
Дмитрий Федоров – сотрудник Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы.

Состояние российского общественного мнения в уходящем году демонстрировало ряд характерных, отчасти противоречивых, черт и позиций. Это, прежде всего, ожидания скорейшего достижения целей СВО и высокий уровень патриотизма. Это разрыв между умеренным долгосрочным оптимизмом и пессимистичной оценкой текущей динамики материального благополучия. Наконец, это высокий уровень доверия к ключевым политическим институтам, наряду с критическим отношением к ряду государственных инициатив и некоторым ростом социально-политического нигилизма.
В обзоре представлен анализ общественных настроений в Российской Федерации в 2025 г. на основе данных опросов ведущих социологических центров. В ходе проведенных исследований оценивались отношение респондентов к политическому курсу страны, их материальное положение и экономическое самочувствие, доверие к институтам власти и отдельным персоналиям, восприятие ключевых событий, происходивших в России и мире, и ряд других показателей [15].
Россия – 2025: новая надежда
По заключению аналитического центра ВЦИОМ, изложенному в итоговом обзоре «Россия 2025: новая надежда», за последние 20 лет страна пережила коллективный поворот «от общества тревоги к обществу оптимистов. Большинство сегодня верят, что жизнь будет улучшаться, а в 2005 г. большая часть жила с ощущением неизбежных трудных времен» [1].
В обзоре подчеркивается произошедший в последние годы возрастной сдвиг: «Наиболее оптимистичными оказались не молодежь, у которой все впереди, а старшие поколения, те, кто повидал разные эпохи и разные перипетии». Характер такого оптимизма описывается отдельно: «Их оптимизм – реалистичный, они чаще всего понимают, что хотят получить от жизни и какие личные ресурсы готовы на это потратить: старшие меньше верят в быстрые чудеса и резкие повороты судьбы, зато чаще говорят о постепенных улучшениях, связанных с трудом, привычкой к экономии, поддержкой семьи и детей». Аналитики ВЦИОМ считают, что сочетание «молодежной мобильности и прагматичности, с одной стороны, и старшего «тревожного опыта» с надеждами на лучшее будущее, с другой, помогает российскому обществу оставаться устойчивым: первые задают темп адаптации к изменениям, вторые – напоминают о необходимости правил, о возможностях повтора кризисов и обозначают горизонт того, что действительно важно в жизни [1].
Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) фиксирует среднесрочную и краткосрочную динамику ожиданий в регулярных ежемесячных опросах «Социальные настроения». Летние замеры показывали, что «россияне сохраняют оптимизм относительно будущего на ближайшие три – пять лет: 41% ожидают улучшения ситуации в стране, около трети полагают, что ничего существенно не изменится, и менее четверти прогнозируют ухудшение». Осенью 2025 г. вопросы касались более близкой перспективы. 27% опрошенных ожидали улучшения через полгода – год, 15% предполагали в течение этого срока ухудшение, а 36% считали, что ничего не изменится. При этом «относительно жизни своей семьи респонденты чуть более оптимистичны: 32% говорят о возможном улучшении, 10% ждут ухудшения, 43% не ожидают серьезных изменений». В долгосрочной же перспективе (через три – пять лет) на улучшение жизни в стране рассчитывают 41% респондентов, ухудшения ждут 14%, а 31% не ожидают перемен [7].
Для сравнения укажем, что годом ранее (в декабре 2024 г.) результаты опроса ФОМ под названием «Ожидания россиян от 2025 года» показывали, что повышения качества жизни в стране ждали 32% респондентов, 14% предсказывали его снижение, а 41% говорили, что положение не изменится. Среди тех, кто ожидал ухудшения, главными причинами назывались рост цен, снижение доходов, дальнейшее обеднение населения и возможное расширение военных действий. [16]
Из текста обзора ВЦИОМ «Политический 2025-й: без перелома, но с надеждой» следует, что «картина политических ожиданий россиян на 2026 год однозначна: большинство ждет окончания СВО и достижения поставленных целей. Все остальное — внешняя политика, санкции, экономика, социальные темы — воспринимается как фрагментарное по отношению к главному вопросу, который волнует наших сограждан» [3].
