I
События последнего времени показывает, что болезненный для венгерского национального сознания «трианонский комплекс» не только сохраняет[ся], но и обнаруживает устойчивую тенденцию к обострению. Как известно, в результате Трианонского мирного договора 1920 г., около двух третей жителей Венгрии оказались за пределами страны. Значительное количество венгров, а именно этническая группа секеи (или секуи в Трансильвании), стали румынскими гражданами. Итоги Второй мировой <…> фактически воспроизвели статус-кво и обеспечили лишь временно разрядку.
Ныне эта разрядка все более сменяется новыми симптомами напряженности. Румынские историки и политологи не устают приводить аргументы, доказывающие историческую справедливость случившегося геополитического сдвига. Они настаивают на том, что румыны - более древние обитатели этих земель и их всегда было большинство.
Согласно разным румынским источникам, которые в свою очередь ссылаются на переписи, проводившиеся венгерскими властями, в 1910 г. румынское население в этом крае составляло от 47% до 55% [1]. Но как следует и из румынских источников, несмотря на количественное преобладание, румынская община Трансильвании не обладала полной социальной структурой. Признается, в частности, что «в её среде помещики или мещане как социальные классы отсутствовали: крупный землевладелец-мадьяр или мещанин-немец противостоял зависимому крестьянину-румыну» [2]. Богатые румынские землевладельцы для сохранения своего положения в обществе вынуждены были мадьяризироваться. Среди городского населения этнических румын было крайне мало. Другой достаточно большой и компактно проживающей общностью региона были этнические немцы (саксы), оказавшиеся здесь по приглашению венгерских королей еще в XII-XIII вв. Хотя саксы оказывали заметное влияние на хозяйственную жизнь региона, их доля в этнической структуре населения на рубеже XIX-XX вв. оценивается лишь в 8-10%.
Новые социокультурные процессы начинаются в Трансильвании после ее присоединения к Румынии, когда происходит массовое переселение сюда румын из старых провинций. В соотношении с румынским населением венгров становилось все меньше. Количество немцев также неуклонно уменьшалось. Но венгерское население, несмотря на все перипетии, не только сохраняло свою идентичность, но и оставалось значительной группой в этнической структуре Трансильвании. Сегодня оно составляет около 20% населения, а это примерно полтора миллиона человек. Всего же в Румынии насчитывается около 22 млн. чел.
После Второй мировой войны, в условиях «социалистического братства», наибольшим <...> [притеснениям] гонениям подверглись религиозные круги [3]. Межнациональная обстановка пережила период резкого обострения на рубеже смены режима Чаушеску и установления новой власти. В г. Тыргу-Муреш в марте 1990 г. в результате массовых беспорядков на этнической почве и драк между местными румынами и венграми погибло три венгра и двое румын, 278 человек получили ранения и травмы различной тяжести. Возможно, просто чудом удалось избежать развития событий по югославскому сценарию.
Будапешт никогда не скрывал своей озабоченности в связи с присоединением трансильванских земель к Румынии. Однако на официальном межгосударственном уровне обе страны стремились демонстрировать добрососедские отношения. Подписание в 1996 г. основного политического Договора между двумя странами стимулировалось исключительно евроатлантическими структурами. Каково бы ни было частное мнение политиков или политологов, такой договор в сложившейся обстановке был вполне обоснован сложившимися реалиями. Другое дело, что его наличие сколь-либо позитивно на решении трансильванских проблем не сказалось.
Чем в первую очередь озабочены венгры, обращая свой взор в недавнее прошлое? Когда после Второй мировой войны Ялтинские соглашения подтвердили права Румынии на Трансильванию, на территории Румынии была образована Венгерская автономная область, законодательно закрепленная в 1952 г. У венгров эта мера оживила надежду (как оказалось, иллюзорную) на постепенную консолидацию своей нации. Однако румынское руководство как раз хотело избежать подобной перспективы. В 1959 г. Государственный университет в Клуж-Напоке (неформальной столице Трансильвании) был лишен статуса венгерского вуза. Все точки над «и» поставил Чаушеску, в 1968 г. упразднивший, под предлогом административно-территориальных изменений, Венгерскую автономную область как административную единицу.
