Интерес не связан с благосостоянием
Если говорить о динамике показателей в данной области в последние годы, то она противоречива. С одной стороны, отмечается заметный рост интереса к традиционным «зрительным» жанрам досуга и Интернету. Обратим внимание, что за исключением Интернета, эти позиции характеризуют обыденный тип духовных предпочтений.
С другой стороны, в отношении значительного числа видов досуговых предпочтений наблюдается снижение их актуальности. В наибольшей степени это касается самообразования (снижение с 50% до 40%), что еще раз подтверждает упоминавшийся в предыдущих разделах спад интереса к инвестициям в свой человеческий капитал, а также иностранной литературы и зарубежной классики (с 34% до 26%). Снизился, хотя и не так заметно (на 3%-6%), интерес к театру и изобразительному искусству, литературе (русской классической, научно-популярной, религиозной, детективам и фантастике), проблемным телепередачам, классической музыке, моде и дизайну и даже фавориту досуговых предпочтений – старому советскому кино. Подчеркнем, что фиксируемое здесь сужение круга предпочтений касается, прежде всего, их интеллектуальной части.
Таким образом, в качестве общей тенденции последних лет намечается смещение духовных предпочтений россиян от интеллектуальных к обыденным (за исключением роста интереса к Интернету) (см. рис. 39). <…>
Динамика духовных предпочтений, рассмотренная в разрезе отдельных слоев населения, позволяет зафиксировать несколько важных моментов.
Во-первых, снижение интереса к тем или иным видам духовной жизни связано, прежде всего, с беднейшими слоями населения. Это касается как обыденных, так и интеллектуальных предпочтений. <…>Во-вторых, повышение интереса к обыденным формам досуга свойственно, прежде всего, представителям благополучных слоев общества, однако ряд точек максимального роста интереса к этой модели досуга демонстрируют и малообеспеченные и балансирующие на грани бедности респонденты. <…>В-третьих, малообеспеченные россияне отличаются очень высокими показателями падения ряда интеллектуальных предпочтений. Так, с 2003 по 2008 гг. интерес к русской классической литературе, театру и изобразительному искусству упал здесь на 10%. Максимальное же значение снижения интереса отмечено в этой группе в отношении самообразования (на 20%). <…>
Если от специфики предпочтений в сфере досуговой деятельности перейти к особенностям реальных досуговых практик, <…> самым распространенным видом досуга для россиян является просмотр телепередач и слушание радио – обычно свое свободное время посвящают этому 76% опрошенных. Вторая распространенная досуговая альтернатива – занятия домашним хозяйством, детьми, дачей (62%).
Россия по-прежнему «читающая страна», правда, заметен явный «перекос» в пользу периодической печати – почти половина наших сограждан (48%) в свободное время читают газеты и журналы. Читают книги не более 38% опрошенных. Распространенными видами проведения досуга являются также встречи с друзьями и походы в гости (47%), «просто отдых» (37%), прогулки на природе (29%). Заметное место в структуре досуга россиян занимают также посещения театров, концертов и кино (17%), Интернет (14%), хобби (12%). Доля тех, кто регулярно хочет и может себе позволить ходить в кафе, бары и рестораны, посещать спортивные клубы и секции, а также получать дополнительное образование и повышать квалификацию, составляет сегодня всего 8%-9% россиян. Примерно столько же (7%) посещают музеи, выставки, вернисажи. Что касается видов досуга активной общественной направленности, то они привлекают минимальное число наших сограждан. Лишь 1%-2% опрошенных заявили, что они в свободное время участвуют в работе общественных организаций, посещают политические организации, собрания и митинги. Единственные общественные объединения, представляющие интерес для заметной части (7%) россиян – религиозные собрания. <…>
Итак, <…> за последние годы наблюдается заметная динамика в сторону сужения возможностей для полноценного отдыха и рекреации. Наиболее выражено снижение досуговой активности в отношении чтения газет и журналов (12%), встреч с друзьями (14%), и таких «домашних» видов досуга, как чтение книг и просмотр видео (17%). <…>
Политическая активность и моральные нормы
По сравнению с серединой и концом 90-х годов, сегодняшняя Россия – во многом другая страна, сталкивающаяся с совершенно иными проблемами и вызовами, чем ранее. Большинство страхов, которые довлели над страной 10-15 лет назад – распад страны, гражданская война, экономический коллапс и т.д., – остались в прошлом.
