Для создания объективной картины, понимания всей глубины и динамики изменения государственно-мусульманских отношений в СССР в годы Великой Отечественной войны необходимо сделать анализ религиозной политики Германии, которая отличалась своеобразием и чисто немецкой тщательностью и продуманностью. С точки зрения автора, религиозная политика, проводимая гитлеровцами на оккупированных территориях СССР, оказалась более веским обстоятельством для руководства советского государства, чем требования англо-американцев о либерализации отношения к религии в Советском Союзе. Именно поэтому необходимо рассмотреть, как строилась религиозная политика Германии внутри рейха и на оккупированной территории СССР.
Особого внимания заслуживают взгляды А.Гитлера и документы самого высокого уровня, ставшие руководством к действию в проведении религиозной политики. Пожалуй, впервые А.Гитлер высказался по религиозной проблематике в своей книге «Моя борьба». Он ясно высказал свое мнение: «... борьба против догматов церкви есть примерно то же самое, что борьба против основных законов государства. Последняя приводит к государственной анархии, первая к религиозному нигилизму. Политику приходится прежде всего думать не о том, что данная религия имеет тот или иной недостаток. А о том, есть ли чем заменить эту, хотя и не вполне совершенную, религию. И пока у нас нет лучшей замены, только дурак и преступник станет разрушать старую религию» [1, с. 224].
Нацисты в своих антирелигиозных экспериментах пошли очень далеко: они попытались создать новую религию, а если быть точнее, то псевдорелигию. Борясь против религии и ее институтов, они насаждали кровавую идеологию национал-социализма. Смысл подобного противостояния заключался не в искоренении веры во имя свободомыслия, а в уничтожении одной идеологии во имя другой, призванной ее заменить, став обязательной верой для всех, кто согласится ее принять. Не принявшие ее умирали в концлагерях [2]. На этом пути происходила тотальная унификация всех сегментов духовной жизни, не стала исключением и религия. Вся мощь пропаганды направлялась на формирование идеи даже не о близости А.Гитлера к Богу, а о его нахождении над Творцом, а, следовательно, и ненужности Всевышнего, раз есть некто более значительный - фюрер.
В своих религиозных поисках А.Гитлер, отрицательно относившийся к христианству, с симпатией, основанной на далеко идущем политическом расчете, относился к исламу. Фюреру принадлежит высказывание: «Мы вообще имеем несчастье принадлежать к ошибочной религии ... Мусульманская религия была бы для нас более подходящей, чем христианство с его терпимостью» [3, s. 110].
Специфической чертой государственно-религиозных взаимоотношений в нацистской Германии, по мнению автора, можно назвать очень активное взаимодействие с исламскими организациями и лидерами уммы гитлеровских спецслужб. В 1933 г. был установлен контакт между нацистами и Великим муфтием Амин эль-Хуссейни [4], именно он сыграл важную роль в годы Великой Отечественной войны в ходе проведения гитлеровцами комплекса мер по использованию мусульманского фактора.
Деятельность всех религиозных организаций на территории Германии находилась под пристальным вниманием спецслужб этого государства, которые не только наблюдали за всеми конфессиями и активно в них внедрялись, но и направляли их деятельность. Эту работу осуществляло Главное управление имперской безопасности (РСХА). В его системе было несколько групп, которые занимались религиозной проблематикой [5, с. 464].
Накануне Второй мировой войны в Германии изучались возможности использования мулл и лозунгов джихада для установления немецкого контроля на Северном Кавказе, в Средней Азии и в странах Среднего Востока. С этой целью нацистские спецслужбы установили контакт с эмигрантскими организациями выходцев из Средней Азии, Закавказья, Северного Кавказа и Поволжья [6].
В годы Великой Отечественной войны на части оккупированной территории СССР и во многих странах мусульманского Востока распространялись плакаты, на которых с применением исламской символики и терминологии мусульман убеждали ненавидеть советскую власть [7]. На одном из таких плакатов был изображен портрет А.Гитлера в чалме и сообщалось, что он принял ислам, получил имя Гейдар и объявил себя защитником мусульман всего мира [8].
В войне против СССР руководство Германии одной из главных задач считало использование национализма, тесно переплетенного с мусульманским фактором [9]. На развалинах СССР предполагалось создание ряда национально-государственных образований, которые стали бы проводниками германской политики, способствуя распространению ее влияния на Ближний и Средний Восток, и далее - на Индию. В материалах Нюрнбергского процесса имеется так называемая «Кавказская папка» Розенберга [10]. В этом документе содержатся четкие указания нацистов по религиозной политике: «В области религии - полнейшая терпимость, не отдавать предпочтения ни одной из религий. Все же необходимо учитывать особое значение ритуалов и обычаев ислама. Церковные здания вернуть в распоряжение населения» [11, т. 2, с. 220].
Нацистам в некоторой степени действительно удалось разыграть мусульманскую карту в борьбе против Советского Союза. В октябре 1941 г. была издана Директива РСХА о разрешении вопроса церкви в оккупированных восточных районах [12], которая нацеливала оккупационные власти на лояльное отношение к верующим и их организациям. Целью такого подхода было отвлечение масс от сопротивления захватчикам. Подобные взгляды базировались и на намерении вовлечь Турцию в войну против СССР, для чего активно использовалась идея борьбы за веру [13]. Немалое значение для нацистов имела позиция Ирана и других мусульманских стран.
В начале войны руководитель пантюркского движения Турции Эрклит Нури-паша выступил с предложением к нацистскому руководству отделить этнических мусульман от остальных советских военнопленных и создать из них 100-150-тысячную армию для борьбы с СССР [14]. Это предложение было поддержано А.Розенбер-гом. Немаловажную роль сыграло посещение гитлеровской ставки турецкими генералами Эрденом и Эркиле-том, выступившими перед фюрером с такой же просьбой [15, с. 5]. К ноябрю 1941 г. договоренность между ОКБ (Главное командование вермахта) и турецким правительством была достигнута [16].
Когда немецкая армия начала наступать на Восточном фронте, то она быстро столкнулась на оккупированных территориях СССР с первыми представителями ислама - с литовскими и крымскими татарами. И уже 5 декабря 1941 г. были приняты директивы для ведения пропаганды среди татар, в которых утверждалось, что Германский рейх дружески и с пониманием относится к потребностям мусульман. Татар призывали не доверять большевистской пропаганде о том, что они как мусульмане будут подвергаться преследованиям с немецкой стороны и расстреливаться.