Экономика повседневности: доходы, цены, материальное положение
В опросах по тематике уровня жизни обращает на себя внимание разрыв между долгосрочным умеренным оптимизмом и явно негативной оценкой повседневного изменения реальных доходов. ФОМ констатирует, что на вопрос «Как за последние 12 месяцев изменились ваши доходы по сравнению с ростом цен?» чаще всего выбирались ответы «доходы не росли, а цены росли» и «доходы росли медленнее, чем цены». Эти варианты назвали 41% и 38% респондентов соответственно (в 2024 г. – 37% и 40%). У 11% опрошенных доходы и цены росли примерно одинаково, еще около 5% заявили, что их доходы росли быстрее, чем цены, а оставшиеся затруднились оценить динамику. В комментарии к этим цифрам подчеркивалось: «Таким образом, подавляющее большинство россиян либо не отмечают роста своих доходов, либо фиксируют ситуацию, когда рост цен опережает рост доходов. Сводный индикатор субъективного благополучия по-прежнему формируется под сильным влиянием темы цен, тарифов и расходов на повседневные нужды». Для значительной части респондентов в описании своего материального положения продолжает доминировать формула «денег хватает только на самое необходимое», тогда как доля тех, кто заявляет, что «может позволить себе покупку товаров длительного пользования без кредита», остается ограниченной» [7].
Патриотизм и национальная идентичность
Данные компоненты общественного мнения отражены в результатах июньского (2025) опроса ВЦИОМ, приуроченного ко «Дню России». Там отмечалось: «Отвечая на открытый вопрос “С чем у вас в первую очередь ассоциируется Россия?”, респонденты гораздо чаще говорят о гордости за страну, ее величии, о патриотизме и о своей стране как Родине, чем о формальных признаках, таких как “государство, в котором я живу” или “место рождения”». В обзоре резюмируется, что «патриотический компонент почти двукратно опережает принадлежность к стране: Россия чаще откликается у наших граждан нарративом “я горжусь”, чем “я здесь родился”». Одновременно с этим ВЦИОМ зафиксировал устойчивый запрос на справедливость и признание страны вовне: «Как те, кто считает страну “средней державой”, так и те, кто уверен в ее лидерстве, чаще всего выбирают вариант “заслуживает более достойного положения”» [2].
Как следует из результатов итогового годового обзора ВЦИОМ «Политический 2025-й: без перелома, но с надеждой», главным человеком года для россиян стал президент страны. «Последние два года уровень общественного доверия Владимиру Путину держится на стабильно высоком уровне – 79%, который в целом сопоставим с уровнем одобрения деятельности главы государства в сфере внешней политики – 74%. Далее следует коллективный образ героев страны уходящего года – это бойцы СВО и военнослужащие в целом, защищающие Родину… Для части респондентов героями оказываются близкие люди или даже они сами. Иными словами, героизм в 2025 г. распределяется между защитой страны, ее управлением и личной повседневной стойкостью, своего рода три уровня обеспечения стойкости государства и общества в непростые для страны времена» [3].
Отношение к событиям в России и мире
Согласно традиционному ежегодному опросу ФОМ по итогам 2025 г., «в России больше всего обсуждали военную спецоперацию на Украине, ход боевых действий и успехи российской армии» [8]. Аналитики ВЦИОМ также отметили центральное место связанных с СВО событий, подчеркнув, что «наибольший общественный интерес в 2025 году вызвал переговорный процесс по российско-украинскому конфликту» [3].
Выделялись также празднование 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, Прямая линия с Президентом, местные выборы в регионах, а на внешнем контуре – инаугурация Д. Трампа, конфликт Израиля и Ирана, улучшение отношений между Россией и США и, особенно, переговоры между В. Путиным и Д. Трампом.
При этом, как следует из результатов отдельного опроса, проводившегося ФОМ в октябре 2025 г., «большинство респондентов (75%) воспринимают Д. Трампа как человека скорее хитрого и лукавого»; 50% полагают, что американский президент, принимая решения, руководствуется эмоциями; и лишь 19% считают, что он взвешивает доводы. По мнению 54-56% жителей России, В. Путин и Д. Трамп не доверяют друг другу, обратного мнения придерживаются 15-16% [9].
Ранее другой опрос ФОМ, посвященный оценке встречи лидеров России и США на Аляске, показал: «17% респондентов считают, что результаты встречи оказались лучше, чем они ожидали, 4% – что хуже, 20% отметили, что встреча прошла примерно так, как они и предполагали. 36% респондентов не имели никаких ожиданий от этой встречи. В качестве главных итогов встречи люди чаще всего называли попытку России и США найти мирное решение по Украине, сам факт личной встречи, контакта и диалога на высшем уровне после длительного перерыва, а также возобновление сотрудничества и укрепление связей» [10].
Политическое доверие
Политическое доверие в 2025 г. демонстрирует устойчиво высокие показатели. Данные ВЦИОМ и ФОМ показывают, что рейтинг одобрения деятельности главы российского государства колеблется в интервале 80 – 86%. В одном из декабрьских замеров ФОМ подчеркивается: «Восемь из десяти (81%) россиян оценивают положительно работу Президента РФ Владимира Путина на своем посту». Там же приведена оценка доверия: «78% граждан РФ заявили, что скорее доверяют президенту РФ, в то время как недоверие Путину выразили 12% опрошенных». [12,13]
Отношение к правительству и премьер-министру не столь позитивно, но положительные оценки преобладают. По данным ВЦИОМ, более половины (54%) опрошенных считают, что правительство работает скорее хорошо, тогда как 26% россиян недовольны его работой. Работу главы правительства России М. Мишустина положительно оценивают 58% граждан, 11% респондентов ее не одобряют. В исследованиях ВЦИОМ фиксируется устойчивое доминирование партии власти в партийных рейтингах: «Поддержка партии “Единая Россия” достигла 36,0%», а в пересчете на определившихся «поддержка “Единой России” составила 42%, ЛДПР – 10%, КПРФ – 8%, “Справедливой России” – 4%, “Новых людей” – 4%» [12].
Согласно результатам опроса под названием «Итоги 2025 г. в политике и культуре», проводившегося Левада-Центром (в РФ признан иноcтранным агентом), в тройку «женщин 2025 года» вошли В. Матвиенко, Л. Долина и М. Захарова [6].
Отдельный срез политического мнения представлен Левада‑Центром (признан иноагентом)в анализе отношения российского общества к закону об иностранных агентах. В исследовании, получившем название «Массовые представления об иностранных агентах», подчеркивается, что осведомленность о законе об иностранных агентах растет: сейчас о нем знают примерно три четверти опрошенных (в ноябре 2024 г. – около двух третей). Большая часть респондентов считает, что смысл этого закона состоит в том, чтобы ограничить негативное влияние Запада на Россию: такой ответ дали 51% опрошенных в ноябре 2025 г. Чуть больше четверти опрошенных – 27% (рост на 5 п.п. с ноября 2024 г.) «придерживаются мнения, что закон – это прежде всего способ давления власти на независимые общественные организации» [5].
Несмотря на преобладающее доверие к высшим институтам власти, российское общество довольно критически относится к целому ряду недавних инициатив в сфере экономики и политики. К примеру, согласно опросу ФОМ по теме повышения НДС, лишь «16% участников опроса считают, что повышение налога принесет пользу экономике страны… 43% опрошенных думают, что это принесет больше вреда. Они опасаются, что благосостояние граждан ухудшится, доходы населения снизятся, а уровень жизни упадет. 10% респондентов считают, что повышение НДС принесет как пользу, так и вред в равной мере» [11].
Схожая ситуация прослеживается по теме использования мессенджеров и социальных сетей. Несмотря на активную политику продвижения национального приложения «Мах» и замедление работы зарубежных аналогов с блокированием функции телефонных звонков, «наиболее популярными платформами среди россиян остаются WhatsApp (57%) и Telegram (46%). Большинство пользователей (63%) использует данные мессенджеры ежедневно. Среди наиболее востребованных функций переписка (62%), звонки (37%) и просмотр контента в группах и каналах (31%)» [14].
Некоторая доля амбивалентности отношения граждан к государственным институтам просматривается и в оценке самих социологических опросов. В юбилейном обзоре, приуроченном ко Дню социолога, ВЦИОМ констатирует: «Россияне по большей части видят пользу от массовых опросов: почти девять из десяти наших сограждан в той или иной степени убеждены, что они нужны. Для одних это способ услышать “голос народа”, для других – инструмент для власти и экспертов, позволяющий лучше понимать проблемы людей, для третьих – один из каналов участия в общественной жизни». Однако динамика доверия неоднозначна: «После уверенного роста (2022 – 2023 гг.) индекс доверия результатам опросов общественного мнения снижается второй год подряд. За весь период мониторинга (с 2005 г.) минимальные показатели были зафиксированы в 2012 – 2013 гг., тогда как пик востребованности массовых опросов пришелся на 2018 и 2022 гг. Тогда же достиг максимума и индекс, рассчитанный на основе полученных ответов, – 66–67 п. Сегодня показатель лишь немногим уступает значениям семи‑ и трехлетней давности – 60 п. из максимально возможных 100» [4].
В схожем исследовании ВЦИОМ, посвященном доверию к результатам социологических опросов, зафиксировано: «Каждый пятый (20%) россиян считает, что результатам опросов общественного мнения скорее нельзя доверять. Большинство опрошенных (63%) придерживаются противоположного мнения, считая, что таким исследованиям скорее можно доверять, еще 17% затруднились ответить». Аналитический комментарий так объясняет причины скепсиса: «В некоторых случаях социологические исследования могут восприниматься людьми как инструмент манипуляции для различных целей. Это приводит к недоверию со стороны общественности, которая может считать, что результаты опросов используются в интересах определенных групп, бизнес-сообществ или идеологий, а не в интересах общества в целом» [17].
Таким образом, помимо ожидания скорейшего достижения целей СВО и высокого уровня патриотизма, состояние российского общественного мнения в уходящем году демонстрировало ряд характерных и отчасти противоречивых черт и тенденций. Это, прежде всего, разрыв между долгосрочным умеренным оптимизмом и пессимистичной оценкой текущей динамики покупательной способности. Кроме того, высокий уровень доверия к ключевым политическим институтам и персоналиям сочетался с критическим отношением к определенным государственным инициативам и некоторым ростом социально-политического нигилизма, в том числе недоверия к самим механизмам измерения общественного мнения.
Источники:
1. Обзор Россия 2025: новая надежда // ВЦИОМ. 28.10.2025. – URL: wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossija-2025-novaja-nadezhda (дата обращения: 27.12.2025).
2. Обзор ко Дню России 2025 года // ВЦИОМ. 11.06.2025. – URL: wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-rossii-2025 (дата обращения: 27.12.2025).\
3. Политический 2025: без перелома, но с надеждой // ВЦИОМ. 23.12.2025. – URL: wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/politicheskii-2025-i-bez-pereloma-no-s-nade... (дата обращения: 27.12.2025).
4. Юбилейный обзор ко Дню социолога // ВЦИОМ. 14.11.2025. – URL: wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-sociologa-2025-vciom (дата обращения: 27.12.2025).
5. Массовые представления об иностранных агентах // ЛевадаЦентр (признан иноагентом). 18.12.2025. – URL: levada.ru/2025/12/18/massovye-predstavleniya-ob-inostrannyh-agentah-noyabr-2025/ (дата обращения: 27.12.2025).
6. Итоги 2025 года в политике и культуре // Левада-Центр (признан иноагентом). 24.12.2025. – URL: levada.ru/2025/12/24/itogi-2025-goda-v-politike-i-kulture-chelovek-i-zhenshhina-goda-luchshie-filmy-i-serialy-goda/ (дата обращения: 27.12.2025).
7. Социальные настроения. Осень 2025 // ФОМ. 21.10.2025 – URL: fom.ru/Nastroeniya/15254 (дата обращения: 27.12.2025); Ожидания россиян от 2025 года // ФОМ. 23.12.2025 – URL: fom.ru/Nastroeniya/15116 (дата обращения: 27.12.2025); Социальные настроения // ФОМ. 12.09.2020 – URL: fom.ru/Nastroeniya/14453 (дата обращения: 27.12.2025); Социальные настроения. Осень 2025 // ФОМ. 11.12.2025 – URL: fom.ru/Nastroeniya/15277 (дата обращения: 27.12.2025).
8. Событие года в России и мире // ФОМ. 23.12.2025. – URL: fom.ru/TSennosti/15285 (дата обращения: 27.12.2025).
9. Отношение к Дональду Трампу // ФОМ. 23.10.2025. – URL: fom.ru/Mir/15255] (дата обращения: 27.12.2025.
10. Впечатления россиян от встречи Путина и Трампа на Аляске // ФОМ. 04.09.2025. – URL: fom.ru/Mir/15236 (дата обращения: 27.12.2025).
11. Повышение НДС // ФОМ. 28.10.2025. – URL: fom.ru/Ekonomika/15257 (дата обращения: 27.12.2025).
12. ВЦИОМ: Путину доверяют более 81% россиян // Ведомости. 19.12.2025. – URL: vedomosti.ru/politics/articles/2025/12/19/1164643-vtsiom-putinu-doveryayut?ysclid=mjq61f6y1b609231517 (дата обращения: 27.12.2025).
13. Опрос показал, как россияне оценивают работу Путина // РИА «Новости». 19.12.2025. – URL: ria.ru/20251219/fomy-2063121388.html (дата обращения: 27.12.2025).
14. Мессенджеры и социальные сети // ФОМ. 12.09.2025. – URL: fom.ru/SMI-i-internet/15239 (дата обращения: 27.12.2025).
15. Анализ основан на репрезентативных опросах: ВЦИОМ (еженедельные замеры, n = 1 600, метод – телефонные интервью, погрешность ±2,5%); ФОМ (ежемесячные волны, n = 3 000, метод – личные интервью, погрешность ±1,8%); «Левада-Центр» (признан иноагентом) (квартальные замеры, n = 1 800, метод – онлайн-опросы, погрешность ±2,2%). Период охвата: январь – декабрь 2025 года.
Анализировались индикаторы: доверие институтам, оценка ситуации в стране, материальное самочувствие, ожидания, восприятие ключевых событий.
16. Ожидания россиян от 2025 года // ФОМ. 23.12.2025. – URL: fom.ru/Nastroeniya/15116 (дата обращения: 27.12.2025).
17. Каждый пятый россиян склонен не доверять опросам общественного мнения // Ведомости. 17.11.2025. – URL: vedomosti.ru/society/articles/2025/11/17/1155346-kazhdii-pyatii-rossiyanin-sklonen-ne-doveryat-oprosam (дата обращения: 27.12.2025).
Опубликовано на сайте 30/12/2025