Уважаемые коллеги!
Сегодня мне представилась возможность ознакомить Вас с церковным пониманием интересов национальной безопасности в духовной сфере и тем, как Русская Православная Церковь (далее Церковь) защищает интересы личности, общества и государства в сфере духовной безопасности России.
Целью моего выступления является раскрытие форм и постановка проблемы современного взаимодействия светской и духовной власти в области укрепления российской государственности и сохранения культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни.
Прежде всего, определю понятие «национальная безопасность», понимаемое как обеспечение условий сохранения, нормального функционирования, воспроизводства и развития гражданского общества и народа России как образовавшейся вокруг русского народа локальной цивилизации, гармония и многообразие которой зависит от учета интересов, традиций, чувств всех составляющих ее этнических и конфессиональных общностей.
В этой связи хочу обратить внимание на тот факт, что Церковь озаботилась проблемами национальной безопасности в условиях создания нового государственного образования вместо СССР еще в августе 1991 года, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил с заявлением, осудившим действия сил, пытавшихся вернуть страну в тоталитарное прошлое. Второй судьбоносный момент новейшей истории Отечества наступил два года спустя, когда в октябре 1993 года страна вновь оказалась на пороге гражданской войны. Уже в первые часы политического кризиса вслед за появлением 21 сентября 1993 года президентского указа № 1400 Церковь взяла на себя нелегкую задачу попытаться избежать кровопролития и усадить конфликтующие стороны за стол переговоров. Святейший Патриарх Алексий, находившийся в этот момент с визитом на Аляске по приглашению Православной Церкви в Америке, сделал прямо в аэропорту Сан-Франциско заявление с призывом ко всем ветвям власти, армии, правоохранительным учреждениям и всем россиянам воздержаться от любых действий, могущих привести к кровопролитию и толкнуть страну к гражданской войне. 28 сентября 1993 года Его Святейшество, сократив намеченные сроки поездки, вернулся в Москву и практически сразу предложил свое посредничество в урегулировании конфликта. Вскоре Церковь начала консультации с политическими силами: уже 29 сентября Святейший Патриарх принял Ю.М. Лужкова, представлявшего президентскую сторону, затем Его Святейшество встретился с группой народных депутатов и представителей общественности, чуть позже Святейшего Алексия посетил председатель Конституционного суда В.Н. Зорькин. На другой день Святейший Алексий вместе с митрополитом Ювеналием и митрополитом Кириллом посетили президента Б.Н. Ельцина в Кремле. В результате проведенной Церковью серии консультаций противоборствующие стороны согласились на переговоры при ее посредничестве. Переговорный процесс проходил в Свято-Даниловом монастыре с 1 октября 1993 года и был прерван в результате обострения противостояния сторон к вечеру 3 октября. К сожалению, в те дни морального авторитета и политического веса Церкви оказалось недостаточно для предотвращения национальной трагедии. Не помогло остудить горячие головы политиков и церковное предостережение о том, что открывшая огонь первой сторона будет предана анафеме. Давая этим трагическим событиям оценку десять лет спустя, Его Святейшество в своем выступлении 2 декабря 2003 года в Храме Христа спасителя сказал следующее: «...политический кризис 1993 года мог обернуться большой кровью и распадом государства на удельные княжества. Слава Богу, что этого не произошло!».
Одним из первых обращений авторитетных представителей российской общественности к власть предержащим по обсуждаемой сегодня теме вклада Церкви в духовную безопасность страны стал принятый в декабре 1995 года итоговый документ III Всемирного Русского Народного Собора “Россия и русские на пороге XXI века”. В разделе этого документа, озаглавленном “Государство и национальная безопасность”, Собор, который формулирует общественно значимые для различных структур, слоев и групп общества проблемы и освящен нравственным авторитетом Церкви, выступил за учет исторических особенностей России, поиск страной собственных путей развития и создание концепции безопасности государства.