В первые месяцы войны против Советского Союза, когда в руках наступающей гитлеровской армии оказалось значительное число советских военнопленных, а среди них немало представителей восточных народов, большинство немецких солдат восприняли их именно как типичных представителей «недочеловеков». Очень часто именно с ними расправлялись в первую очередь. И не только военнопленные евреи, но и этнические мусульмане, подвергнутые обряду обрезания (об этом рядовые немцы не имели представления, связывая этот обряд только с евреями), активно расстреливались в первые недели войны [17, s. 195]. В сентябре 1941 г. на одном из совещаний военного руководства, посвященном вопросам обращения с военнопленными, рассматривались случаи, когда айнзатцкоманды расстреливали всех обрезанных военнопленных, в том числе этнических мусульман, относя их к евреям. Тем самым они переходили границы уничтожения, официально предусмотренные в Оперативном приказе № 8 [18]. Шеф гестапо Г.Мюллер заявил, что он впервые слышит, чтобы мусульмане практиковали обрезание. Вскоре он издал приказ, требуя от своих подчиненных учета этого обычая [19, с. 147]. 12 сентября 1941 г. Р.Гейдрих приказал пленных этнических мусульман истреблять только в тех случаях, когда речь идет о «фанатически настроенных большевиках, политических комиссарах или других опасных функционерах» [20, с. 150].
Одной из форм использования мусульман нацистами стало создание воинских частей и подразделений из этнических мусульман - Ostlegionen. Речь идет о татарах, башкирах, народах Северного Кавказа, Средней Азии и Казахстана, татарах Крыма. Особая ставка при этом делалась на народы Кавказа, что несколько позже подчеркивалось в докладной записке А.Розенберга от 27 июля 1942 г.: «В области религии необходима полная терпимость, в частности по отношению к магометанам. Кавказ является конечным углом Европы, завоевание немцами магометанских народов означает приобретение самых лучших возможностей влияния на магометан за границей» [21, т. 2, с. 209]. Идя по пути создания таких формирований, А.Гитлер всерьез рассчитывал на поддержку со стороны Турции и исламского мира в дальнейшей борьбе против англичан. На первом этапе войны он предполагал, что в целях дальнейшей ориентации на мусульманские страны было бы неплохо создать из горцев-кавказцев мусульманского вероисповедания специальные батальоны. В связи с этим он заявил: «... я считаю формирование чисто кавказских батальонов предварительно рискованным делом, но не вижу опасности в создании чисто мусульманских частей» [22, с. 418].
В неблагоприятных для германской армии условиях, осенью 1941 - зимой 1942 г., по решению А.Гитлера началось активное строительство воинских формирований из числа этно-мусульман [23]. 15 апреля 1942 г. по его личному разрешению нацисты стали использовать кавказцев в борьбе против партизан и на фронте в качестве «равноправных союзников» [24, с. 37]. В мае 1942 г. глава Восточного министерства А.Розенберг предложил А.Гитлеру еще активнее задействовать представителей мусульманских народов СССР в борьбе против Советского Союза [25]. Было объявлено, что последние «по своим религиозным убеждениям являются в основной своей массе противниками большевизма» и что с ними «следует обращаться хорошо для того, чтобы завоевать их расположение» [26]. То обстоятельство, что права верующих в Советском Союзе длительное время были ущемлены, объективно шло на пользу захватчикам. Поэтому руководство Германии уделяло большое внимание вопросам политики по отношению к мусульманским народам. Пропаганда Германии пыталась представить свою агрессию и как поход во имя защиты веры. При этом гитлеровцы способствовали объединению верующих в религиозные общества в целях разжигания между общинами религиозных противоречий, чтобы помешать их союзу в борьбе против фашизма [27, т. 2, с. 206]. По мере ухудшения ситуации на фронте нацисты предпринимали все более активные действия, в том числе и в плане пропагандистского воздействия и на своих граждан, с целью снизить неприятие ими представителей мусульманских народов. Для этого использовались средства массовой информации, проводились совещания с руководителями самого различного уровня и отдавались весьма жесткие распоряжения воюющим частям [28, s. 284]. С этой целью проводились и серьезные организационные мероприятия. В январе 1942 г. в Литве было разрешено создать муф-тиат под началом Якуба Шинкевича. Но он был раздражен ограничением географических рамок муфтиата территорией Литвы. Муфтий хотел объединить под своим руководством мусульман Белоруссии и Польши и пытался лоббировать этот вопрос через МИД Германии [29, с. 194]. Одновременно возникли проблемы с созданием собственного муфтиата у мусульман Крыма. В сентябре 1942 г. германское руководство подготовило Директивы по руководству экономикой во вновь оккупированных областях («Зеленая папка»). Часть 2. В этом документе указывалось на необходимость учитывать возникающие потребности населения оккупированных регионов в богослужении (IV. Указания для решения религиозного вопроса [30, т. 2, с. 188]). Более того, фюрер в декабре 1942 г. в разговоре с М.Борманом позволил себе своеобразную шутку: «Я намереваюсь стать религиозным деятелем. Скоро я буду высшим главой татар. Арабы и марокканцы уже называют мое имя в своих молитвах. А у татар я стану ханом» [31, s. 281]. В том же декабре 1942 г. он выразил свое «доверие» тюркским народам, допустив при этом вольное смешивание этнических и религиозных понятий: «Настоящие тюркские народы являются мусульманами... Единственно кому я могу доверять - это чистым мусульманам, настоящим тюркским народам» [32, s. 73-74]. Однако в корне изменить стереотипы, господствовавшие в немецком обществе, о большинстве других народов как о неполноценных, было невозможно в принципе, ведь такая позиция противоречила официальной идеологии превосходства немцев над остальными народами.
Проводить мероприятия по вовлечению мусульман в сферу своего влияния немецкое руководство вынуждали: срыв блицкрига, разгром немецких войск под Москвой, стремление завоевать симпатии определенных религиозно-этнических групп в связи с запланированным на лето 1942 г. наступлением на Кавказ. В этих условиях было важно создать максимально возможные безопасные условия в тылу, населенном этническими мусульманами, и принудить восточные легионы на фронте к активным боевым действиям, так как к этому времени собственные ресурсы Германии в живой силе были в значительной мере подорваны.
