленных стран (кроме Украины) оказывают им финансовую поддержку. Русинский язык стал учебным предметом в начальных и средних школах Польши, Словакии, Венгрии, Сербии. 7 марта 2007 г. сессия Областной рады Закарпатья признала русинов коренной национальностью края.
В конце 2003 г. была создана этнокультурная организация русинов Молдавии – Общественная организация «Русь» (с 2007 г. – Общественная ассоциация «Русь»). С 2005 г. она выпускает Международный исторический журнал «Русин», получивший благословение первоиерарха Русской православной церкви за границей митрополита Лавра, русина родом из Словакии. Электронные версии журнала размещены на сайте «Русины Молдавии» - http://rusyn.md. Благодаря нашей деятельности в научный и общественный оборот возвратились этнонимы русин, руснак, активизировалась разработка научной истории Молдавии и русинов.
В последние годы в разных странах вышло немало исследований по истории русинов. Среди них: Н. Пашаева. «Очерки истории русского движения в Галичине XIX-XX вв.» (Москва, 2001, второе издание – Москва, 2007); «Русская Галиция и «мазепенство» (Москва, 2005); «Русини. Руснаци. Ruthenians. 1745-2005» (Нови Сад, Сербия, 2006); Л. Медеши. «Руска традиция» (Нови Сад, 2007); И. Поп, Д. Поп. «История Подкарпатской Руси» (Ужгород, 2005); И. Поп. «Энциклопедия Подкарпатской Руси» (Ужгород, 2006) и др. Немало литературы, статей и другой полезной информации размещено на сайтах Малорусская народная историческая библиотечка (http://mnib.malorus.org), Академии русинской культуры в Словацкой Республике (http://www.rusynacademy.sk), сайте Мирослава Силадия (Сербия) (http://www.rusnak.info) и др.
Сегодня мы смогли возвратить историческую память, чувство гордости за принадлежность к древнему этносу, внесшему вклад в образование ряда европейских государств и наций, сохранившему, несмотря на долгие годы этноцида, свою этнокультурную самобытность.
* Данная тема поднималась автором в ряде научных работ, в том числе в монографии «Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии» (Кишинев, 2004. 239 стр.) и в статьях, в частности: «Руснаки Бессарабии. Почему им нет места в учебниках истории?» // Мысль. [Кишинев]. 2003. № 4 (22). С. 72-79; «Бесарабскы руснаци» // Русин. Хрiстiаньскый часопис. Пряшев, 2003. № 3-4. С. 12; «Миграции русинов Буковины в Бессарабию» // Национальные образы мира: единство - разнообразие - справедливость. Материалы Международной научно-практической конференции. 22-23 октября 2003 г. Кишинев, 2004. С. 275-280; «Замена этнонима - прелюдия этнокультурной трансформации» // Мысль. [Кишинев]. 2004. № 2 (24). С. 72-75; «"Забытый" этнос» // Москва. [Москва]. 2004, № 11. С. 186-191; «Этнокультурная идентичность руснаков Бессарабии в начале XX века» // Вестник Славянского университета. Вып. 11. [Кишинев]. 2004. С. 7-18; «Русины: этапы истории» // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2005. № 1 (1). С. 49-60; «Сын самодержца всея Руси» // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2005. № 2 (2). С. 11-41; «Русины Молдавии» // Славянские чтения. Вып. 3. [Кишинев]. 2005. С. 107-115; «Я горжусь, что я – русин» // Мысль. [Кишинев]. 2005. № 2 (27). С. 91-95; «Семиградская Русь» // Нить времен. Материалы научно-практической конференции «Русское население Молдавии: история и современность». Кишинев, 2006. С. 77-85; «Проблемы русской культуры и языка в Молдавии» // Нить времен. Материалы научно-практической конференции «Русское население Молдавии: история и современность». Кишинев, 2006. С. 56-60; «Русины в период первой мировой войны и русской смуты» // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2006. № 1 (3). С. 46-65; «Миссия митрополита Гедеона: неосуществленный геополитический проект» // Международный исторический журнал «Русин». [Кишинев]. 2006. № 2 (4). С. 18-36; «Ими гордится Молдавия. Биографии некоторых известных общественно-политических, религиозных, военных и культурных деятелей Молдавии» // Международный исторический журнал «Русин». [Кишинев]. 2006. № 3 (5). С. 81-148; «Этнокультурная идентичность русинов севера Молдавии» // Международный исторический журнал «Русин». [Кишинев]. 2006. № 4 (6). С. 141-149; «Русины Молдавии: право на сохранение этничности» // Этнографическое обозрение. 2007. № 1. Январь. С. 1-14; «Некоторые справочные материалы по истории нашего края» // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2007. № 1 (7). С. 163-191; «Особенности говора русинов» // Славянские чтения. Вып. 4. [Кишинев]. 2007. С. 99-102; «Русини: замена етнонима – прелудий за етнокультурну трансформацию» // Русини. Руснаци. Ruthenians. 1745-2005. [Нови Сад, Сербия]. 2006. C. 86-92.