Одновременно с этим появляются новые проблемы и вызовы, связанные, прежде всего, с тем, что социальная и политическая стабильность, выход страны из экономического кризиса без конвертации в улучшении качества жизни, если не всех, то большинства граждан, уже не воспринимается россиянами как безусловная ценность. Тем более, что жизнь многих людей сегодня по-прежнему далека от процветания. Это обстоятельство обусловливает то, что в последние три года явно букс<овали> оценки, характеризующие общую ситуацию в стране. Начиная с 1999 г. по 2006 г., число россиян, оценивающих ситуацию в стране как нормальную, благополучную, увеличилось чуть ли не в 10 раз (с 5% до 45%). С 2006 г. по 2008 г. эти оценки практически не менялись. Также стабилизировалась доля тех, кто оценивает ситуацию в стране как проблемную, кризисную (см. рис. 68).
Рис. 68. Как Вы в целом оцениваете ситуацию в стране в настоящее время?, в % (Закрытый вопрос, допускался один вариант ответа)
Тем не менее, как видно из нижеприведенных данных, россияне в целом оценивают общий социальный фонд в стране скорее со знаком плюс. Однако от этой благополучной картины не остается и следа, когда ее начинают оценивать разные группы и слои общества. Если среди благополучных россиян доля тех, кто позитивно оценивает ситуацию в стране, составляет 55%, то среди бедных в два раза меньше – 26%. Характерно также, что собственно малообеспеченные несколько более критичны, чем респонденты, попавшие в группу «нуждающихся». Это связано, по всей видимости, с тем, что в этой группе стратегия выживания уже не актуальна и эти группы и слои не хотят мириться с тем, что еще 5-7 лет воспринимали, как само собой разумеющееся. Из этого, безусловно, не следует делать далеко идущие выводы, что группы и слои, «стучащиеся» в средний класс, обладают повышенной энергетикой и способностью активно бороться за свои права и интересы. Предыдущие и настоящее исследования показывают, что социальная и политическая активность практически всех групп и слоев общества находится на низком уровне. <…>
Общество остается по сути аморфным, неструктурированным, политическое сознание россиян лишь в слабой степени привязывается к интересам и социальному положению своей группы, а также возможностям защиты этих интересов. Так, на вопрос, имеет ли гражданин право на забастовку и проведение демонстраций, если с этим сопряжена угроза общественному порядку, 72% опрошенных ответили, что он не должен иметь такого права. Для значительной части россиян забастовки и демонстрации так и не стали неотъемлемой частью их политической культуры, и поэтому воспринимаются как действия, носящие антисоциальный характер, способные подорвать общественный порядок. Что же касается самого понятия «порядок», то, согласно опросам ИС РАН, он остается для россиян некоей «сверхценностью», занимающей, наряду со справедливостью и свободой, место в числе трех важнейших ценностных компонент.
Особо следует остановиться на отношении различных слоев российского общества к политической оппозиции. Для современной стадии политического процесса в России характерно в целом противоречивое отношение общества к политической оппозиции. С одной стороны, она стала своего рода «парадной ценностью», без которой невозможна настоящая демократия. С другой стороны, реально существующая оппозиция не пользуется доверием и поддержкой общества даже в тех группах, с которыми идеологически солидарна. Это означает, что оппозиция укоренилась как ценность, но не укоренилась как политический институт, и, в результате, обладает на сегодняшний момент весьма низкой эффективностью в качестве института реализации прав и интересов групп граждан. В то же время, 46% опрошенных уверенно отвечают «да» на вопрос, согласны ли они с тем, что настоящая демократия невозможна без политической оппозиции, и еще 46% отвечают на этот же вопрос также положительно, но в менее категорической форме. И лишь 7% отказывают оппозиции в праве на существование даже в виде парадной политической ценности.
Исследование не выявило существенных ценностных различий в отношении к политической оппозиции между группами общества с различным уровнем жизни. Среди самых бедных ценность оппозиции отрицают 8% опрошенных, среди нуждающихся – 10%, среди остальных малообеспеченных – 5% и среди благополучных – 7%. Хотя можно проследить очень слабую тенденцию улучшения отношения к оппозиции в группах с более высоким достатком, говорить о ней, как о каком-либо значимом политическом факторе, явно преждевременно. <…>
Утверждение, согласно которому «каждый человек должен иметь право отстаивать свое мнение даже в том случае, если большинство придерживается иного мнения», также связано с важной «парадной» нормой демократического общества, защищающей право индивида на собственное мнение. Практически все опрошенные (96%) с ним в той или иной степени согласны, причем 66% выражают безусловное согласие, и еще 30% – частичное согласие. Как показал опрос, интересуются политикой или даже участвуют в каких-либо политических акциях около четверти населения (27%). Еще 35% - изредка обсуждают вопросы политики, но внимательно за ней не следят. А 38% вообще не интересуются политикой.