В новых, «постсоциалистических» условиях венгерское сообщество Трансильвании постоянно напоминает о недостаточности своих прав как компактно проживающей диаспоры. Бухарест же, панически боится какого бы то ни было ирредентизма, неизменно придерживается курса на сохранение единого румынского централизованного государства.
Вместе с тем трансильванские венгры имеют возможность формировать серьезные политические силы, в том числе в представительских структурах власти. Венгерская национальная партия - Демократический союз венгров Румынии (ДСВР) - не только постоянно проходит в парламент. От нее порой зависит решение вопросов государственной важности, ибо после 1989 г. победившие на выборах партии никогда не обладали устойчивым парламентским большинством. Это позволяет ДСВР иметь своих представителей в правительстве и важных административных структурах. Однако ему не удается практически исполнить минимальное, с венгерской точки зрения, требование: вернуть венгерский статус Государственному университету в Клуж-Напоке. То, что в клужском университете ведется преподавание не только на румынском, но и на венгерском языке, признается венграми недостаточным условием их равноправия.
II
Каков облик и положение Трансильвании как исторического края внутри румынского централизованного государства сегодня? Это наиболее динамично развивающийся регион Румынии, о чем свидетельствует статистика. К тому же на этой территории имеются богатые запасы природных ресурсов: железа, газа, золота, соли, а также леса.
Это обстоятельство используется венгерскими политологами как в Румынии, так и в самой Венгрии для продвижения идеи федеративного устройства Румынии, из чего логично следовала бы необходимость административной автономии Трансильвании. Более высокая экономическая и политическая культура Трансильвании, писал, в частности, Д. Мольнар, должны втянуть Старое королевство в более интенсивный экономико-цивилизационный процесс, тем более что федеративное устройство «отвечает потребностям процесса европейской интеграции» [4].
Насколько возможен такой путь административных реформ в современной Румынии? Почти наверняка можно утверждать, что румынская политическая элита не слишком далеко продвинется в этом направлении. На протяжении XX в. она делала все возможное, чтобы смягчить различия между Старым королевством и Трансильванией не только в плане социально-экономическом, но и на уровне культурного сознания. Она скорее всего не обнаружит у себя оснований для иной стратегии.
Можно согласиться с историческими доводами венгров, что в Трансильвании имеется более богатая традиция государственности. Это - политико-административная реальность, которая наличествовала уже в XVI в. Она появилась раньше «Румынии», оформившейся как политическая идея лишь в первой половине XIX в., а как государство сформировавшейся после 1859 г.
Следы румынской непрерывности в древние времена очень слабы на всей территории сегодняшней Румынии, и выживание местного населения «имело только рамки повседневной жизни, а не культурного существования» [5]. Однако справедливость требует признать и весомость аргументов именно в пользу румынской исконности Трансильвании. В древности Трансильвания составляла ядро государства даков, которых румыны считают своими предками. При императоре Траяне земли даков стали римской провинцией Дакия. В период Великого переселения народов через территорию Трансильвании прошло огромное количество племён. Последними по времени были кочевые мадьяры. По преданию, венгерский король Иштван I в 1003 г. разбил местного князя Дьюлу и присоединил Трансильванию к венгерским землям. О присутствии даков и римлян говорят археологические раскопки на территории именно Трансильвании. К тому же именно здесь, в Ардяльской лингвистической школе, были открыты латинские корни румынского языка, построена и распространена за пределы Карпат модель румынской идентичности [6].
Этноцентристское определение Трансильвании представляет собой продукт национализма Нового времени. В Средние века, и особенно в эпоху Принципатов (XVI-XVII вв.), отмечает румынский ученый С. Миту, ардяльская элита исходила из понимания неоднородного, смешанного характера Трансильвании. В основе ее политических и социальных институтов лежал Пакт 1437 г. между тремя «нациями» или социальными состояниями (мадьярами, секеями, саксами). В 1568 г. к нему прибавился Пакт между четырьмя религиями. По мнению С. Миту, такого рода схема могла бы быть в какой-то мере продуктивной и сегодня. Идея же венгров о том, что автономия Трансильвании отвечала бы потребностям современной Румынии, по мнению ученого, бесперспективна, ибо воспринимается румынами только как скрытое обоснование попытки отторжения Трансильвании. «Многие румыны, - пишет он, - ...слишком хорошо «знают», что в глубине своей страстной души «венгры хотят Трансильванию», так что сказка о федерализме Трансильвании кажется шитой скандально белыми нитками» [7].
Бухарест с настороженностью относится к тому факту, что защита прав соотечественников за рубежом официально составляет одно из главных направлений как внешней, так и внутренней политики Венгрии. Суть этой ориентации заключается в поддержании «двунаправленной интеграции» венгерских общин, что подразумевает сохранение этнических венгров в местах нынешнего проживания при укреплении собственной национально-культурной самобытности, сознания принадлежности к единой венгерской нации [8].
III
Особую озабоченность в Румынии вызвал принятый Будапештом в июне 2001 г. Закон о статусе венгров, проживающих за рубежом. Этот акт предполагает предоставление этническим венграм, живущим на территории Хорватии, Словении, Югославии, Румынии, Словакии и Украины, особого статуса. Он обещает им право на ряд льгот во время пребывания в Венгрии, что выделяло бы их из числа других иностранцев, а также предоставление материальных субсидии во время их нахождения в местах постоянного проживания в сопредельных странах. Австрия была выведена из-под действия закона изначально: оговорено, что на нее как члена ЕС действие этого правового акта не распространяется.
Наиболее болезненно на принятие указанного закона отреагировала Румыния. Премьер-министр Адриан Нэстасе охарактеризовал новый венгерский акт как анахроничный, дискриминационный, а также противоречащий политическому Договору 1996 г., к тому же имеющий все признаки экстерриториальности. Нэстасе заметил при этом, что «Румыния не колония, откуда бы Венгрия ввозила к себе рабочую силу» [9]. Бухарест осудил возможность открытия на территории Румынии информационных пунктов, координирующих выдачу «удостоверений венгра», и отверг предоставление льгот гражданам на основании их этнической принадлежности.
Следует напомнить, что Румыния сама предпринимает аналогичные действия. Вот уже несколько лет она предоставляет не только льготы, но и румынское гражданство жителям Республики Молдова. Эти действия румынских властей вызывали неоднократные возражения официального Кишинева и способствовали охлаждению румыно-молдавских отношений. В настоящее же время этот процесс поставлен на поток, и даже многие лица из высшего эшелона власти имеют двойное гражданство.
Будапешт вынужден был пойти на уступки Бухаресту. Они были зафиксированы в согласительном Меморандуме, подписанном главами правительств В. Орбаном и А. Нэстасе 22 декабря 2001 г. в Будапеште. По документу, Венгрия признала за всеми румынскими гражданами равные права по трудоустройству в Венгрии, декларировала отказ от поддержки действующих в Румынии венгерских политических организаций без согласия местных властей.
Одновременно румынская дипломатия развернула активные действия по привлечению на свою сторону европейского общественного мнения. Вскоре международные организации - ОБСЕ, Совет Европы - заявили о своем негативном отношении к венгерскому закону. Правительству Венгрии пришлось заняться переработкой закона. Его окончательный вариант был принят в 2004 г. В этом варианте закон, по мнению сторонних экспертов, вполне соответствует стандартам международного права, в частности, не содержит положений, которые можно расценить как вмешательство во внутренние дела других государств [10].
Тем не менее само принятие этого закона было расценено в том числе и в некоторых структурах ЕС за пределами Венгрии, как усиление ее стремления преодолеть последствия Трианона.
IV
В течение 2011 г. в Венгрии обсуждался новый проект конституции страны. В предлагаемых модификациях наблюдатели также усматривают усиление курса на объединение исторических территорий. Так, в действующей конституции страна именуется «Венгерская республика». По проекту же новой конституции ее предлагается именовать просто «Венгрия». В изменении названия страны просматривается скрытое стремление пересмотреть навязанные в 1920 г. территориальные границы страны, - отмечает автор аналитической информации «Ты записался гражданином Венгрии?!». Отказ [от] «республики» в пользу «Венгрии» и ее символа «Святой Короны», олицетворяющей преемственность конституционной государственности, после 1920 г. было одновременно и отрицанием Трианона. «В связи с этим изменением конституции 2011 г., - подчеркивается в том же источнике, - следует ожидать, что на обложках новых паспортов, массово вручаемых новым венгерским гражданам, будет значиться "Венгрия" над изображением "Святой Короны" в гербе. Внешне это более чем символичный акт в деле идущего объединения нации. Единая нация соединена вокруг "Венгрии", а не "Венгерской республики"» [11].
В данном контексте происходящее явное усиление политической активности венгерской диаспоры в Трансильвании в последние годы выглядит вполне закономерным. В то время как Демократический союз венгров Румынии дипломатично продвигает интересы венгерского населения в коридорах бухарестской власти, среди более радикальных венгерских деятелей наблюдается поиск более действенных форм политического давления.
13 декабря 2003 г. по инициативе радикального крыла Демсоюза венгров во главе с Ласло Токешем, который представлял оппозицию центральному руководству ДСВР, был образован Трансильванский венгерский национальный совет как отдельная политическая организация. Ее бессменным председателем и стал Л. Токеш, фигура, без сомнения, харизматическая [12].
В 2008 г. была зарегистрирована Венгерская гражданская партия, преобразованная из общественного движения Венгерский гражданский союз. Этот последний пытался стать альтернативой ДСВР, но безуспешно. Демсоюз венгров не выразил радости в связи с появлением возможного конкурента, но предложил новой партии участвовать в парламентских выборах 2012 г. в одном избирательном списке, однако та пока отказалась.
Одновременно на местном уровне, что возможно оказалось не менее резонансно, трансильванские венгры предприняли активные шаги для решительного обособления от Бухареста. 5 сентября 2009 г. в трансильванском городе Одорхейул Секуеск собрался съезд представителей местных органов власти, который провозгласил создание Секуйской автономии, объединившей большую часть территории уездов Харгита, Ковасна и Муреш, большинство населения которых представлено этническими венграми. На съезде были утверждены гимн, флаг, герб и административная карта самопровозглашенного Секуйского края. Через несколько месяцев, а именно 12 марта 2010 г. воодушевленные успехом мэры и советники края на своем втором съезде приняли решение придать венгерскому языку официальный статус на региональном уровне.
Этот самостийный акт эмоционально обсуждался в румынских СМИ, которые отразили не только опасения, но и страх политиков и обывателей перед «венгерской угрозой». Центральные власти Бухареста, естественно, не признали такого самоуправства. Но, для смягчения остроты национального вопроса, в коридоры местных университетов были возвращены когда-то снятые при Чаушеску портреты прежних ректоров-венгров, в трансильванских почтовых отделениях появились таблички на венгерском.
V
Несмотря на Меморандум 2001 г., согласно которому Венгрия заявила о поддержке венгерских организаций в Румынии только с согласия местных властей, Будапешт демонстративно и в пику Бухаресту оказывает моральную поддержку именно «автономистам». 5 ноября 2010 г. в Будапеште под эгидой венгерского правительства прошло заседание очередного «Венгерского постоянного совещания», в работе которого приняли участие представители 19 организаций венгерских диаспор за рубежом. Из Румынии присутствовали представители ДСВР, Венгерской гражданской партии и Трансильванского венгерского национального совета. Как первоочередные обсуждались такие вопросы, как борьба за автономию и противодействие процессам ассимиляции.
19 ноября 2010 г. 270 членов Секуйского национального совета съехались в Будапешт, чтобы принять участие в совместном заседании с венгерским парламентом. Секуйский национальный совет был основан 26 октября 2003 г. как гражданское движение и является сегодня неформальным руководящим органом уездов Харгита, Ковасна и Муреш. Заявленная цель подобного мероприятия - привлечь внимание венгерского общественного мнения к обретению Секуйским краем своего автономного статуса. Перед зданием парламента вместе с национальным венгерским был поднят и флаг Секуйского края.
Бухарест пытается оказать давление на «автономистов» <…> исходя из собственных возможностей. Так, румынская прокуратура предприняла расследование деятельности Токеша, который <…> [неудачно] для нее, стал вице-председателем Европарламента. Согласно имеющимся у прокуратуры сведениям, на одной из лекций в летнем университете Балваньоша Л. Токеш призывал секеев к уличным выступлениям с требованием автономии. Из чего, по румынской квалификации следует наличие «государственной измены» и «антиконституционной деятельности». Обвиняемый же заявил, что подобное расследование его деятельности противоречит статьям румынской Конституции, провозглашающей политический плюрализм, свободу собраний и объединений.
Венгерские власти тем временем, как, впрочем, и румынские - в Молдове, приступили к массовой раздаче своих паспортов соотечественникам за рубежом. На референдуме 5 декабря 2004 г. граждане Венгрии высказались против предоставления двойного гражданства зарубежным венграм. Но независимо от этого референдума в 2010 г. было принято и вступило в силу 1 января 2011 г. новое законодательство о предоставлении венгерского гражданства представителям зарубежной диаспоры. На конец 2011 г. ожидалось, что в венгерское гражданство вступит не менее 200 тыс. зарубежных венгров.
В контексте усиления «унгуризации» Трансильвании знаменательно выглядит инцидент, произошедший 14 марта 2011 г. в Чиксереде, что находится в самопровозглашенном Секуйском крае. Местный житель-венгр совершил символическую казнь куклы, изображавшей Аврама Янку, участника революции 1848 г., одного из руководителей румынского национального движения в крае, враждебного венгерским революционерам.
В мае 2011 г. группа румынских европарламентариев от Демократического союза венгров Румынии объявила об открытии в Брюсселе представительства Секуйского края при Европейском парламенте, что вызвало крайнее раздражение румын. Изумление вызвал сам факт открытия этого представительства в так называемом Доме венгерских регионов, принадлежащем Венгрии. Профессор истории Бухарестского университета А. Чорояну задается вопросом: а что если бы французский Эльзас открыл свое представительство в резиденции Германии? [13]
Министерство иностранных дел Румынии 27 мая распространило заявление, в котором выражает сожаление в связи с «учреждением некоего "представительства" так называемой административно-территориальной единицы Румынии, которая не существует и не имеет под собой ни конституционных, ни законных оснований» [14].
Лидер ДСВР Келемен Хунор заявил в связи с этим, что речь в данном случае не идет об антиконституционных действиях. Это - всего лишь инициатива глав уездных советов Харгиты, Ковасны и Муреша, которые тем самым хотят привлечь фонды в свои уезды. «Не надо напрасно горячиться», - сказал глава ДСВР, добавив, что Секуйский край - всего-навсего «традиционное название, такое же, как, скажем, Буковина».
VI
Еще в декабре 2010 г. активисты гражданского движения Трансильванский венгерский национальный совет и его лидер Токеш выступили с инициативой создания Трансильванской венгерской народной партии (ТВНП), главной политической целью которой объявлена автономия для венгерского национального меньшинства в Румынии. Власти Румынии первоначально отказались регистрировать партию. Против ее создания резко выступил и Демократический союз венгров Румынии. Его лидеры опасались, что появление еще одной венгерской политической партии может расколоть относительно небольшой венгерский электорат. «Автономистов» по-видимому не пугает перспектива раскола венгерского электората. Нынешних руководителей ДСВР они считают едва ли не коллаборационистами, увязшими в интригах бухарестской элиты.
В течение 2011 г. ДСВР как член правящей коалиции вел торг с Либерально-демократической парией в связи с намечающимся укрупнением административного деления Румынии. Цель та же - выделить Секуйский край в самостоятельную единицу и не объединять его с другими районами Трансильвании, где венгры не являются большинством.
После того, как в Бухаресте отказали в регистрации Трансильванской венгерской народной партии, председатель Венгерской гражданской партии Йене Сас заявил, что на предстоящих в Румынии парламентских выборах 2012 г. его партия выступит под лозунгом «национальной альтернативы» против ДСВР. Показательно, что 3 сентября 2011 г. почетным председателем Венгерской гражданской партии был избран нынешний председатель венгерского парламента и один из основателей сегодняшней правящей партии Фидес Ласло Ковер, известный своими националистическими взглядами.
Это и многое другое свидетельствует об усилении влияния Венгрии на внутриполитический ландшафт Румынии. Бухаресту все сложнее влиять и на Ласло Токеша, который в 2011 г. принял венгерское гражданство. Среди компетентных наблюдателей господствует убеждение, что при попытке перекрыть ему доступ на выборы в Европарламент в Румынии Л. Токеш «без труда получит необходимый ему мандат от избирателей Венгрии» [15].
13 сентября 2011 г. арбитражный суд в Бухаресте все же признал законной заявку на официальную регистрацию Трансильванской венгерской народной партии. Ее инициаторы ожидают, что новая, судя по всему, более радикальная партия со временем вытеснит чересчур гибкий Демсоюз венгров Румынии и заменит собой слабую Венгерскую гражданскую партию.
Ни одна румынская политическая партия не поддерживает инициативы по «автономизации» венгров, но наибольшую ярость выражают лидеры румынских националистов, не стесняющиеся в выражениях. Так, один из лидеров Партии «Великая Румыния» Г. Фунар назвал недавно Токеша «дьяволом в пасторском облачении» [16].
VII
Что же ждет Трансильванию в свете вдохновляющего «автономистов» примера сербской провинции Косово? [17] В настоящее время речь не может вестись о вооруженных столкновениях, реально грозивших Трансильвании в 1989-1990 гг. Пока нет сколько-нибудь основательных причин ожидать, что игроки мировой политической сцены захотят прямо, либо косвенно, «по доверенности» вмешиваться во внутренние дела Румынии, которая к тому же предусмотрительно демонстрирует свою чрезвычайную лояльность США. Об этом свидетельствуют и безоговорочная поддержка бомбардировок Белграда в 1999 г., и договор 2009 г. о размещении американской авиабазы в Румынии, и соглашение 2011 г. о размещении элементов американской системы ПРО на румынской территории.
В отличие от Молдовы, Трансильвания пока что (это важная оговорка) не столь доступна для мировых политических игр. И Румыния, и Венгрия - члены не только ЕС, но и НАТО, что, конечно в целом препятствует обострению ситуации до открытого взрыва. Но абсолютной гарантии в этом плане быть не может. В условиях, когда саму «большую Европу», еще недавно казавшуюся прочно и навсегда интегрированной, потрясает один кризис за другим, в том числе и такие, которые ставят ее структуру на грань распада, нельзя исключать радикализации средств в решении ныне в основном латентных, в том числе застарелых и традиционных, этнополитических конфликтов. Трансильванский -один из них.
Во всяком случае, уже сегодня вполне мыслима некоторая (пусть и не прямая, а только «цивилизационная») заинтересованность Германии, которая, как и Венгрия, не забывает своих, хотя в данном случае крайне немногочисленных, соотечественников в этом регионе. Германия поддерживает и бизнес, и культуру немецкой диаспоры, стараясь предоставить такие программы, чтобы последние саксы не покинули этот край, несущий явные черты укорененного присутствия немецкой культуры.
В целом трасильванский вопрос было бы преждевременно и слишком поспешно причислять к категории решенных. При определенном неблагоприятном повороте событий, которыми - весьма неожиданно для аналитики - оказался так богат наш начавшийся XXI в., он вполне может сыграть серьезного фактора, осложняющего политическую обстановку не только в двустороннем локальном, но и в более широком регионально общеевропейском плане.
Примечания:
[1] Romanii din afara Romaniei, <http://istorie-edu.ro/istoriee/Ist_romanilor/ist_ro_035 romaf1.html>; Rosulescu V. Romania - Primul Razboi Mondial. Romanii din afara statului national 1867-1914, <http://vladimirrosulescu-istorie.blogspot.com/2011/06/romania-primul-razboi-mondial-romanii.html>.
[2] Виноградов В.Н. Дунайские княжества и Трансильвания: Национальный вопрос и задачи освобождения и объединения (1848-1849 гг.) // Европейские революции 1848 года. «Принцип национальности» в политике и идеологии. М.: Индрик, 2001. С. 393-448.
[3] Румыны - в основном, православные, в Трансильвании много приверженцев униатской церкви, венгры - преимущественно католики, а также кальвинисты, немцы-лютеране. В послевоенный период все церкви подверглись гонениям. Под контроль была поставлена основная конфессия - православная церковь. Другие конфессии также пострадали. Наиболее трагичной оказалась судьба униатской церкви, которая принуждена была слиться с православной. Священники римско-католического обряда, приверженцами которого были в основном венгры, также были подвергнуты репрессиям, что было «в русле общего наступления советского руководства на католицизм как на присоединенных к СССР западных территориях, так и в ряде стран Восточной Европы в целях обеспечения стабильности режимов». Покивайлова Т.А. Конфессиональная ситуация в Трансильвании и ликвидация униатской церкви в Румынии (40-е годы ХХ в.) // Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939-1958 (Дискуссионные аспекты). М.: Институт славяноведения РАН, 2003.
[4] Molnar G. Problema transilvana // Problema transilvana. Iasi: Polirom, 1999. P. 12-37.
[5] Mungiu-Pippidi A. Identitate politica romaneasca si identitate europeana // Revenirea in Europa. Idei si controverse romanesti, 1990-1995. Craiova: Aius, 1996. P. 281-291.
[6] «Ардяльская школа» - широкое просветительское движение в Трансильвании последней четверти XVIII в. и первых двух десятилетий XIX в., выступавшее за «латинизацию румынского языка и сближение с культурой других романских народов».
[7] Mitu S. Iluzii si realitati transilvane // Problema transilvana. Iasi: Polirom, 1999. P. 66-79.
[8] О венгерском опыте работы с соотечественниками // Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье. Информационно-аналитический бюллетень Института стран СНГ. 2005. Вып. 117. С. 46-49.
[9] Самошкин В. Забота о соотечественниках или «реваншизм»? // Независимая газета. 29.06.2001.
[10] Цилевич Б. Забота о соотечественниках - традиционная практика европейских государств. <http://www.humanitatis.info/16%20almanax/16alm.cilevits.htm>.
[11] Ты записался гражданином Венгрии? 29.03.2011, <http://milli-firka.org/content/ DBAFEHBB>.
[12] Именно его считают косвенным виновником румынской революции 1989 г., которая началась с волнений в г. Тимишоара 16 декабря. Ласло Токешу было предписано покинуть свой дом реформатского пастора за антигосударственную деятельность. Всту-
пившиеся за священника местные жители оказали отпор правительственным войскам и милиции, что и спровоцировало в дальнейшем падение режима. 22 декабря Токешу стал членом Фронта национального спасения, представлявшего собой центральный орган власти Румынии после падения режима Чаушеску. В 1990-2009 гг. был епископом и одновременно занимался политикой. Был почетным председателем Демократического союза венгров Румынии. С 2007 г. является депутатом Европарламента, с 2010 г. - его вице-председателем.
[13] См. Cioroianu A. Ungaria - Romania: reluam fentele inamicale de altadata? // Dilema veche. 9-15 iun. 2011.
[14] В Европарламенте открылось представительство непризнанного Румынией Секуйского края. 27.05.2011. <http://www.regnum.ru/news/polit/1409680.html#ixzz1NaJz9SQW>.
[15] В Румынии появилась новая венгерская партия, Будапешт доволен. <http://finugor.ru/node/21232>.
[16] Ilie D. Funar: Laslo Tokes nu poate fi tras la raspundere pentru ca... nu exista // Romania libera. 11.12.2010.
[17] Румыния не признала Косово как самостоятельное государство. Венгерская политическая элита Румынии ставит цель добиться от Бухареста признания его независимости.
«Пути к миру и безопасности», выпуск 1 (42)