Последующие события оправдали ожидания Собора как реально действующей образцовой модели российского гражданского общества, основанного на нравственных ценностях. Ровно два года спустя, в декабре 1997 года государством была принята Концепция национальной безопасности Российской Федерации, которая впервые на государственном уровне обозначила проблемы духовной безопасности и наметила пути предупреждения, выявления и нейтрализации внешних и внутренних угроз в духовной сфере. Позволю себе процитировать главную, на мой взгляд, заключительную мысль этого документа, а именно: “...широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации Концепции — залог динамичного развития России в XXI веке.”
Прежде чем остановиться на роли Церкви как ключевого элемента системы духовной безопасности государства и нравственного потенциала гражданского общества страны, мощного рычага цивилизационного и морального влияния России в мире, давайте определимся в понятиях.
Понятие “духовная безопасность” подразумевает направленное на духовное обновление России обеспечение безопасного духовного развития человека и гражданина, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны путем нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению религиозного экстремизма, этносепаратизма и вызванных ими социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, а также терроризма на религиозной почве.
Теперь несколько слов о термине “интересы духовной безопасности”. Он выражает совокупность коренных национальных интересов в духовной сфере, затрагивающих внутренние и внешние условия жизнедеятельности общества.
К интересам внутренней безопасности в духовной сфере относятся:
1. Сохранение территориальной целостности и единого духовного пространства как одна из первичных предпосылок бытия и благополучия народа, поскольку ни один народ не может быть заинтересован в том, чтобы дробилась и терялась его территория, нарушался его духовный суверенитет. В качестве примера сошлюсь на негативную реакцию простых людей нашей страны и многих жителей ближнего зарубежья на развал СССР (о прекращении существования Советского Союза сожалеют 64% россиян), который с образованием новых независимых государств обернулся распадом традиционного российского геополитического пространства, урезанной территорией (сократилась более чем на 25 % или на 5 с половиной млн. кв. км., с 22 млн. 400 тыс. кв. км. до 17 млн. 75 тыс. 400 кв. км.) и меньшим количеством населения исторической России (сократилось почти вдвое или на 144 млн.чел., с 289 млн. чел. до 145 млн. чел.). По численности населения Россия скатилась с 3-го на 7-е место в мире после Китая (1285 млн. человек), Индии (1025 млн. человек), США (286 млн. человек), Индонезии (215 млн. человек), Бразилии (173 млн. человек) и Пакистана (146 млн. человек).
Вы спросите, причем тут духовность? Московский литератор Матвей Ульбин объясняет это тем, что с конца семидесятых годов XX столетия курс на “поголовную сытость” сопровождался тем, что самый поющий в мире народ перестал петь и рассказывать малым детям сказки, исказился душевно-духовный уклад, был потерян доступ к духовному смыслу существования. Далее цитирую: “Мы взяли своим “идеалом” лозунг “лишь бы не было войны”, предложили свой сытый выбор другим народам и потерпели сокрушительное поражение — Россия вернулась к границам семнадцатого века.” В итоге к России даже в ее нынешнем урезанном виде (мы потеряли территорию, равную 10 Франциям) предъявляют территориальные претензии все, кому не лень: начиная от Китая и Японии на Дальнем Востоке и кончая Финляндией, Эстонией и Латвией в Прибалтике.