При этом наиболее политически активной группой общества являются пенсионеры, люди старших возрастных групп. Это касается и личного участия в политических акциях, митингах и демонстрациях (2%), и внимательного интереса к политике (34%). По контрасту с активными пенсионерами, группа «молодых бедных» и «молодых нуждающихся» выглядит, напротив, наиболее пассивной и неполитизированной. Ни один из опрошенных молодых бедных не принимал личного участия в политических акциях (в группе молодежи из числа балансирующих на грани бедности эта цифра составляет 1%). Внимательно следят за политикой 13% бедных и 10% балансирующих на грани бедности россиян. А совсем не интересуются политикой в этих группах 58% и 52%, соответственно. На фоне активных малоимущих пенсионеров и пассивных молодых малоимущих, остальные слои общества приближаются к среднестатистическим показателям. Среди них 1% лично участвовали в политических акциях, 20% внимательно следят за политикой, 37% - изредка обсуждают вопросы политики в компании друзей и товарищей по работе, а 34% совсем не интересуются политикой. <…>
Одно из противоречий российской политической жизни в “путинскую эпоху” – это сочетание огромных разрывов между богатыми и бедными и отсутствие (или слабой выраженности) политического самосознания этих социальных слоев. Почти все основные социальные группы общества солидарны в том, что именно противоречия между богатыми и бедными являются наиболее острыми в современной России. Так считают 43% всех опрошенных, в том числе 49% лиц пенсионного возраста, 47% молодых бедных, 44% нуждающихся, 40% собственно малообеспеченных, и 35% представителей благополучных слоев российского общества. Лишь среди относительно благополучных слоев указанное противоречие не воспринимается как самое главное – на первое место, правда, с относительно небольшим отрывом, вышло противоречие между русскими и нерусскими (39%). Данное противоречие (между русскими и нерусскими) занимает во всех других слоях второе место, но его значимость возрастает с ростом уровня жизни (от 29%-30% у пенсионеров и молодых бедных до 39% у благополучных россиян).
Что касается других социальных противоречий, то противоречия между молодежью и пожилыми наиболее остро воспринимаются в старших возрастных группах – 17% выделяют его в качестве одного из важнейших при общей по всем опрошенным цифре в 13%. Другие противоречия, среди которых наиболее значимые – это противоречия между чиновниками и гражданами (29% опрошенных) и противоречия между олигархами и остальным обществом (24% опрошенных), примерно одинаково воспринимаются в группах с различным уровнем материального достатка.
Следует отметить, что в самом начале «путинской эпохи» противоречия, связанные с негативным восприятием олигархов, занимали более высокие позиции, чем противоречия, связанные с деятельностью чиновников. Сегодня же негативное отношение к российскому чиновничеству стало превышать уровень возмущения деятельностью олигархов, отношение к которым остается тем не менее сугубо негативным. <…>
* * *
Как показало исследование, в жизненных установках россиян из различных социальных слоев обнаруживается больше сходства, чем различий. Это говорит о сохранении внутреннего мировоззренческого единства подавляющего большинства населения страны. <…>
Для большинства россиян в целом, не характерны такие ценности, как власть, известность, желание попасть в «статусный» круг или иметь собственный бизнес. Однако динамика ценностей россиян за последние 15 лет говорит о том, что перечисленные ценности постепенно набирают все большее число сторонников, а такая базовая для подавляющего большинства россиян сфера их жизни, как работа, вполне в логике этих изменений, постепенно теряет свое значение важной формы самореализации и способа общения, приобретая все более инструментальный характер (способ заработка). <…>
Несмотря на огромные разрывы в уровне жизни и остроту противоречия между бедными и богатыми, у различных слоев российского общества лишь в незначительной степени присутствует социальная солидарность, осознание собственных групповых интересов, политические установки, ориентированные на решение своих групповых социальных проблем. <…>
Читайте также на нашем сайте: