Главная Карта портала Поиск Наши авторы Новости Центра Журнал

Православие в Молдавии: трудная судьба и неясные перспективы

Версия для печати

Специально для сайта «Перспективы»

Александр Крылов

Православие в Молдавии: трудная судьба и неясные перспективы


Крылов Александр Борисович - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН.


Православие в Молдавии: трудная судьба и неясные перспективы

Сложная религиозная ситуация в современной Республике Молдове во многом определяется острым противостоянием между Русской и Румынской православными церквями. Этот конфликт, имеющий глубокий исторический и политический контекст, тесно переплетен с проблемами национального самоопределения молдаван, территориальных споров и самой молдавской государственности. Сюжет исследует доктор исторических наук А.Б. Крылов.

В течение семи десятилетий атеизм был господствующей доктриной на территории СССР, но в советской Молдавии, как и в других союзных республиках, большинство людей так и не стало убежденными атеистами. После распада Советского Союза роль религии в жизни общества резко возросла, независимая Молдова превратилась в арену деятельности десятков религиозных объединений, сект, зарубежных проповедников. Позиции традиционного для страны православия оказались ослабленными еще и острым противостоянием между русской и румынской православными церквями. Эта особенность религиозной ситуации в Молдове имеет глубокие исторические корни.
На территорию Молдавского княжества христианство пришло из Византии, в среде местного населения оно утвердилось в IX-XII вв. Константинопольский патриарх в течение многих веков управлял деятельностью молдавской церкви, но большинство ее священнослужителей долгое время происходили из соседних славянских княжеств. Церковно-славянский язык был в крае языком церкви и официальных актов вплоть до XVII в., когда начался процесс его вытеснения греческим в делопроизводстве, а затем и в храмах.
В XIV в. складывается сильное феодальное княжество Молдавия (Молдова), которое вместе с соседней Валахией получает название «Дунайские княжества» (основная часть территории феодальной Молдавии ныне входит в границы Румынии). В 1401 г. в Молдавии учреждена собственная митрополия в составе Вселенского Константинопольского патриархата. 
После падения Византии Молдавское княжество успешно противостояло османской экспансии и прославилось как оплот христианства, но в начале XVI в. оно была вынуждено принять режим оттоманского сюзеренитета. Взамен признания власти Стамбула и выплачиваемой султану дани княжество сохранило православие, право избирать господаря, на его территории запрещалась пропаганда ислама и строительство мечетей.
В начале XVIII в. в условиях обострившегося соперничества между Османской империей и Россией, турки ликвидировали автономию Молдавии и передали ее под управление греков-фанариотов [1], жестокое правление которых продолжалось более столетия. В этот период в стране резко возросла численность греческого духовенства, богослужение было переведено на греческий язык, в стране процветала «симония»: на церковные должности назначались все, кто вносил солидное денежное пожертвование. Приходов на всех не хватало, и множество священников вело бродячий образ жизни, еще больше дискредитируя и без того невысоко ценившийся духовный сан. Греческое духовенство оставалось непопулярным: во время частых волнений местное население повсеместно изгоняло всех священников греческого происхождения.
После того как в результате русско-турецких войн край оказался в составе Российской империи, здесь была образована Бессарабская [2] область (позднее губерния), на всю территорию которой была распространена юрисдикция Русской православной церкви. Первый глава созданной Кишиневской епархии митрополит Гавриил принял серьезные меры к повышению нравственного и образовательного уровня священнослужителей.
С присоединением к России началось переселение в край старообрядцев и последователей различных сект (духоборов, молокан, штундистов, немоляков, жидовствующих, иконоборцев и др.) из внутренних губерний империи и из Турции. В результате Бессарабия приобрела репутацию одного из наиболее либеральных в религиозном отношении районов и превратилась в крупнейший центр старообрядничества и сектанства в масштабах всей России. В 1830-х годах численность сектантов составила около 3,5 тыс. чел. [3] Позднее, по мере роста численности русских жителей, удельный вес сектантов постоянно уменьшался, и к середине XIX в. они составляли совсем незначительную часть населения[4].
Быстрыми темпами увеличивалась численность иудаистских общин: в 1847 г. в Бессарабской губернии проживало 20232 еврея, а всего через 50 лет, в 1897 г., в 11 раз больше—228528 чел. В конце XIX в. численность еврейской общины в Бессарабии достигла 12% населения, причем в Кишиневе численность евреев составила почти половину городского населения (согласно переписи 1897 г. - 50257 из 108403 чел.) [5]. В апреле 1903 г. в Кишиневе произошел первый на территории Российской империи погром еврейского населения (погибли 43 чел., из них - 39 евреев).
После революции 1917 г. большая часть Бессарабской губернии оказалась захвачена Румынией и стала ее рядовой провинцией. В 1925 г. Румынская православная церковь (получившая автокефалию в 1885г.) была окончательно выведена из подчинения Константинопольскому патриархату, и первым патриархом Румынской православной церкви был провозглашен митрополит (с 1919 г.) Мирон Кристя. Под ее юрисдикцию, вопреки протестам Русской православной церкви,  была передана вся территория Бессарабии.
В отличие от СССР, где проводилась политика воинствующего атеизма, в управляемой румынами Молдавии религия продолжала пронизывать все стороны жизни и быта. В 1920-х годах здесь насчитывалось 1090 православных церковных приходов, 23 римско-католических костела и часовни, действовало 29 монастырей и скитов, 366 синагог, 19 старообрядческих храмов и около 600 молитвенных домов, принадлежавших различным религиозным организациям и сектам [6].
Активность румынской церкви приобрела резко выраженный политический характер. Патриарх М.Кристя возглавлял правительство (вплоть до своей смерти в 1939 г.). Его кабинет выступил за создание «Великой Румынии», а в ноябре 1938 г. М. Кристя официально предъявил притязания Румынии на соседние приграничные территории СССР. В стране проводилась политика жестокой дискриминации нерумынского населения: по конституции занимать государственные посты и владеть землей разрешалось только румынам, был запрещен выпуск литературы на русском, украинском и других языках. В 1938 г. правительство патриарха Мирона ввело жесткую цензуру: из печати изымались малейшие упоминания о том, что Бессарабия входила ранее в состав России, а местная православная церковь была составной частью Русской православной церкви.
С установлением румынской власти в Бессарабии воцарился и воинствующий антисемитизм, местная еврейская община подверглась систематическим гонениям. Первая волна еврейских погромов прокатилась в 1919-1920 гг., вторая - в 1925 г., в конце 1920-х – 1930-х годов погромы происходили постоянно, деятельность синагог была прекращена. Неслучайно в 1940 г., накануне возврата Бессарабии в состав СССР, сюда бежало большое количество спасавшихся от антисемитизма евреев. Одновременно значительная часть местного православного духовенства, а также активистов религиозных сект бежала в обратном направлении - за реку Прут (многие из оставшихся стали жертвами сталинских репрессий).
Во Вторую мировую войну Румыния вступила 22 июня 1941 г. на стороне Германии. Официальным предлогом стало «освобождение исконных румынских земель». После появления на территории Молдавии румынских войск еврейское население было сосредоточено в гетто и систематически уничтожалось (только в Кишиневском гетто было убито более 10 тыс. человек).
Румынская церковь стремилась распространить свою юрисдикцию на оккупированные территории СССР, которые намечалось включить в состав «Великой Румынии». В целом же в среде духовенства и верующих Молдавии произошел раскол: часть православного духовенства и руководителей религиозных сект активно выступила на стороне фашистской Германии и Румынии, другая часть – оставалась нейтральной либо симпатизировала СССР и другим державам антигитлеровской коалиции. Накануне освобождения Молдавии в 1944 г. значительная часть духовенства бежала в Румынию, церкви закрылись из-за отсутствия священнослужителей.
После разгрома фашистской Германии и образования Молдавской ССР, вся ее территория составила Кишиневскую епархию Русской православной церкви. В 1946-1947 гг. советские власти, стремившиеся ограничить влияние религиозных сект, в порядке репатриации добились возврата части прежних священников, возобновилось функционирование 601 православной церкви (из 950 зарегистрированных) [7]. Советский режим проводил дифференцированную политику по отношению к разным конфессиям, но все религиозные организации Молдавии оказались под жестким двойным контролем органов госбезопасности и уполномоченных по делам религий.
В первые послевоенные годы в Молдавии начался интенсивный рост различных сект. В 1946–1947 гг. республику поразила сильная засуха, но власти отказались уменьшать объемы обязательных поставок зерна государству, и это привело к массовой гибели людей от голода. Началась насильственная коллективизация, более 30 тыс. местных жителей было депортировано в отдаленные районы СССР. В такой обстановке вступление в религиозные секты превращалось в средство физического выживания людей и выражения социального протеста против политики советской власти.
В отличие от православной церкви с ее подчеркнутой лояльностью государству и строго каноническими формами деятельности, сектанты зачастую резко критиковали режим. Одновременно они уделяли повышенное внимание социальной и благотворительной деятельности, произносили проповеди на молдавском, русском и других языках, понятных тем или иным людям разных национальностей, возрастов и социальных слоев.