2. Обеспечение физического, психического и духовного здоровья населения, его воспроизводства, ибо ни одно общество не может быть заинтересовано в своем физическом и духовном вырождении. Статистика удручает: средняя продолжительность жизни снизилась с 70 лет в 1987 году до 64 лет в 2002 году. В 1997 году в целом по стране родилось 1 млн. 260 тыс. детей, а умерло 2 млн. 16 тыс. человек, то есть число смертей на 60 % превысило число рождений. В 2000 году родилось 1 млн. 267 тыс. детей, что в 1,6 раза меньше, чем в 1990 году. Естественная убыль населения – от 700 тыс. до 1 млн. человек в год. А вот цифра, характеризующая скорость вымирания: каждый год умирает на 100 тыс. человек больше, чем в предыдущем году. Среди мужчин смертность в 4 раза выше, чем среди женщин. Выросло количество самоубийств людей (ежегодно около 57 тыс. россиян добровольно уходят из жизни, что почти в 4 раза больше, чем в советские времена), потерявших смысл существования, многие бегут от действительности и раньше времени уходят из жизни при помощи пьянства (потребление алкоголя в России в пересчете на чистый спирт достигло 20 литров на душу населения, в то время как критической для здоровья народа считается цифра в 7 – 8 литров) и наркомании (незаконный оборот наркотиков в России достигает 8 млрд.долларов, а всего наркозависимостью поражено 25 млн. человек; особенно тревожна статистика детской и юношеской наркозависимости: около 4 млн. россиян в возрасте от 11 до 24 лет потребляют наркотические вещества). Подростки и дети составляют менее 5% от всего населения страны. 58% из тех подростков, которым исполнилось 16 лет в 2000 году, не доживут и до 60 лет. Статистика смертности от болезней показывает, что первые три места поделили сердечно-сосудистые заболевания (55% смертей), инфекционные заболевания (21%) и онкология (18%) Далее идут желудочно-кишечные заболевания (4%). На долю всех других причин приходится 2%. 20% населения – больные, 75% — условно здоровые (ремиссия и прочее). Для сравнения: в США за последние 10 лет смертность уменьшилась на 30% за счет немедицинских мероприятий: социально-оздоровительных мер, улучшения питания. До сих пор нас спасали мигранты, что компенсировало естественную убыль населения. Численность переселенцев в Российской Федерации составляет 7 млн. человек, это равно всему населению Дальнего Востока. Через 10 лет дефицит трудовых ресурсов в России составит 6 – 7 млн. человек.
3. Сохранение благоприятных естественных природных условий жизни нынешнего и будущего поколений. Речь идет о моральных аспектах природопользования и нравственных факторах экологии как состояния зеленых массивов, всей фауны и флоры; в частности, о духовном измерении проблем эрозии почвы, гибели лесов, загрязнения окружающей среды продуктами производственной и бытовой деятельности людей.
4. Организация эффективного производства в смысле нравственной мотивации труда. В этой связи некоторые умники не стесняются давать интервью на тему роли Православия как тормоза развития страны и следствия ее отставания от протестантских и даже католических стран Европы. На самом же деле, причина наших экономических неурядиц в другом: в несправедливом общественном перераспределении национального богатства, включая нерешенность проблемы введения природной ренты за эксплуатацию природных ресурсов, принадлежащих самому Господу Богу, дающему нам лишь возможность ими временно пользоваться. Ибо труд ради себя — это мое личная забота, а забота о ближнем — дело духовное.
5. Обеспечение материального и духовного благосостояния народа, условий духовного развития личности, гарантий ее прав и свобод в духовной сфере и исключение пагубного воздействия на личность тоталитарных сект, достойная роль Церкви в формировании гражданского общества, одним из важнейших институтов которого она по праву является.
Церковь, которая избегает политических симпатий и антипатий и не вмешивается в политическую борьбу, выражает тревогу за судьбу России, за духовное состояние народа, его социальное положение. Важное значение для понимания церковной позиции по этим вопросам имеет следующий тезис: свободы, обретенные ценой многих трудов и потерь, могут быть обесценены разрушением материальной основы их реализации. Под материальной основой реализации свобод принято понимать социально ориентированную экономику, опирающуюся на динамично развивающееся производство, вызывающее увеличение занятости и повышение благосостояния населения.
В этой связи отмечу, что уровень жизни в современной России сопоставим с самыми бедными развивающимися странами, а около 40 млн. человек имеют доходы ниже прожиточного минимума (в сентябре 2003 года стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в прожиточный минимум россиян, составила 1026 рублей 20 копеек на человека в месяц; в Москве – 1333 рубля 50 копеек; с 1 сентября 2005 года МРОТ увеличен с 600, что составляло в среднем 21,6% от прожиточного уровня, до 800 рублей). Не последняя причина такого положения – катастрофа, постигшая российскую экономику после разрушения единого народно-хозяйственного комплекса исторической России в границах бывшего СССР. За период с 1991 по 1997 годы прямые потери национального богатства России составили 1 трлн. 750 млрд. долларов (в 4 раза превысили ущерб, нанесенный стране в годы Великой Отечественной войны). Безработица, вызванная остановкой более 70 тыс. заводов и фабрик, достигла 15 млн. человек. ВВП страны за это время сократился на 83% и ныне соизмерим с показателями Бельгии, численность населения которой сопоставима с количеством жителей Москвы. А в пересчете на душу населения по этому показателю мы находимся на 95-м месте в мире. Россия имеет 12% территории мира, но ее доля в мировом ВВП достигает лишь 1%. Положение усугубляется тем, что на шее россиян висит огромный государственный внешний долг в 150 млрд. долл., который, по словам президента В.В.Путина, пока удалось сократить только на 25%, и в счет погашения которого только за январь – сентябрь 2003 года выплачено 430, 6 млрд. рублей, в том числе 268, 6 млрд. рублей в виде выплаты по основному долгу и 162 млрд. рублей в качестве процентов по нему.
6. Сохранение и развитие национальной культуры, в том числе:
а) образование и воспитание подрастающих поколений, развитие их умственного и духовно-нравственного потенциала, подготовка специалистов; сохранение профессиональных кадров, передовых научных школ и направлений и так далее; сохранение лучших черт исконного образа жизни, традиционных ценностных представлений, всего того, что составляет саму концепцию бытия российских этносов. Например, в иерархии духовных ценностей русского народа, который является центром духовного, культурного и политического притяжения для родственных ему славян и всех сопредельных народов, представляя собой основной народ, составляющий 82 % населения России (а это 120 из 145 млн. человек) и консолидирующий единый социально-культурный организм благодаря своим национальным чертам характера, никогда не превалируют эгоцентрические черты, а нажива и стяжательство не являются мерилом общественного успеха личности. Характеризуя национальные черты русского народа, русский писатель Ф.М. Достоевский отмечал, что русский народ не склонен возводить относительные ценности (частную собственность) в ранг священных, а русский мыслитель Н.А. Бердяев подчеркивал, что русский народ никогда не поклонялся “золотому тельцу”. Есть у русского художника И.С. Глазунова такое определение: “Русский — это тот, кто любит Россию”. Видимо поэтому большинство российского народа отвергают “чужие” правила общения, западную индивидуалистическую и прагматическую традицию и западное видение различных проблем личного и общественного бытия. И делают это не из рациональных доводов, а в силу несоответствия этих жизненных ценностей его традиционным представлениям.
б) создание правовых условий для нормального функционирования религий как традиционных элементов культуры. В современной общественной жизни России в силу многих причин традиционные религии играют значительную роль. Это — Православие, с которым себя отождествляют от 80 до 120 млн. россиян; Ислам, число последователей которого по разным оценкам варьируется от 14 до 20 млн. человек; Буддизм – исповедуют до 900 тыс. россиян и Иудаизм – число адептов 200-300 тыс. Войдя в быт народов и переплетаясь с традициями различных российских этносов, они оказывают мощное воздействие на их культуру, способствуя ее сохранению и развитию на основе духовных ценностей. Если говорить о Православии, то это основная культурообразующая традиция нашей страны. И видимо не случайно Ф.М. Достоевский сказал: “...понятие “русский” определяется не составом крови, а отношением к Православию.”
Теперь кратко обозначу внешние интересы духовной безопасности.
Во-первых, они связаны с укреплением России как одного из центров духовного влияния в мире (проводниками духовного влияния России в мире служат русская культура и ее носители за рубежом: около 37 млн. соотечественников, которых окормляют 132 епархии, 26590 приходов, 655 монастырей и более 200 скитов и монастырских подворий на канонической территории Церкви в России и ближнем зарубежье, а также 277 церковных загранучреждений Московского Патриархата в 42 странах дальнего зарубежья, включая 8 епархий, 2 благочиния, 1 Миссию, 6 Представительств, 9 подворий, Патриаршие приходы в США и Канаде, 46 ставропигиальных приходов, 16 монастырей, 1 скит и 10 часовен.