Примечания
[1] См.: Лаврентьевская летопись. Вып. 1. Повесть временных лет. ПСРЛ. Т. 1. Л., 1926. Стб. 34-35, 50-52; Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т. 2. СПб., 1908. Стб. 25-26, 38, 40; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950. С. 176; .
[2] Никитин Афанасий. Хождение за три моря // История отечества в романах, повестях, документах. Век XV-XVI. М., 1987. С. 451.
[3] Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. XXVII. СПб., 1899. С. 296-297. См. подробнее: Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004. С. 9-10.
[4] Неедлы З. Гуситы и русские. Исторический журнал. Кн. 10-11. М., 1941. С. 126, 128.
[5] См. подробнее: Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 131-132. Данные предоставлены Департаментом информационных технологий Республики Молдова (по состоянию на май-август 2003 г.).
[6] Геродот. История. М., 2002. С. 241.
[7] Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. С. 11-12; История России. Т. 1. С древнейших времен до конца XVII века / Под редакцией член.-корр. РАН А.Н. Сахарова. М., 2005. С. 24-27; Мицик Ю.А. Бажан О.Г., Власов В.С. Iсторія України. Київ, 2005. С. 13.
[8] Савчук Борис. Українська етнологiя. Iвано-Франкiвськ, 2004. С. 307.
[9] Подробнее ранняя этническая история восточных славян изложена в моей монографии «Осколки Святой Руси». С. 28-43.
[10] См. подробнее: Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 43-47.
[11] См. подробнее: Суляк С.Г. Русины: этапы истории (часть 1) // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. № 1 (1), 2005. С. 50; Он же. Сын самодержца всея Руси // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. № 2 (2), 2005. С. 34-36.
[12] См. подробнее: Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 48-57; Он же. Русины: этапы истории (часть 1) // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. № 1 (1), 2005.С. 51-60; Он же. Сын самодержца всея Руси. С.11-45.
[13] См. подробнее: Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 58-69.
[14] Вуя Р. Поселения и жилища румынских крестьян Северо-Западной Молдовы // Советская этнография. 1962. № 3. Май-июнь. С.107, 102.
[15] См. подробнее: Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 69-81; Он же. Русины: этапы истории (часть 1). С.54; Он же. «Забытый» этнос. // Москва [Москва]. 2004, № 11. С. 186-191; Он же. Русины Молдавии // Славянские чтения. Вып. 3. [Кишинев]. 2005. С. 107-115.
[16] Подробнее о численности русинов см.: Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 94-95.
[17] Протопресвитер Петр Коханик. Начало истории Американской Руси // Прикарпатская Русь под владением Австрии. Trumbull, Connecticut, 1970. C. 516, 490.
[18] Медєши Л. Америцки руснаци през свою пресу // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. № 2 (8), 2007. С.156.
[19] Протопресвитер Петр Коханик.Указ. соч. C. 497, 499.
[20] Медєши Л. Указ. соч. С.158-159, 173-178.
[21] Архиепископ Виталий. Мотивы моей жизни / Издание третье, дополненное. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.Y., 2005. С. 133.
[22] СубтельнийО. Україна. Iсторiя. Київ, 1993. С. 664.
[23] Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. М.,1996. С. 209.
[24] См. подробнее: Суляк С.Г. Русины в период первой мировой войны и русской смуты // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2006, № 1 (3). С. 46-65.
[25] Пашаева Н.М. Очерки истории русского движения в Галичине XIX- XX вв. М., 2007. С.121-125.
[26] Маґочій П. Народ нивыдкы. Ілустрована історія карпаторусинов. Ужгород, 2007. С. 80-81.
[27] Клима В. Школьное дело и просвещение на Подкарпатской Руси // Подкарпатская Русь за годы 1919-1936. Ужгород,1936. С.102.
[28] Токар М. Политичнi партiї Закарпаття в умовах багатопартiйностi (1919-1939). Ужгород, 2006. С. 318-327.
[29] Протоиерей Василий Максимишинец. История Православной церкви в Карпатской Руси. Ужгород, 2004. С. 124, 128-129.
[30] Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси. Ужгород, 2006. С. 56-58, 62, 245-246.
[31] Дикий А. Неизвращенная история Украины-Руси. М., 2007. С. 68.
[32] Пашаева Н.М. Указ. соч. С.130.
[33] Марианьский А. Современные миграции населения. М.,1969. С. 130-131, 128-129.
[34] См. подробнее: Суляк С.Г. Русины в период первой мировой войны и русской смуты. С. 56-57, 62-63.
[35] История Республики Молдова. С древнейших времен до наших дней. Кишинев, 2002. С. 223-224.
[36] http://ru.wikipedia.org/
Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2007, № 4 (10). С. 29-56.
Читайте также на нашем портале:
«Русинская брешь в проекте украинской нации» Олег Неменский
«Казачество и Русский мир» Олег Неменский
«Национальный фактор в эпоху глобализации. Часть 1. Дискуссии о будущем наций и глобализации: некоторые методологические вопросы» Екатерина Нарочницкая
«Курдский вопрос в Турции: на пути к разрешению конфликта?» Павел Шлыков