Предпринятые в Молдавии в конце 1940-х – 1950-х годов репрессивные акции против сектантов (аресты, конфискация имущества, массовые выселения и т.п.) не принесли результатов. В большинстве случаев деятельность сект продолжалась и даже активизировалась. С начала 1960-х годов власти отказались от массовых репрессий и сделали основной упор на агентурно-оперативную работу по разложению сект изнутри [8].
В советский период истории Молдавии властям не удалось добиться  полного вытеснения религии из жизни общества. Даже значительная часть партийных и государственных чиновников отмечали религиозные праздники, время от времени посещали церкви. В отличие от сект, в православной общине большинство людей преимущественно ограничивалось исполнением обрядов, не соблюдало постов и других церковных ограничений, не стремилось к глубокому изучению религии [9], но, тем не менее, продолжало относить себя к православным христианам.
Провозглашенная в 1991 г. независимая Республика Молдова (РМ), ставшая правопреемницей Молдавской ССР, не избежала большинства общих для всего постсоветского пространства проблем. В то же время постсоветское развитие Молдовы имело собственную специфику, вызванную незавершенностью процесса национальной консолидации молдаван. Неопределенность в этнической самоидентификации и острая борьба между сторонниками и противниками идеи принадлежности молдаван к румынской нации, самым непосредственным образом сказалась на положении православной церкви и религиозной ситуации в целом.
К моменту провозглашения независимости Молдовы на ее территории действовали следующие культовые общины и учреждения: православные церкви - 853, православные монастыри – 11, старообрядческие русские православные церкви - 14, старообрядческие русские православные монастыри – 1, римско-католические общины – 11, армянские общины – 2, иудаистские общины – 6, молитвенные дома адвентистов седьмого дня – 61, молитвенные дома евангелистов-баптистов – 184, общины молокан – 2, общины пятидесятников – 34. На ремонте или реконструкции находилась 221 церковь [10].
Хотя в Республике Молдова религия отделена от государства и правительство не имеет права вмешиваться в вопросы веры и жизни религиозных общин, действующее законодательство содержит некоторые предписания в этой сфере. Только граждане республики могут стоять во главе действующих на территории республики религиозных организаций, запрещается насильственное обращение в ту или иную веру, все религиозные организации должны быть официально зарегистрированы правительством и т.п.
Существующая процедура регистрации является не слишком сложной и одинакова для всех религий. В настоящее время в стране легально действуют более 20 религиозных организаций самого разного толка. В регистрации отказали лишь двум организациям, деятельность которых, по мнению властей, не соответствовала законодательству РМ  - местному отделению Русской православной зарубежной церкви и Бессарабской митрополии Румынской православной церкви.
Распад коммунистической системы сопровождался небывалой активизацией разнообразных религиозных организаций и сект. В Молдове, наряду с действовавшими ранее сектами, начали вести активную проповедь собственных вероучений бахаиты, муниты, кришнаиты, мормоны и другие.  
На территории неконтролируемого кишиневским правительством Приднестровья проводится собственная довольно жесткая политика регулирования в религиозной сфере. Власти ПМР активно поддерживают Русскую православную церковь и стремятся ограничить деятельность иностранных миссионеров, религиозных сект и приверженцев Бессарабской митрополии Румынской церкви (им отказывают в официальной регистрации, запрещают арендовать помещения для проповедей и религиозных церемоний и т.п.). В 1998 г. власти ПМР отменили регистрацию Свидетелей Иеговы и конфисковали большое количество иеговистской литературы. Особенность ситуации здесь - в том, что, введя запрет различных сект и организаций, местные власти не стали добиваться их роспуска и фактически никак не препятствуют их нелегальной деятельности.
Что касается иудаистской общины Молдовы, то в результате массового отъезда в Израиль и страны Запада численность еврейского населения республики сократилась примерно до 30 тыс. чел. В настоящее время на ее территории возобновлено функционирование 9 синагог, наряду с ортодоксальными иудеями появилась группа иудеев-мессиан, почитающих Иисуса Христа как божественного мессию.
Одновременно с быстрым ростом численности старых и новых религиозных сект и организаций, нарастали центробежные тенденции внутри православной общины. Православная церковь издавна играла важную роль в поддержании межнационального мира, поскольку она объединяла в своих рядах представителей всех проживающих в Молдавии народов. В Кишиневе практически нет ни одного прихода, который бы не посещали молдаване, русские, украинцы, болгары, гагаузы и т.д. Но эта объединяющая роль оказалась в значительной мере ослабленной произошедшим в начале 1990-х годов церковным расколом.
После провозглашения независимости Республики Молдова Московский Патриархат предоставил бывшей Кишиневской епархии статус автономной Молдавской Церкви. Вопреки принятому в отношениях между автокефальными православными церквями правилу, по которому на канонической территории одной православной церкви не могут создаваться параллельные структуры другой, Синод Румынской православной церкви в декабре 1992 г. принял решение о создании Бессарабской митрополии. Тем самым на всех территориях, входивших в состав Румынии между двумя мировыми войнами, была восстановлена юрисдикция Румынской церкви. Сходным образом Румынская церковь действовала на территории Сербии, где без всякого согласования с Сербской православной церковью над валахами был поставлен румынский епископ.
На позиции Румынской патриархии по вопросу Бессарабской митрополии не мог не сказаться кризис, который румынская церковь переживала после свержения Н. Чаушеску. Румынская церковная иерархия подверглась суровой критике за сотрудничество с коммунистическим режимом, конфликт же с Русской православной церковью позволил ей обрести поддержку в националистически настроенной части румынского общества и восстановить свой авторитет.
Митрополитом Бессарабским был назначен отлученный от церкви Синодом Русской православной церкви бывший бельский епископ Петр (Петру Пэдурару). Бессарабская митрополия поставила своей целью создание сугубо национальной румынской православной церкви, что противоречит основам христианства как мировой вненациональной религии (по Священному Писанию, «во Христе нет ни эллина, ни иудея»). Тем самым Бессарабская митрополия способствовала дальнейшей дезинтеграции общества: она изначально противопоставила себя всем национальным меньшинствам Молдовы, а также закрепила в церковной сфере раскол титульной нации на тех, кто причисляет себя к румынам, и тех, кто считает себя молдаванами.
Московский Патриархат заявил о недопустимости наличия на своей "канонической территории" румынской церковной структуры и расценил переход части клириков под ее юрисдикцию как раскол. Большинство кишиневских политиков увидело в создании Бессарабской митрополии акт, противоречащий государственным интересам Молдовы. Не скрывал своего скептического отношения к новой церковной структуре и тогдашний президент РМ М. Снегур, который заявил, что "митрополитано-бессарабцы" способствуют дезинтеграции общества и лишь усиливают своей акцией сепаратистские тенденции внутри государства [11].
В сферу Бессарабской митрополии были включены и приграничные территории Украины. В условиях раскола православной церкви на Украине, Бессарабской митрополии удалось взять под свое управление три прихода в Белгород-Днестровском и Хотинском районах, однако в Одессе и некоторых других населенных пунктах попытки подобного переподчинения местных православных приходов вызвали скандалы и закончились провалом.
В итоге православная община Молдовы оказалась разделенной между двумя соперничающими церковными юрисдикциями. Молдавская митрополия РПЦ и Бессарабская митрополия Румынского патриархата одновременно заявили о своем правопреемстве по отношению к предшествующим церковным структурам и о своих правах на все церковное имущество.
Правительство Молдовы первоначально избегало вмешательства в церковные споры и тем самым давало повод для признания равных прав за обеими сторонами. Раздел приходов, храмов и церковного имущества сопровождался многочисленными конфликтами и потасовками, причем в качестве ударной силы Бессарабской митрополии часто выступали боевики различных унионистских организаций.
В 1994 — 1999 гг. имели место столкновения между сторонниками и противниками Бессарабской митрополии в населенных пунктах Окнице, Фэлеште, Кэлэраше (церковь Св. Александра), Канья, Стрэшене (монастырь Суручень), Кугоая, Бадикул Молдовенеске, в Кишиневе (церкви Униря и Св. Николая) и т.д. В результате осуществленного Бессарабской митрополией насильственного раздела под ее управление отошла десятая часть (более 100) местных православных приходов. Во многих случаях страсти достигали такого накала, что только экстренное вмешательство сил правопорядка позволило избежать погромов и человеческих жертв.
Все попытки разрешить конфликт путем переговоров между Русской и Румынской православными церквями оказались безуспешными. На переговорах в Швейцарии, Австрии и Молдове стороны не смогли прийти к взаимопониманию по проблеме статуса Бессарабской митрополии. На последнем раунде переговоров в январе 1999 г. в Кишиневе российская делегация предлагала подчинить Бессарабскую митрополию Москве, но румынская делегация отвергла это предложение. Стороны подчеркивали намерение продолжить консультации, однако осенью 2002 г. патриарх Феоктист даже не ответил на соответствующее письмо патриарха Алексия II, и диалог оказался прерванным.
С момента создания Бессарабской митрополии ее руководство и священнослужители поддерживали тесные связи с экстремистскими унионистскими организациями, принимали участие в массовых антиправительственных демонстрациях, в том числе не санкционированных властями. Все это убедило Кишинев в том, что деятельность Бессарабской митрополии имеет в первую очередь политическую направленность и сеет раздор в обществе [12].