Во-вторых, внешние интересы в духовной сфере предопределяют необходимость выдвижения России на великую роль духовного лидера восточно-европейской цивилизации и ее культурного оплота (в кругах православных интеллектуалов различных стран с преимущественно православным населением возрождается образ поствизантийской геокультурной общности в виде некой «православной ойкумены» либо «Византийского Содружества Наций». Позиция Церкви такова: православным народам – народам единоверным и обычно близким по крови – надо более активно стремиться к единству. Никто не должен стесняться православного братства, бояться во всеуслышание говорить о нем и ради него работать. Единение православных народов не должно быть направлено против кого-либо. Нужно стремиться к миру и добру для всех, для «ближних и дальних». Необходимо отвергнуть любые попытки разделить православные народы, противопоставить их друг другу. Православная цивилизация должна остаться самобытной, не потерять свою уникальную духовную культуру). Прообраз и ядро такой «православной ойкумены» видятся в деятельности Европейской межпарламентской ассамблеи Православия, в число постоянных членов которой входят православные депутаты парламентов России, Австралии, Болгарии, Греции, Кипра, Сообщества Сербии и Черногории, Латвии, Литвы, Молдавии, Белоруссии, Польши, Румынии, Словакии, Украины, Эстонии и Грузии.
В-третьих, они обусловлены необходимостью сохранения единого духовного пространства в странах СНГ и Балтии. Огромный вклад в реализацию этой цели вносит Церковь, которая защищает культурное, духовно-нравственное наследие, исторические традиции и нормы общественной жизни, сохраняет культурное достояние всех народов, населяющих постсоветское пространство; занимается духовным и нравственным воспитанием населения стран нового зарубежья. Наша работа – это свет и тепло в душах людей. В духовном смысле мы РАО «ЕЭС» и «Газпром» вместе взятые. Вдумайтесь в такие цифры: на Украине – до 20 млн. православных верующих, в Казахстане – 7 млн. 650 тыс., в Белоруссии – 6 млн., в Молдавии – 3 млн. православных, в Грузии – 2 млн. человек, в Узбекистане – 1 млн. 880 тыс., в Киргизии – 900 тыс., в Таджикистане – 480 тыс., в Туркмении – 430 тыс., в Латвии – 360 тыс., в Азербайджане – 340 тыс., в Литве – 320 тыс., в Эстонии – 150 тыс. А всего вместе с российскими православными людской потенциал в орбите нашего духовного влияния в ближнем зарубежье приближается к 125 млн. человек. А вместе с дальним зарубежьем — около 160 млн.
В-четвертых, речь идет о предупреждении и нейтрализации культурно-религиозной экспансии сопредельных государств на российскую территорию (свыше 60% из числа действующих на Дальнем Востоке религиозных структур финансируются из Южной Кореи и США), а также выявлении и пресечении направленной против Российской Федерации разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств под видом религиозной миссионерской работы и поддержки религиозных новообразований. Количество зарегистрированных в России за последнее десятилетие религиозных движений и направлений выросло с 20 до 69. В последнее время активизировалась деятельность Римско-Католической Церкви, которая недавно повысила статус своих четырех административных структур до уровня епархий во главе с митрополитом с объявлением территории России в качестве своей «церковной провинции». Отмечается рост числа и расширение сферы влияния религиозных объединений протестантов. На начало 2002 года зарегистрировано 4823 протестантских религиозных организаций. Россия занимает третье место в мире по количеству тоталитарных сект – в нашей стране функционирует 2500 сект. Численность вовлеченных в них россиян достигает 1 млн. человек. В одной только Москве общая численность сект достигает 40 тыс. человек.
И, в-пятых, внешние интересы духовной безопасности диктуют необходимость обеспечения духовного суверенитета страны и отстаивания целостности единого духовного пространства в пределах канонической территории Московского Патриархата. Первое предполагает сохранение Россией своей цивилизационной особенности и возможности ее защиты от информационного влияния извне, способного отрицательно воздействовать на духовность страны, основанную на традиционных религиозных ценностях. Второе подразумевает отпор прозелитизму со стороны Рима и пресечение попыток Константинопольского Патриархата отторгнуть от Церкви те ее церковные области в новых независимых странах (например, в Эстонии и на Украине), которые составляют ее каноническую территорию.
Теперь, когда мы определились в понятиях и увидели всю сложную и неоднозначную картину российской духовно-нравственной жизни, нетрудно сделать и вывод о том, что положение настолько серьезное, что одними силами государства тут просто не обойтись.