Спонтанный рост числа таких воинских частей вызвал негативную реакцию А.Гитлера, который 24 марта 1942 г. запретил их дальнейшее формирование на том основании, что мера эта могла оказаться политически невыгодной при последующем решении проблемы оккупированных советских районов. В то же время было приказано сохранить уже существующие части в необходимом количестве, ограничивая их рамками батальонного звена, и ни в коем случае не использовать их на фронте [33, s. 24]. Статус этих частей был закреплен Положением о местных вспомогательных формированиях на Востоке, изданным в августе 1942 г. В этом документе этно-мусульмане выделялись в отдельную категорию «равноправных союзников, сражающихся плечом к плечу с германскими солдатами против большевизма в составе особых боевых частей» [34, s. 356]. И это в то время, когда представители славянских и даже балтийских народов должны были использоваться лишь в составе антипартизанских, охранных, транспортных и хозяйственных частей вермахта.
Туркестанский легион объединял в своих рядах представителей коренных народов Средней Азии. Грузинский легион помимо грузин включал осетин, абхазов, адыгейцев, черкесов, кабардинцев, балкарцев и карачаевцев, а Кавказско-магометанский - азербайджанцев, дагестанцев, ингушей и чеченцев. 2 августа 1942 г. последний был переименован в Азербайджанский, и из его состава были выделены представители различных горских народов, объединенные в Северо-Кавказский легион. Кроме того, был образован Волж-ско-татарский легион, собравший в своих рядах поволжских татар, башкир, марийцев, мордву, чувашей и удмуртов. Немцы, создавая части и подразделения из представителей народов, традиционно исповедующих ислам, допускали подмену понятий. Очень часто они называли эти формирования мусульманскими, хотя их создание шло не по религиозному, а по национальному признаку, т. е. из представителей народов, традиционно исповедующих ислам, а не из убежденных мусульман, что далеко не одно и то же. И эта разница постепенно заставила гитлеровцев отказаться от подобной практики. Так, сформированный в 1943 г. Восточно-мусульманский полк СС в ноябре 1944 г. был переименован в Восточно-тюркское соединение войск СС. Тем не менее при формировании таких частей и подразделений немцы старались широко использовать мусульманскую символику и атрибутику. В этой работе активно участвовали и некоторые муллы. Применяя подобную методику, гитлеровцы пытались решить несколько задач:
1) пробудить в военнослужащих религиозные чувства, а значит, получить достаточно эффективное средство влияния на их поведение;
2) создать положительный образ этих военнослужащих, который смог бы привлекать как население регионов, в которых они размещались, так и плененных единоверцев;
3) завоевать симпатии мусульманских стран, особенно Ирана и Турции, на помощь которых Германия очень рассчитывала.
При вербовке военнослужащих из представителей народов, традиционно исповедующих ислам, в немецкие формирования и уже в ходе прохождения службы им объясняли распоряжение верховного командования сухопутных сил от 2 июня 1942 г. Данный документ обрисовывал перспективы для этих народов после победы над СССР, особый упор делался на гармоничное развитие религиозной жизни: открытие мечетей, свободное выполнение мусульманами культовых норм ислама [35]. Большое значение имела идеологическая подготовка легионеров, которую осуществляли немецкие специалисты, а также эмигранты и предатели - члены национальных комитетов, образованных под эгидой министерства оккупированных восточных территорий [36]. Дискредитация советского строя в глазах легионеров строилась немецкой стороной достаточно продуманно. Учитывалось, что многие легионеры сформировались как личности именно в условиях социалистического строительства, многие из них уже успели сделать существенные шаги по ступеням карьеры. В такой пропаганде упор делался на отрицательных сторонах советской жизни, например на негативных последствиях ускоренной индустриализации и коллективизации [37, s. 14]. Подготовка легионеров завершалась коллективной присягой и вручением флага, на котором изображались и мусульманские символы, после чего их отправляли на фронт, а в освободившихся лагерях начиналось формирование новых частей [38, с. 6].
Летом 1942 г. нацисты обратили свое внимание на серьезную проблему -возможность выполнения мусульманами религиозных обрядов и обычаев. Из пяти главных обязанностей мусульманина немцы гарантировали выполнение четырех, исключение составлял хадж [39]. Легионерам разрешалось молиться пять раз в сутки, при этом во время проведения ежедневных молитв они освобождались от военных обязанностей. По пятницам служба заканчивалась в 16 часов. В некоторых частях военнослужащие могли держать уразу [40]. Учитывались и пищевые запреты. Каждый военнослужащий мог вносить саадаку [41] на организацию религиозных дел в части. Отмечались религиозные праздники: Рамазан, Курбан-байрам, Мухар-рам [42]. Похороны проходили в соответствии с ритуалами ислама [43, s. 23-25]. В легионерской среде немцы распространяли материалы по истории Кавказа и Средней Азии. В некоторых частях были созданы библиотеки со специально подобранной литературой по Востоку [44, s. 95, 97, 104]. Особой популярностью среди легионеров пользовались военно-географический сборник «Туркестан» и книга «Ислам». Последний труд был издан таким форматом, который позволял удобно размещать книгу в форменном ранце военнослужащего. В конце 1944 г. был издан миниатюрный Коран для рядовых легионеров. Эти книги носились в жестяных коробочках в нагрудных карманах, для их чтения имелись лупы [45, s. 10, 12]. Легионеров-мусульман неоднократно посещал Иерусалимский муфтий хадж Амин эль-Хуссейни, выступавший с призывами к священной войне против «неверных» в союзе с Германией.
Для подтверждения своего лояльного отношения к исламу немцы в каждой роте национального легиона (батальона) ввели должность муллы; кроме того, были и батальонные старшие муллы. Такая структура позволяла достаточно эффективно контролировать и влиять на морально-психологическое состояние военнослужащих. Иногда должности мулл совмещались с командирскими, тогда духовные лица являлись одновременно и командирами взводов. Более того, в лагерях военнопленных среди уроженцев Северного Кавказа на каждые сто человек назначался мулла. Муллы готовились в специальной школе (Муллашуле), где преподавателями работали как немцы, так и некоторые члены СКНК (Северо-Кавказский национальный комитет, который был создан гитлеровцами в 1942 г. на основе горской эмиграции, покинувшей Родину в 20-е годы) -А.Авторханов, Н.Эмиров, Н.Абдуллаев, Т.Яндиев, а также некоторые приглашенные специально из Турции служители мусульманского культа [46]. Активное участие в подготовке мулл принимал Великий муфтий Амин эль-Хус-сейни. Он работал в Муллашуле в Дрездене, организованной при «Арбайтсге-майншафт Туркестан» (AT) [47], и был щедро прикормлен, получая по 75 тысяч марок ежемесячно [48]. Он активно сотрудничал с отделом пропаганды МИДа Германии, которое транслировало его выступления по радио. Для усиления своего влияния на политические процессы через ислам немцы пригласили из Турции и ввели в состав СКНК внука Шамиля - Сайд Бея Шамиля, который в годы Гражданской войны стоял во главе сил, выступавших за выход Дагестана из состава России.
В целях более высокой подготовки с июня 1944 г. были организованы курсы усовершенствования мулл при Геттингенском университете. За время обучения слушатели знакомились с основами теории и истории ислама, изучали Коран и биографию Мухаммеда. Критериями практической подготовки мулл являлась готовность к проведению богослужения и исполнению ритуальных действий при погребении, во время праздников, а также умение проводить беседы на религиозные темы. После окончания курсов муллы сдавали экзамены и получали особые знаки отличия духовных рангов с серебряным или золотым полумесяцем и звездой [49, s. 12]. Затем они распределялись в легионы. Иерархическая структура военных мулл за годы войны менялась несколько раз [50, s. 24]. В 1945 г. система духовной иерархии вермахта была централизована. С 1 марта 1945 г. деятельность таких священнослужителей должна была осуществляться строго в соответствии с правовыми нормами, действовавшими в немецкой армии [51, s. 146].
Потеря германской армией стратегической инициативы летом-осенью 1943 г., отрицательно сказавшаяся на благонадежности восточных частей, заставила вермахт отказаться от использования на Востоке формирований из граждан СССР и перебросить их в оккупированные страны Европы. Этот вывод подтверждают слова генерал-полковника А.Иодля из его выступления 7 ноября 1943 г. перед функционерами НСДАП: «К использованию иностранцев в качестве солдат нужно относиться с величайшей осторожностью... Эксперименты были хороши, пока мы побеждали. Они стали плохи, когда ситуация изменилась и мы вынуждены отступать» [52, с. 50]. Тем не менее воинские части из этнических мусульман продолжали существовать до самого конца войны [53, с. 338].
Необычность религиозного поведения мусульман вызывала иногда среди немцев открытые насмешки, что приводило к трениям. Такая ситуация заставила немецкое командование летом 1944 г. издать требования, предписывавшие немцам показывать свое доброжелательное отношение к ритуалам ислама [54, s. 144]. Подогревая национально-религиозные устремления различных народов, поощряя одних и принижая других, нацистское руководство пыталось сохранить ситуацию враждебности между ними, тем самым достигалась возможность контроля за их действиями [55, т. 2, с. 204]. Именно поэтому гитлеровская администрация на части временно оккупированной территории СССР активно использовала служителей мусульманского культа в своих интересах. Во многих населенных пунктах Северного Кавказа, где жили мусульмане, восстановили должности мулл, приравняли их в правах и по денежному довольствию к главам администраций городов и населенных пунктов. И это находило отклик среди некоторых священнослужителей. Так, в ноябре 1942 г. в кабардинских и балкарских селениях и в самом г. Нальчике появилось отпечатанное в типографии «Воззвание к мусульманским народам» за подписью кади Кабардино-Балкарии Хаджи Хозе Хотекова: «Всемогущий Аллах милосерден и послал нам освободителя в лице фюрера великого германского народа Адольфа Гитлера, спасшего вольнолюбивый народ Кабардино-Балкарии от цепей рабства и безбожия... Вознесем наши молитвы к всемогущему Аллаху за полное очищение Вселенной от нечисти безбожия и безверия, за окончательный разгром большевизма, за нашего фюрера Адольфа Гитлера» [56, с. 15].
Гитлеровцы старались повсеместно открывать мечети на оккупированных территориях, где жили мусульмане, при этом они проводили регистрацию общин с вручением соответствующих документов и печати религиозного общества [57]. Только в одной Кабардино-Балкарии открывалось по 2-3 мечети во многих населенных пунктах [58]. Гитлеровцы развили такую активность по открытию мечетей, что зачастую делали это, даже не получая просьб со стороны местного населения [59]. Муллы привлекались к оправданию карательной деятельности гитлеровцев против мирного населения. Таким образом, горская эмиграция и часть мусульманского духовенства в годы войны оказали поддержку захватчикам.
На Кавказе активно действовали разведывательные и пропагандистские органы Германии. Прежде всего немцы заигрывали с мусульманскими народами Северного Кавказа. Чтобы привлечь на свою сторону мусульманское население края, гитлеровцы прикидывались сторонниками мусульманских обычаев и нравов, некоторые из них ходили молиться в мечети, выдавая себя за приверженцев ислама. А часть исламских лидеров возвела А.Гитлера в ранг Великого имама всего Кавказа.
В деле привлечения мусульман на свою сторону нацисты значительную роль отводили радиопередачам и газетам. В оккупированном Ставрополе они организовали работу радиостанции «Голос Кавказа» на языках горских народов, которая вела пропаганду о большой дружбе между мусульманами и оккупантами. Опыт использования радиопропаганды, направленной на мусульман СССР, гитлеровцы получили еще в самом начале войны, когда смогли наладить передачи из Берлина [60]. В издаваемой гитлеровцами газете «Пятигорское эхо» было помещено обращение «К жителям гор» -яркий образец цинизма и лжи оккупантов. Там были такие слова: «Горец! У тебя ничего не было. Все твое богатство отняли большевики. У тебя теперь есть многое, а будет еще больше...
Всем этим счастьем твоей семьи и покоем детей ты обязан великому твоему другу Адольфу Гитлеру...» [61, с. 45]. Кроме этой газеты выпускались: «Газават» (ее эпиграф: «Аллах - над нами, Гитлер рядом с нами»), «Идель-Урал», «Азербайджан», «Яни Туркестан» - печатались они в Берлине [62], в Крыму издавалась газета «Азат Крым» («Свободный Крым»). Эти издания эксплуатировали мусульманскую тематику. Так, газета «Азербайджан» № 23 от 6 июня 1943 г. поместила сюжет об уничтожении мусульман советской властью. В одной из таких газет была напечатана «Декларация правительства Германии о передаче земли крестьянам в области, принадлежавшей ранее СССР», в которой говорилось о том, что ни при царизме, ни при советской власти крестьяне не могли распоряжаться землей, только с приходом Германии крестьяне получают землю [63].