Власти Молдовы, не препятствуя функционированию приходов Бессарабской митрополии, отказали в регистрации ее управленческой структуры. В 1997 г. Верховный суд страны оставил без удовлетворения апелляцию Бессарабской митрополии по данному вопросу и вынес постановление в пользу правительства. В сентябре 2001 г. правительство Республики Молдова утвердило новый статус Молдавской митрополии Русской Православной Церкви. Согласно этому документу, единственным правопреемником исторической Бессарабской митрополии на территории Молдовы признавалась каноническая структура Московского патриархата.
Сторонники Бессарабской митрополии в 1998 г. подали иск к Республике Молдова в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Слушания по делу состоялись в октябре 2001 г. В ходе процесса представители Бессарабской митрополии потребовали признать незаконными действия молдавского правительства, которое на протяжении семи лет отказывало БМ в официальной регистрации. Правительство Молдовы аргументировало свои действия тем, что Бессарабская митрополия не представляет отдельного религиозного культа, придерживается того же православного вероисповедания, что и Митрополия Молдовы, и единственная разница между ними состоит в том, что одна из них входит в состав Румынской православной церкви, а другая — в состав Русской православной церкви. К тому же, по мнению правительства, светские власти не имеют полномочий вмешиваться во внутрицерковные конфликты и своими решениями закреплять раскол.
Европейский суд по правам человека признал, что правительство Молдовы нарушило 9 и 13 статьи Европейской Конвенции прав человека (о свободе религии и об эффективных средствах правовой защиты перед государственными органами). Суд отметил, что отказ в официальной регистрации не позволяет Бессарабской митрополии нормально функционировать, препятствует священникам исполнять свои обязанности, что является нарушением прав верующих. Суд посчитал также, что Бессарабская митрополия была лишена права судебной защиты своего имущества, и постановил, что правительство Молдовы должно выплатить истцам 27,02 тыс. евро в качестве возмещения денежного и иного ущерба при судебных издержках.
По мнению лидера парламентской фракции правящей в Молдове партии коммунистов В. Степанюка, «вынесенное решение по делу Митрополии Бессарабии благоприятно для республики». «Оппозиция пугала нас многомиллионными штрафами и исключением из Совета Европы, - объяснил он свою оценку, - Ничего подобного не случилось. Более того, решение Суда не обязывает правительство регистрировать Митрополию Бессарабии. И мы не будем этого делать, так как регистрация будет означать признание раскола церкви и приведет к росту напряженности в обществе» [13].
В отличие от парламентариев, исполнительная власть подвергла решение ЕСПЧ резкой критике. Министр юстиции И. Морей обвинил Европейский суд по правам человека в том, что принятое им решение в пользу Бессарабской митрополии "привело Республику Молдова на грань этнического и религиозного конфликта с непредсказуемыми последствиями" [14].
Официальная позиция Кишинева была сформулирована в поданном в Страсбургский суд протесте по данному решению.  В нем констатировалось, что "некоторые церковные лица из Румынской патриархии, под владычеством которой находится Митрополия Бессарабии, выступили с призывами к объединению с Румынией, которые подрывают государственность Республики Молдова. И Румынская патриархия, и Митрополия Бессарабии, выступающие за восстановление границ Румынского государства, существовавшие до 1940 г., забыли или делают вид, что не замечают, что в состав Республики Молдова входит и приднестровская территория, которая никогда не принадлежала Румынскому государству. В ситуации, когда руководство государства прилагает значительные усилия по урегулированию приднестровского конфликта, намерения румынской церкви, как и истца, направлены на территориальное расчленение страны, а также на дестабилизацию ситуации в регионе» [15].
Проблема Бессарабской митрополии привела к росту трений в отношениях между Молдовой и Румынией, особенно после того, как в Европейском Суде в Страсбурге прозвучало заявление И.Морея: «Разжигание вражды между верующими имеет цель дестабилизировать социально-политическую ситуацию в республике. Расчет - на то, что в мутной воде румынскому экспансионизму будет легче рыбачить, в том числе и с помощью румынской патриархии» [16].
Впервые прозвучавшее из уст официального молдавского представителя обвинение Румынии в экспансионизме и в использовании Румынского патриархата  в политических целях вызвало болезненную реакцию в Бухаресте. Президент И. Илиеску заявил, что ожидает официальных извинений от правительства Молдовы, премьер-министр А. Нэстасе демонстративно отменил свой плановый визит в Кишинев, многие румынские политики и унионисты в Молдове потребовали немедленного смещения И. Морея с поста министра юстиции.
Парламентская ассамблея Совета Европы отклонила протест Молдовы, а в апреле 2002 г. приняла документ "Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе", где молдавским властям еще раз настоятельно рекомендовалось зарегистрировать Бессарабскую митрополию.