Хорошо, что государство в конце концов разработало свою концепцию. Более того, после принятия в августе 2000 года Освященным Юбилейным Архиерейским Собором Церкви “Основ социальной концепции Русской Православной Церкви”, связанной в том числе и с интересами обеспечения духовной безопасности, уже в сентябре того же года родился другой важный государственный документ. Изложенная Церковью система взглядов на основные проблемы, волнующие общество, вызвала к жизни Доктрину информационной безопасности Российской Федерации как совокупность официальных взглядов в сфере духовного и интеллектуального развития личности, достижения и поддержания общественного согласия, духовного обновления России.
Чем для нас важны эти документы? Если говорить о государственной доктрине, то она развивает концепцию применительно к духовной сфере и предусматривает принятие конкретных мер по этому приоритетному направлению работы. А Основы дают представление о том, что Церковь может предложить государству в плане соработничества в этой области, и раскрывают направления, по которым она уже работает сама и во взаимодействии с различными ветвями государственной власти.
Теперь можно по порядку перечислить эти направления. Вот они:
1. Миротворчество на межэтническом и гражданском уровнях., содействие взаимопониманию между людьми (события в Чечне, Нагорном Карабахе, в бывшей Югославии). Самый яркий и свежий пример — деятельность созданного по инициативе и при участии Церкви Межрелигиозного совета России, объединяющего все традиционные религии страны, а также образование подобного органа в масштабах СНГ.
2. Забота о сохранении нравственности в обществе. Ведь безнравственность – одна из причин преступности, жертвами которой за последнее десятилетие стали 300 тыс. человек. Здесь комментарии излишни. Жаль вот только, что наши информационные возможности воздействия на оздоровление нравственной атмосферы в обществе сегодня явно невелики. Церковь неустанно напоминает государству и обществу о пагубности навязчивой пропаганды порока, безнравственного и преступного образа жизни, стремится радикально изменить к лучшему нравственную атмосферу в обществе.
3. Духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание общества Церковь ведет через мирян. Его формы различны и хорошо известны. Это – 9468 воскресных школ. Кадры преподавателей для них готовят духовные учебные заведения: 44 духовных училища, 33 духовные семинарии, 14 пастырских курсов, 5 духовных академий, 3 епархиальных женских училища, 2 православных университета, 1 богословский институт, факультеты теологии светских высших учебных заведений. Как преподаватель Российского Православного университета св. ап. Иоанна Богослова, могу только отметить, что в интересах противодействия религиозному экстремизму государство пока только собирается восполнить дефицит экспертов и квалифицированных кадров в области духовной безопасности за счет их подготовки и переподготовки с использованием ведущих российских ВУЗов в Москве и других регионах. А наш РПУ их уже готовит. Для студентов юридического и философско-богословского факультетов Университета введен спецкурс “Духовная безопасность” для подготовки их по специальностям “гармонизация межконфессиональных отношений”, “предупреждение религиозного экстремизма” и “борьба с религиозными формами терроризма”.
4. Дела милосердия и благотворительности, развитие совместных с государством социальных программ. Церковь постоянно свидетельствует перед государством и обществом о тяжелом положении людей, во время не получающих пенсий и зарплат, печалуется перед государственной властью о лицах, живущих за чертой бедности, о пенсионерах, инвалидах, безработных, многодетных семьях, детях-сиротах, учащейся молодежи, беженцах и вынужденных переселенцах, ученых, творческой интеллигенции, военнослужащих.
5. Охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры.
6. Диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений. Со многими министерствами и ведомствами подписаны или готовятся к подписанию совместные документы о взаимодействии. Представители Церкви принимают также участие в работе консультативных коллегиальных структур, созданных различными ветвями российской власти. Сложилось плодотворное взаимодействие епархий Церкви с местными органами власти, которые ныне оказывают посильную помощь в восстановлении архитектурных памятников, находящихся в ведении Церкви, в развитии программ религиозного образования и церковной благотворительности, а также иных форм служения Церкви обществу.
7. Попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание. Согласно социологическим исследованиям о религиозной ситуации в Вооруженных Силах России, верующие составляют примерно одну треть от всех военнослужащих или около 400 тыс. чел., при этом 76% из них или около 320 тыс. военнослужащих считают себя православными (для сравнения: мусульман – 9%, буддистов – 3%, адептов других вероисповеданий – 12%).
8. Труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы, число которых достигает 850 тыс. чел. По официальным данным на начало октября 2004 года, в пенитенциарной системе России, где проходят службу 250 тыс. сотрудников уголовно-исправительной системы, построено и уже действует 333 православных храма, еще 79 православных храмов строится; создано 625 православных общин, в состав которых входит более 33 тыс. осужденных; оборудовано 499 молитвенных комнат; действует 265 воскресных школ, в которых свыше 9 тыс. осужденных осваивают основы Православия и православной культуры.
9. Наука, включая гуманитарные исследования. Миссия Церкви в среде ученых одной из своих целей имеет возвращение к утраченной связи научного знания с религиозными духовными и нравственными ценностями.
10. Здравоохранение. К сказанному выше на эту тему добавлю картину духовного здоровья нации: около 14 млн. россиян или фактически каждый десятый гражданин России нуждаются в психиатрической помощи.
11. Культура и творческая деятельность. В рамках церковной работы на этом направлении в 2001 году при Синодальном Отделе по делам молодежи создано Православное историко-культурное общество, в работе которого принимают участие молодые историки, искусствоведы из числа студентов, аспирантов, молодых кандидатов и докторов наук.
12. Работа церковных и светских СМИ. Церковь располагает собственными информационными средствами и взаимодействует со светскими СМИ, призывая их к объективному и честному освещению жизни Церкви и церковных проблем, которые могут быть предметом откровенного, беспристрастного и добросовестного анализа, но не должны служить поводом для разнузданных кампаний, нарушающих мир в обществе и во многом созвучных действиям древних и новейших гонителей Церкви.
13. Деятельность по сохранению окружающей среды.
14. Экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества.
15. Поддержка института семьи, материнства и детства. О важности этой работы говорит тот факт, что, по данным всероссийской переписи 2002 года, около трети детей в России рождается в семьях, где родители не состоят в официальном браке. Если же говорить о материнстве, то в настоящее время коэффициент рождаемости в России составляет всего 1,3 ребенка на одну женщину. В то же время для естественного воспроизводства населения этот показатель должен составлять 2, 18 ребенка на женщину. В рамках заботы о воспитании детей в марте 2002 года созданы молодежная организация Всероссийское православное молодежное движение и детская организация Братство православных следопытов (осуществляют основную работу по вовлечению в церковное служение подрастающего поколения и на сегодня имеют свои местные отделения в 32 епархиях Церкви).
16. Противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.
Все мною только что перечисленное — огромный теоретический пласт, требующий осмысления духовной роли Церкви и практического значения ее работы в духовной сфере для национальной безопасности страны.
Церковь призвана давать нравственные ориентиры обществу. К счастью, руководство страны это понимает и публично признает. Вот слова Владимира Владимировича Путина, произнесенные им в августе 2001 года во время посещения им острова Валаам и одной из старейших обителей России — Соловецкого Спасо-Преображенского мужского монастыря: “Когда-то наша Родина звалась святая Русь, и в этом был глубокий смысл. Без христианства вряд ли состоялась бы Россия. Сегодня, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни, вернуться к этому источнику очень важно, полезно и своевременно. Наряду с прославлением русского народа, прославлением, лишенным всякой избранности и шовинизма, наши духовные наставники испокон веков учили нас уважать другие народы. И эта идея равенства всех народов перед Богом должна быть положена в основу внутренней и внешней политики России”.
Есть и другие признаки, указывающие на интерес руководящих государственных деятелей к тому, чтобы подкрепить административные возможности государства в области обеспечения духовной безопасности присущей Православию духовностью.