Гитлеровцы стремились использовать национально-религиозный фактор, подключая при этом экономические и политические механизмы: предоставление этномусульманам определенных экономических льгот, заигрывание с вожаками, так как ясно понимали, что диалог с уммой - это прежде всего диалог с авторитетами. Есть документальные факты, что выборы в мусульманские комитеты контролировались непосредственно гестапо [64, с. 142-145]. При этом гитлеровцы активно эксплуатировали ошибки, допущенные советской властью в ходе коллективизации и при переселении в Крым части еврейского населения из других регионов Советского Союза [65].
Газета «Азат Крым» постоянно печатала благодарности местных мусульманских комитетов лично А.Гитлеру за оживление религиозной жизни, при этом фюрера нередко называли га-зи [66], освободителем и руководителем мусульманского мира [67, с. 320]. Но «новоявленный глава исламского сообщества» не особо торопился отрабатывать в Крыму столь щедрые авансы. Великий муфтий Амин эль-Хуссейни в ответ на открытие муфтиата в Ташкенте предлагал как контрмеру создание германской стороной муфтиата, в котором главную роль играли бы крымские татары, проживавшие в Румынии. Что любопытно, вопрос о муфтиате муссировался разными немецкими чиновниками и представителями самих мусульман еще со времени оккупации Крыма и вплоть до конца войны, чуть ли не до начала апреля 1945 г., но он так и не был решен [68, с. 201]. Инициированные гитлеровской пропагандой письма-обращения подписывались не только общинами, но и отдельными людьми, решавшими таким способом свои личные проблемы [69]. Вот так цинично идеи нацизма ставились в один ряд с общечеловеческими и, конечно же, с мусульманскими ценностями.
Воздействие на мусульман СССР не ограничивалось пропагандой. С помощью СКНК были созданы диверсионно-разведывательные отряды. Одно из таких подразделений осенью 1942 г. инициировало мятеж антисоветского подполья в Дагестане, в Чечено-Ингушетии и в Грузии. 9 ноября 1943 г. заместитель наркома госбезопасности Б.Ко-булов подготовил докладную записку «О положении в районах Чечено-Ингушской АССР» [70, с. 52], в которой были приведены следующие факты: антисоветские авторитеты по указанию нацистов организовали в октябре 1942 г. вооруженные выступления в Шатоевском, Чеберлоевском, Итум-Калинском, Веденском и Галанчожском районах; по данным НКВД и НКГБ ЧИ АССР, на оперативном учете было 619 мулл и активных сектантов. Сегодня обрели известность факты влияния на мусульман, проживавших и в других регионах СССР. Во время Великой Отечественной войны произошла активизация басмачества в Таджикистане, причем количество банд и участников в них неуклонно росло до 1944 г. Басмачи возлагали большие надежды на победу Германии. Они рассчитывали ускорить поражение СССР и организовать на территории Таджикистана мусульманское государство - Мусульманабад [71, с. 26]. Немцам удалось наладить поставку на не оккупированные ими территории, в частности в Дагестан, значительного количества религиозной литературы, в том числе издания Корана в позолоченном переплете [72, с. 44].
Таким образом, за относительно короткое время военных действий на Северном Кавказе и в Крыму, в период их оккупации, имело место своего рода возрождение ислама. Оккупация наложила глубокий отпечаток на национально-религиозные отношения в этих регионах. Вопрос о значении исламского фактора в противоборстве Советского Союза и нацистской Германии в годы Великой Отечественной войны нуждается во всестороннем, непредвзятом осмыслении. Тем более что некоторый опыт в изучении использования ислама немецким оккупационным режимом в своих целях уже накоплен [73]. По подсчетам исследователя С.И.Дробязко, количество представителей народов, традиционно исповедующих ислам, в рядах оккупационных сил было следующим: казахов и представителей народов Средней Азии - около 70 тысяч, азербайджанцев - до 40 тысяч, северокавказцев - до 30 тысяч, волжских татар - 12,5 тысяч, крымских татар - 10 тысяч. Это всего чуть более 160 тысяч, что составляет примерно 13,5 % от общего числа советских граждан, служивших в вермахте, войсках СС и полиции (1,2 млн). Однако если говорить о боевых частях, сражавшихся против Красной армии и партизан, то здесь тюркские и кавказские формирования, среди которых уже летом 1943 г. имелась даже дивизия (162-я тюркская пехотная), составляли почти четверть всех восточных войск [74, с. 4]. Но эффективность их была невысока, особенно на территории СССР.
Почему ислам и мусульмане стали объектом столь пристального внимания и широкомасштабного воздействия со стороны государственных институтов Германии? Во-первых, мусульмане были второй по численности, после РПЦ, общиной в СССР. Во-вторых, многие мусульманские народы были относительно недавно интегрированы в российскую цивилизацию. Такая историческая ситуация, по мнению немецкого руководства, делала актуальной роль главного политического аргумента - идею национального суверенитета. При этом исторический опыт показывал, что в мусульманских странах борьба за национальную независимость проходила, как правило, под лозунгами священной борьбы с иноверцами. В-третьих, ошибки советского строительства, в частности государственно-национальное размежевание, проведенное в 20-е годы в Средней Азии, и накладывавшиеся на этот фон просчеты в государственно-исламских отношениях способствовали тому, что не все этномусульмане были довольны исторической перспективой своих народов. В-четвертых, догматика ислама предполагает объединение мусульман в надэтническую, надгосударственную общность, что давало возможность распространять свое влияние на людей разных национальностей. В-пятых, религиозные догматы ислама просты и жестко фиксированы, а генеральная установка на покорность человека воле Аллаха и воспитание мусульман в русле обязательных правил и принципов жизни (не сетовать на свою долю, почитать старших и выполнять их волю), по мнению немцев, должны были помочь в подготовке военнослужащих, которые смогут эффективно выполнять поставленные задачи.
Что заставило многих этнических мусульман влиться в ряды оккупантов? Для многих кавказцев сотрудничество с немцами было продолжением борьбы за независимость. По существу, они видели в немцах своих освободителей от России, которая установила господство насильственным путем. И потому многие коллаборационисты не считали себя предателями по отношению к своим народам. Интервенты учли эту особенность отношения к Москве и специфику кавказских традиций, о чем свидетельствуют немецкие документы, говорящие о важности использования исламского фактора для закрепления на Кавказе. При этом они демонстративно подчеркивали свое уважение к исламу. На захваченных территориях открывались отобранные у мусульман советской властью мечети, священнослужители призывали молиться за А.Гитлера. Активное использование средств массовой информации, частичное наделение землей [75, с. 260-261], частной собственностью [76] и другие методы работы с мусульманами позволили привлечь часть из них на сторону нацистской Германии.
Сложная общественно-политическая ситуация в СССР накануне Великой Отечественной войны, вызванная в том числе и антирелигиозным экстремизмом властей, изощренные формы и методы вербовки советских граждан в немецкие формирования при активном использовании исламских авторитетов способствовали тому, что в рядах коллаборационистов оказались самые разные люди - от убежденных врагов режима до лиц, ставших на путь сотрудничества с врагом в силу обстоятельств, независимо от политических симпатий и антипатий. Среди таких военнослужащих было немало людей, которые решили просто спасти себя от неминуемой гибели в ужасающих условиях плена. При удобном случае многие из них переходили на сторону Красной армии с оружием в руках. Сказывалось и особое положение мусульманских общин на временно оккупированной территории СССР, оно согласовывалось с проектом решения «восточного вопроса», в частности - обособленного национально-религиозного развития в составе различных комиссариатов и зон-деркомиссариатов [77, т. 2, с. 207-226]. Позиция сотрудничества части мусульман с немцами повлекла за собой преступные депортации в конце войны, негативные плоды которых приходится ощущать и сегодня.
Активное использование исламской догматики, мулл, мусульманской символики, демагогические заявления руководства Германии об особом отношении к мусульманским народам и о создании для них на оккупированной территории СССР режима благоприятствования являются свидетельствами прагматичного подхода нацистов к решению проблемы лояльности населения захваченных территорий. Ни в коей мере такая позиция не может трактоваться как уважение к правам человека, к его религиозным потребностям, как признание ислама великим учением. Цель нацистов была двоякой: 1) уничтожение СССР; 2) привлечение мусульман Ближнего Востока для организации давления на Великобританию и окончательного «решения» еврейского вопроса в этом регионе. Такая практика нацистов явилась проблемой внешнеполитического характера, которая заставила руководство нашей страны на период войны в корне пересмотреть повседневную практику по отношению к религии вообще и к исламу в частности. Смертельная угроза, нависшая над СССР с началом Великой Отечественной войны, заставила руководство страны искать пути сплочения общества. Война вывела СССР на качественно новый уровень существования, который вынудил вспомнить опыт позитивного взаимодействия властных структур государства и религиозных организаций в первые годы советской власти. Призыв руководства страны к единению сил граждан в борьбе против гитлеровской Германии и ее союзников, прекращение антирелигиозной пропаганды как подтверждение позитивного начала в развитии государственно-религиозных отношений стали первым шагом в изменении политики советской власти по отношению к исламу и его организациям. Таким образом, именно война явилась решающим условием изменения государственно-религиозных отношений.
Оценивая нацистскую политику по отношению к исламу, необходимо отметить, что она была циничной и прагматичной, во многом решала возложенные на нее задачи. Ее уровень и самые первые результаты заставили руководство СССР отойти от позиции 30-х годов и реанимировать опыт государственно-исламских отношений первого десятилетия советской власти. Немецкая политика в отношении уммы оказалась для советских лидеров даже более веским аргументом в плане изменения вектора государственно-мусульманских отношений, чем требования англо-американцев по демократизации религиозной политики СССР.
Политика Германии в отношении к мусульманам отличалась большим количеством применяемых форм и методов, тщательно продуманной аргументацией, в основе которой зачастую лежали ошибки, допущенные советским руководством в довоенные годы. Не последнюю роль в ней сыграло показательно-лояльное отношение к исламу, умелое использование экономических стимулов, опора на мусульманские авторитеты, тщательно продуманная пропагандистская работа. Ужасающие условия содержания в лагерях военнопленных подталкивали часть наших соотечественников к мысли, что единственной возможностью выжить становилась служба в Ostlegionen, при этом многие из военнослужащих этих частей переходили в удобный момент на сторону Красной армии.
В качестве важнейших обстоятельств, способствовавших созданию воинских формирований из числа мусульман, можно выделить следующие.
1. Наличие огромного количества советских военнопленных и нечеловеческая жестокость по отношению к ним со стороны нацистов и, соответственно, страх за свою жизнь у части заключенных.
2. Желание некоторых пленных под любым предлогом, в том числе и якобы с целью «борьбы с Советами», выйти из лагеря, пусть даже одев на себя чужую форму. Но это давало им возможность получить оружие и уже с ним обрести истинную свободу и продолжить борьбу с нацизмом.
3. Активная германская пропаганда среди населения оккупированной территории СССР и против советских военнослужащих.
4. Позиция некоторых зарубежных стран, требовавших человечного обращения с мусульманскими военнопленными. Наибольшую активность в этом вопросе проявляли турецкие политики.
5. Активная пропаганда эмигрантских лидеров из представителей народов СССР, которые с началом войны заметно оживились.
6. Предвоенные ошибки советского руководства, в том числе и в проведении антирелигиозной политики.
Провал плана «молниеносной войны», который стал серьезным аргументом для принятия нацистами решения на организационное оформление частей и подразделений из этнических мусульман, т. к. нацисты несли большие потери на фронте.
Таким образом, эти семь пунктов, весьма разные по своему весу, помогают понять позицию нацистов при создании воинских формирований из представителей народов, традиционно исповедующих ислам.
Тем не менее подавляющее большинство советских мусульман сделали свой выбор в пользу своей Родины - СССР. И это вполне объяснимо: в годы советской власти многие из них родились, получили образование, во многом прониклись теми идеалами любви к ближнему, почитания старших, патриотизма, то есть теми основами существования общества, которые пропагандировались советским государством и в той или иной интерпретации заложены в аврамистических учениях. Совокупность выдвинутых аргументов позволяет сделать вывод, что в числе многих источников Великой Победы находятся ислам и другие религии. Более того, руководство СССР, призывая граждан страны к защите Отечества, назвало эту войну «священной», что вполне соответствует традиции мировых религий.
Примечания:
[1] Гитлер А. Моя борьба. - Ашхабад, 1992.
[2] Автор считает, что имеется некоторая внешняя схожесть между монотеистическими религиями и национал-социализмом. Она проявляется в ценностных и доктринальных установках: 1) авторитаризм; 2) протекционизм властей; 3) необходимость служения общине, интересы которой превалируют над личными интересами; 4) постоянное вовлечение все новых членов и расширение географических границ; 5) идея вечности существования; 6) непогрешимость Бога, а в нацизме - фюрера. Однако, несмотря на наличие между религией и нацизмом известных параллелей, это все же разнопорядковые явления.
[3] Speer A. Erinnerangen. - Frank-furt/M; Berlin, 1969.
[4] Амин - представитель знатного рода Хуссейни, политической элиты Палестины. Он был избран улемами на пост муфтия. До этого его дед, отец и брат были муфтиями Иерусалима. Британский верховный комиссар, дабы поладить с новым религиозным лидером, наделил его титулом «Великий муфтий». Этот титул противоречит догматике и традиции ислама (см.: Млечин Л. Наследство Великого муфтия // Новое время. - 1991. - № 2. - С. 11).
[5] См.: Деларю Ж. История гестапо. - Смоленск, 1998.
[6] См.: ГАРФ, ф. 9401, он. 2, д. 100, л. 369. Также с подробными планами использования нацистами эмигрантов из числа этнических мусульман можно ознакомиться в книге А.Дал-лина, написанной на основе архивных материалов (см.: Dallin A. German rule in Russia 1941-1945: A study of occupation policies. - L; N.-Y., 1957).
[7] Часть этих плакатов находится в фондах Центра хранения историко-документальных коллекций г. Москвы.
[8] См.: Бондаревский Г.Л. Особенности антисоветской и антикоммунистической пропаганды в середине 80-х годов // Против фальсификации внешней и внутренней политики Советского Союза. - М., 1986. - С. 43.
[9] См.: ГАРФ, ф. 9401, оп. 2, д. 64, л. 103.
[10] Содержание «Кавказской папки» Розенберга составляют докладные
записки «О преобразовании Кавказа», «Заметка о политическом будущем Кавказа», «Вопрос о кавказских воинских частях», «Краткий отчет о работе организационного штаба «К» и некоторые другие. Эти документы наглядно показывают то значение, которое нацисты уделяли исламу в войне против СССР (более подробно см.: Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками: Сб. материалов: В 3 т. - М., 1965-1967. - Т. 2. -С. 207-226.)
[11] Нюрнбергский процесс...
[12] См.: РГАСПИ, ф. 17, оп. 125, д. 92, л. 23-25.
[13] См.: ГАРФ, ф. 9401, оп. 2, д. 100, л. 62.
[14] Там же. - Д. 99, л. 28; д. 102, л. 320.
[15] См.: Дробязко СИ. Вторая мировая война 1939-1945. Восточные легионы и казачьи части в вермахте. -М., 1999.
[16] См.: ГАРФ, ф. 9401, он. 2, д. 102, л. 179-180.
[17] Jacobsen H.A. Komissarbefehl und Massenexekutionen sowjetischer Kriegs-gefangener // Broszat M., Buchheim H., Jacobsen H.A., Krausnick H. (Hrsg.) Ana-tomie des SS-Staates, Bd. 2. - Freiburg, 1965.
[18] Этот приказ подписал шеф Имперской службы безопасности Р.Гейд-рих 17 июля 1941 г., в нем предусматривались «чистки» в лагерях для советских военнопленных на территории Польши. Они проводились айнзатц-командами - группами из 4-6 человек, представителей службы безопасности и гестапо. Им предписывалось уничтожение евреев, политических и административных работников, представителей интеллигенции. Позднее выяснилось, что эти команды проводили и массовые экзекуции азиатов.
[19] См.: Датнер Ш. Преступления немецко-фашистского вермахта в отношении военнопленных во Второй мировой войне: Пер. с пол. - M., 1963.
[20] Там же.
[21] Нюрнбергский процесс...
[23] Верт А. Россия в войне 1941-1945 гг. - М., 1967.
[24] См.: ГАРФ, ф. 9401, он. 2, д. 102, л. 180.
[25] См.: Окороков А.В. Антисоветские воинские формирования в годы Второй мировой войны. - М., 2000.
[26] См.: ГАРФ, ф. 7021, он. 148, д. 200, л. 47.
[27] См.: РГАСПИ, ф. 69, он. 1, д. 834, л. 105.
[28] См.: Нюрнбергский процесс...
[29] Dallin A. Deutsche Herrschaft in Rutland. 1941-1945. Eine Studie tiber Besatzungspolitik. - Dtisseldorf, 1958.
[30] См.: Гилязов И.А. На другой стороне (коллаборационисты из по-волжско-приуральских татар в годы Второй мировой войны). - Казань, 1998.
[31] Нюрнбергский процесс...
[32] Dallin A. Deutsche Herrschaft...
[33] Heiber H. (Hrsg.). Hitlers Lage-besprechungen. Die Protokolfragmente seiner militarcschen Konferenzen. 1942-1945. -Stuttgart, 1962.
[34] Hoffmann J. Die Ostlegionen 1941-1943: Turkotataren, Kaukasier und Volgafnner im deutschen Heer. - Freiburg, 1976.
[35] Hoffmann J. Die Kaukasien 1942/43: Das deutsche Heer und die Ostvol-ker der Sowjetunion. - Freiburg, 1991.
[36] См.: ГАРФ, ф. 7021, on. 148, д. 251, л. 13.
[37] К их числу относятся: майор А.Майер-Мадер - участник Первой мировой войны и кадровый разведчик, долгие годы провел в странах Востока; полковник (с 6 сентября 1942 г. генерал-майор) д-р О. фон Нидермайер - офицер абвера и один из лучших в Германии специалистов по России и мусульманскому Востоку; обер-лейтенант Т.Обер-лендер - офицер абвера, профессор Кенигсбергского университета, специалист по восточным вопросам; бывший офицер австро-венгерской армии В.Хин-терзац, военный советник Энвер-Паши в годы Первой мировой войны и офицер связи СС при Иерусалимском муфтии, принявший имя Гарун-аль-Рашид-бек (см.: Дробязко СИ. Указ. соч. - С. 9-15); Баймирза Хаит - выходец из Узбекистана, в годы Великой Отечественной перешел на сторону немецких захватчиков. Участвовал в создании карательных батальонов Восточно-мусульманской дивизии СС, Полевой роты СС, один из инициаторов создания Туркестанского легиона. В начале 80-х гг. Б.Хаит был руководителем Института туркестанских исследований в ФРГ (см.: Зевелев А.И., Поляков Ю.А., Шишкина Л.В. Басмачество: правда истории и вымысел фальсификаторов. - М., 1979. - С. 59).
[38] Stokh G. Russische Gies Geschi-sche von den Anfagen bis zur Gegenwart. -Stuttgart, 1962.
[39] См.: Дробязко СИ. Указ. соч.
[40] Хадж (хаджж) - паломничество в Мекку и Медину, сопряженное с особыми ритуалами.
[41] Ураза - пост, прием пищи и питья возможен только после захода и до восхода солнца.
[42] Садака - пожертвование.
[43] Рамазан (араб. Рамадан) - 9-й месяц мусульманского года, в этот месяц держат уразу; Курбан-байрам -ежегодный праздник жертвоприношения, отмечается 10 числа 12 месяца мусульманского лунного календаря. Ко времени Курбан-байрама приурочивается хадж; Мухаррам (араб. священный) - первый месяц мусульманского лунного года хиджры. Первый год хиджры начался первого мухаррама (16 июля 622 года). В Мухаррам запрещается вести боевые действия и совершать военные походы.
[44] Heike W.D. Sie Wollten die Freiheit: Die Geschichte der Ukrainischen Division 1943-1945. - Dorheim, 1971.
[45] Hoffmann J. Die Ostlegionen 1941-1943.
[46] Spuler B. Die Freiwilligen. -Berlin, 1994.
[47] См.: ГАРФ, ф. 9401, on. 2, д. 65, л. 41.
[48] См.: Ямпольский В.П. «Мусульманская плаха» для России // Военно-исторический журнал. - 1996. - № 5. -С. 31.
[49] См.: Млечин Л. Указ. соч.
[50] Spuler B. Op. cit.
[51] Heike W.D. Op. cit.
[52] Hoffmann J. Die Ostlegionen 1941-1943.
[53] Окороков А.В. Указ. соч.
[54] См.: Грюнберг К. Адольф Гитлер: биография фюрера. СС - черная гвардия Гитлера. - М., 1995.
[55] Hoffmann J. Die Ostlegionen 1941-1943.
[56] См.: Нюрнбергский процесс...
[57] Шабаев Д.В. Правда о выселении балкарцев. - Нальчик, 1994.
[58] См.: ГАРФ, ф. 6991, он. 3, д. 23, л. 3.
[59] Там же. - Д. 560, л. 21.
[60] См.: Там же. - Д. 1, л. 79.
[61] См.: РГАСПИ, ф. 17, он. 125, д. 35, л. 75.
[62] Опрышко О.Л. На Эльбрус-ском направлении. - Нальчик, 1970.
[63] См.: РГАСПИ, ф. 17, он. 125, д. 166, л. 175.
[64] См.: Там же. - Л. 182.
[65] См.: Бугай Н.Ф. Л.Берия -И.Сталину - «Согласно Вашему указанию». - М., 1995.
[66] См.: Ефимов А. Создание Еврейской Советской Социалистической Республики на Крымском полуострове в 20-30-е годы // Профи. - 1999. -№ 8-9. - С. 24-30.
[67] Гази - 1) воин, отличившийся в бою, 2) почетный титул военачальников.
[68] См.: Национальная политика России: история и современность. - М., 1997.
[69] См.: Гилязов И.А. Указ. соч.
[70] См.: ГАРФ, ф. 9401, он. 2, д. 100, л. 390.
[71] См.: Организация работы с личным составом во временных органах внутренних дел и мобильных отрядах на территории Северо-Кавказского региона: Сборник документов и информационно-методических материалов. -М., 2000.
[72] См.: Ямпольский В .П. Указ. соч.
[73] См.: Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа. -Б.м., б.г.
[74] См.: Нюрнбергский процесс...; Опрышко О.Л. Указ. соч.; Шакибаев С. Падение «Большого Туркестана». -Алма-Ата, 1970; Ибрагимбейли Х.М. Крах «Эдельвейса» и Ближний Восток. -М., 1977; Народный подвиг в битве за Кавказ: Сборник статей. - М., 1981; Гилязов И.А. Указ. соч.; Дробязко СИ. Указ. соч.; Окороков А.В. Указ. соч.; Напсо Н.Т. Восточные легионы в вермахте в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. - Майкоп, 2000; Организация работы с личным составом во временных органах внутренних дел и мобильных отрядах на территории Северо-Кавказского региона...; Семиряга М.И. Коллаборационизм. Природа, типология и проявление в годы Второй мировой войны. - М., 2000; Литвин ГА. Крымскотатарские формирования: документы третьего рейха свидетельствуют // Военно-исторический журнал. - 1991. - № 3; Ямпольский В.П. Указ. соч.; Ефимов А. Некоторые аспекты германской оккупационной политики в отношении крымских татар в 1941-1945 гг. // Профи. -1999. - № 6-7; Взварова Г.Н. Туркестанские легионеры // Военно-исторический журнал. - 1995. - № 2; Хофф-манн И. История власовской армии. -Париж, 1990; Hoffmann J. Die Ostlegi-onen 1941-1943...; Hoffnann J. Die Kau-kasien 1942/43.; Dallin A. German rule in Russia 1941-1945...; Littlejohn D. Foreign legions of the Third Reich. - San Jose (C), 1987. - Vol. 4; Schmitz P., Thies K.J. Die Truppenkennzeichen der Verbande und Einheiten der Wehrmacht und Waffen SS und ihre Einsatze im Zweiten Weltkrieg 1939-1945. - Osnabruck, 1987-1988. - Bd.1-3; Houterman J.N. Eastern Troops in Zeeland. The Netherlands 1943-1945. Hitler's Osttruppen in the West. - N.-Y., 1997.
[75] См.: Дробязко СИ. Указ. соч.
[76] См.: Мюллер Н. Вермахт и оккупация. - М., 1974.
[77] См.: РГАСПИ, ф. 69, оп. 1, д. 739, л. 16.
[78] См.: Нюрнбергский процесс...
Вестник ВЭГУ, № 31-32: История (2007)
Читайте также на нашем сайте:
«Особая тема: Великая Победа - 65 лет»
«Особая тема: Великая Победа»