Под давлением Совета Европы в июле 2002 г. Бессарабская Митрополия Румынской Православной Церкви была официально зарегистрирована. Это стало вынужденной уступкой Совету Европы со стороны властей Молдовы, стремящихся к скорейшей интеграции страны в Европейский союз. Регистрация еще больше осложнила отношения между Русской и Румынской православными церквями и способствовала дальнейшему расколу общества на сторонников и противников объединения с Румынией.
Вступление Румынии в Евросоюз в 2007 г. оказало сильное воздействие на общественные настроения в Молдове. Румыния столкнулась с проблемой дефицита рабочей силы из-за начавшейся массовой трудовой эмиграции  в страны Старой Европы. Места уезжавших стали занимать граждане соседней Молдовы, заинтересованные не столько в признании их румынами, сколько в легализации своего положения в границах объединенной Европы. Средством такой легализации для них стало получение румынского гражданства.
По оценкам румынских властей, количество молдаван, которые хотят получить румынское гражданство, достигает 1,5 млн. человек [17]. Общее население Молдовы составляет около 3,2 млн. человека (без учета Приднестровья), причем приблизительно 600 тысяч молдаван уже работают за границей. В результате идея «Великой Румынии» получила новую перспективу, и важная роль в этом отводится Румынской церкви.
Если в 2002 г. власти Молдавии зарегистрировали Бессарабскую митрополию как религиозное юридическое лицо, то в 2006 г. ее признали «духовным, каноническим и историческим преемником Бессарабской митрополии, функционировавшей до 1944 г. включительно» с составлявшими ее епархиями. Как полагают в Румынском Патриархате, это решение юридически подтвердило исторические и канонические права Бессарабской митрополии. 
В настоящее время официальная позиция Румынского Патриархата состоит в том, что воссоздание Бессарабской митрополии не означает отрицания права на существование русской митрополии Кишиневской и всея Молдовы как епархии Русской Православной Церкви. Румынский Патриархат заявляет о своем уважении права верующих свободно принадлежать к той или иной из двух православных митрополий, и подчеркивает, что их сосуществование «в Республике Молдова объясняется сегодня тем, что данная территория не является более составной частью ни румынского государства, ни российского государства, а представляет собой новое, независимое государство» [18].
22 октября 2007 г. Священный Синод Румынской Православной Церкви принял решение о восстановлении в составе Бессарабской митрополии трех епархий на территории Молдовы и Украины. Добиваясь международного признания законного статуса Бессарабской митрополии, Румынский Патриархат опубликовал ряд документов, содержащих богословско-исторические аргументы в ее поддержку. В ответ последовало заявление Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, в котором указывалось на ряд несоответствий общепризнанной православной традиции в упомянутых документах. РПЦ несогласна с позицией румынской стороны, утверждающей, что некоторые правила Вселенских Соборов не имеют универсального характера и потому не применимы в Молдавии.
РПЦ негативно оценила попытку Румынского Патриархата применить "этническую трактовку 34-го Апостольского правила к церковной ситуации в Республике Молдове" и апеллировать к тому, что молдавские верующие "в большинстве своем румыны" и потому должны окормляться румынским духовенством. "Общеизвестно, что принцип формирования Церквей по этническому признаку никогда не был одобрен полнотой Православия, ибо не соответствует самому духу Христианства", - говорилось в заявлении ОВЦС МП, где отмечалось также, что "румыны составляют всего 2,2% населения Молдовы" [19].
Тесное переплетение религиозных и этнополитических факторов является характерной чертой постсоветского развития Молдовы. И хотя проблема Бессарабской митрополии имеет каноническо-юридический характер, ее разрешение, перспективы урегулирования конфликта в православной общине, как и религиозная ситуация в целом, во многом зависят от направления политического развития Республики Молдова.
Лишь в случае сближения Молдовы с Россией Русская православная церковь имела бы реальную возможность сохранить территорию страны в качестве своей канонической территории. В условиях прорумынской ориентации будут укрепляться позиции Бессарабской митрополии Румынской православной церкви. Если же развитие страны пойдет в направлении укрепления молдавской государственности, то не исключена перспектива повышения автономного статуса Митрополии Молдовы.
Конфликты и расколы внутри православной церкви в Молдове, сохраняющаяся напряженность в отношениях между Русской и Румынской православными церквями способствуют дальнейшему увеличению конфессиональной мозаичности общества и укреплению позиций всевозможных сект и объединений, в том числе тоталитарных. На этом фоне особую актуальность приобретают задачи уменьшения излишней политизации церковной жизни, сближения православных церквей и установления между ними истинно христианского взаимопонимания.
 
 
 
Примечания
 
[1] От названия греческой части Стамбула - Фанаре, уроженцами которого были назначавшиеся в Молдову господари и чиновники.
 
[2] Бессарабия – название междуречья Днестра и Прута.
 
[3] Л.С.Берг. Бессарабия. Страна-Люди-Хозяйство. Кишинев, 1993, с.174.
 
[4] Там же, с.176.
 
[5] Еврейская энциклопедия. СПб, 1908-1913, т. 4, сс.373-377.
 
[6] Е.К. Арнаут. Социологический анализ религиозности молодежи (по материалам конкретно-социологических исследований на территории Молдавской ССР). Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., МГУ, 1968, с 12.
 
[7] Церковь в истории России. М., 1999, с.222.
 
[8] Там же, с.244.
 
[9] Данная особенность нашла подтверждение ходе специальных социологических исследований в середине 1960-х гг., согласно которым в среде православных насчитывалось лишь 16,3% убежденных верующих (т.е. изучавших Библию, соблюдавших посты, регулярно посещавших церкви и т.п.), в среде баптистов это число достигало 82,8%, у Адвентистов 7 дня – 88,1%. См.: Е.К. Арнаут. Социологический анализ религиозности молодежи (по материалам конкретно-социологических исследований на территории Молдавской ССР). Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., МГУ, 1968, с. 10-11.
 
[10] Республика Молдова. Справочник. Кишинев, 1992, с. 73.
 
[11] «Время», 25.03.2002.
 
[12] BASA-general, 27.02.2002.
 
[13] BASA-general, 12.03.2002.
 
[14] BASA-general, 27.02.2002.
 
[15] Там же.
 
[16] Там же.
 
 
 
[19] Подробнее см: http://www.sedmitza.ru/?did=51327


Читайте также на нашем сайте:
 
 
 



Опубликовано на портале 04/04/2008



Мнения авторов статей могут не совпадать с мнением редакции

[ Главная ] [ Карта портала ] [ Поиск ] [ Наши авторы ] [ Новости Центра ] [ Журнал ]
Все права защищены © "Перспективы", "Фонд исторической перспективы", авторы материалов, 2011, если не обозначено иное.
При частичной или полной перепечатке материалов ссылка на портал "Перспективы" обязательна.
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № №ФС77-61061 от 5 марта 2015 г.

Яндекс.Метрика