В 1992 году был образован Совет Безопасности Российской Федерации, который разрабатывает важнейшие концептуальные документы в области национальной безопасности. В 1999 году Секретарем Совета Безопасности был В.В. Путин. Отрадно, что и предшественник нынешнего руководителя этого органа И.С. Иванова В.Б. Рушайло поддерживал контакты с иерархами Русской Православной Церкви. В 2002 году он беседовал на тему необходимости укрепления духовной безопасности и поддержки традиционных религий с архиепископом Владивостокским и Приморским Вениамином. А 19 марта 2003 года тогдашний Секретарь Совета Безопасности принял в Кремле наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры епископа Сергиево-Посадского Феогноста. В беседе были обсуждены “угрозы безопасности российскому обществу в духовной сфере”. В.Б. Рушайло, в частности, отметил “все возрастающую роль Русской Православной Церкви в стабилизации общественной жизни, в решении нравственных проблем, воспитании молодежи, укреплении семьи, борьбы с наркоманией и пьянством”, подчеркнув необходимость совместных усилий государства и религиозных объединений “в деле сохранения национального достояния России и нейтрализации угроз безопасности российского общества в духовной сфере”.
Возвращаюсь к мысли о том, что без более тесного взаимодействия с Церковью, одними только собственными силами государству в сфере духовной безопасности не обойтись. Осмелюсь надеяться на то, что роль Церкви в системе национальной безопасности, ее стратегическое значение в области духовной безопасности не только не останутся без должного внимания общества, но рано или поздно будут по достоинству им оценены и в полной мере востребованы. Можно также ожидать, что со временем и комплексное противодействие угрозам духовной безопасности в рамках Федеральной программы реализации первоочередных мероприятий, предусмотренных Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, не обойдется без широкого участия Церкви. Рассчитываю и на то, что передовой церковный опыт в этой сфере не только будет взят на вооружение, но и синтезирован с практическим опытом государственной политики в этой области. От этого и Церковь, и государство только выиграли бы.
Сегодня Церковь представляет собой становой хребет российской государственности. Сотрудничество Церкви с органами государственной власти во многом способствует сохранению стабильности российского общества. С учетом огромной роли Церкви в жизни страны, в обеспечении единства и согласия в российском обществе, развитие и укрепление сотрудничества государства и Церкви отвечает интересам российского народа. Исторический опыт, духовный потенциал и многовековое культурное наследие Церкви оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных традиций российского народа. Духовные и культурные ценности, хранимые Церковью, представляют собой составную часть исторического достояния России и национального самосознания. Взаимодействие государства с Церковью выступает важным фактором общественной стабильности, гражданского единства и межконфессионального мира на российской земле.
Подход Церкви к церковно-государственным и церковно-общественным отношениям благоразумно сочетает, с одной стороны, отказ от вовлеченности в политическую борьбу, от поддержки каких-либо политических сил, от вмешательства в дела государства и, с другой стороны, активное взаимодействие с властью разных уровней в делах, полезных для Церкви и всего народа, особенно в сферах миротворчества, благотворительности, решения социальных проблем, сохранения и развития культурного наследия, заботы об общественной нравственности.
Говоря о первом аспекте, будем помнить слова Его Святейшества о том, что «...подчинение церковных интересов политическим, превращение Церкви в инструмент политики всегда является насилием над верой и Церковью, всегда ведет Церковь на Голгофу».
В то же время Церковь может и должна поставить свой высокий авторитет на службу обществу в интересах его духовного оздоровления. А это значит, что необходимо смелее выходить из стен храма и нести слово Истины тем, чьи сердца еще не просвещены и ожесточены.
В заключение в качестве иллюстрации влияния Церкви в обществе приведу данные опроса общественного мнения: рейтинг популярности Церкви уступает только авторитету главы государства. Так, ещё весной 2004 года 62% опрошенных выразили доверие Президенту, второе место по популярности заняла Церковь. Ей доверял 41% опрошенных (рейтинг правительства составил 12%, Госдумы – 9%, Совета Федерации – 8%, а политическим партиям доверяло 5%). Выходит у Церкви есть все основания рассчитывать на успех в своей деятельности в сфере духовной безопасности.
Текст выступления на II Научно-образовательных Знаменских чтениях «Церковь и общество: проблема взаимодействия религиозного и научного знания».
Курск, 28 февраля – 3 марта 2006 года
«Правая.ru», 11.04.06
Читайте также на нашем сайте: