Гэри Бричер

Южная Осетия: война моей мечты (взгляд американского маньяка-милитариста)



Говоря о заварушке в Осетии, нужно держать в уме три главных факта:

1. Войну начали грузины.
2. Они продули.
3. Черт возьми, до чего же красивая получилась войнушка!

Для меня, конечно, самый важный пункт — третий. Сижу сейчас, смотрю горячие видео с поля боя — такой кайф ловлю!
Разумеется, если вы хотите серьезно разобраться в том, что происходит в Осетии, Северной и Южной, в Грузии, да и во всей этой нескончаемой бандитской грызне, именуемой Кавказом — читайте мою колонку несколько-летней давности, посвященную захвату заложников в бесланской школе (Северная Осетия).

Но сейчас меня интересуют только боевые действия. Это война моей мечты: обе стороны используют авиацию! Часто ли в наше время можно такое увидеть? Так что историю — побоку. Просто замечу, что Южная Осетия — это маленький круглый кусочек земли, этакая капелька, свисающая с российской территории в сторону Грузии, и что в последние несколько лет большая ее часть контролировалась южноосетинскими нерегулярными войсками, которых поддерживали российские «миротворцы».

Грузинам это было не по нраву. В этой части света любой клочок земли — на вес золота. А грузины — ребята боевые, хорошие бойцы, не из тех, кто легко прощает обиды. Все-таки не удержусь, подкину немного исторических фактов: помните величайшую резню всех времен и народов — 1258 год, монголы в Багдаде? Сколько людей погибло, неизвестно, но по меньшей мере 200 тысяч — число суровое, особенно задолго до изобретения антибиотиков, сильно удешевивших нашу жизнь. Вонь стояла такая, что монголам пришлось перенести лагерь и разбить его с другой стороны, против ветра. Так вот: знаете, кто активнее всех жег, грабил и резал багдадское мирное население? Христианские отряды Хулагу-хана — грузины!

Итак: и на той, и на другой стороне — крепкие орешки. Так повелось в этой части света: слабаки здесь не выживают. Пощады не просят — и не дают. Рыцарей в белых одеждах вы здесь не встретите. Среди грузин — уж точно. Говорят, в общении один-на-один они классные ребята: но ссориться с ними не советую, и особенно не советую пытаться отнять у них землю.

Дождавшись удобного случая, грузины двинулись в атаку — в кавказском стиле: делали вид, что стремятся к миру, и одновременно планировали вероломное нападение на Южную Осетию. Только на этой неделе подписали договор, гарантирующий Южной Осетии автономию — и тут же напали: ну совершенно в духе дона Корлеоне! Грузинские ракетные установки поливают Цхинвали (столицу Северной Осетии) шквальным огнем; грузинские войска заполняют осетинские дороги: словом, разворачивается полномасштабная война. Однако, как спрашивал Петрэус об иракской войне в далеком 2003 году, чем же такая история может кончиться? Иными словами: как вторгаться на территорию, находящуюся под защитой русских? По меньшей мере, стоит заранее подумать о том, чем они на это ответят!

Вот об этом-то, похоже, Саакашвили и не подумал. Должно быть, оттого, что в прошлый раз ему повезло с другим отколовшимся регионом — Аджарией, тоненькой полоской черноморского побережья в южной части Грузии. Это местечко, меньше иных калифорнийских городков, объявило себя «автономией», готовой драться за свои священные овцеводческие традиции... или что у них там. На Кавказе все на этом помешаны: каждый скорее умрет, чем пожмет руку жителю соседнего холма — так всегда было и будет. Аджарцы даже не отличаются от грузин этнически — такие же грузины. Просто мусульмане. Однако им позарез нужен собственный игрушечный парламент, армия из десяти солдат и прочая викторианская мишура.

Их вождь, псих по фамилии Абашидзе (об эти грузинские имена черт ногу сломит!) призвал их сражаться до последнего за независимость, которая им, строго говоря, на хрен не нужна. Однако, хоть он и чокнутый, а понимал, с какой стороны у бутерброда масло; да и сами аджарцы, как они ни похожи на грузин, не могли не сознавать, что ничего, кроме смеха сквозь слезы, из этого не выйдет. Так что здравомыслие взяло верх: аджарцы не стали воевать и подчинились Северному Колоссу — могучей Грузии.

Однако, как я уже не раз отмечал, ничего нет коварнее победы. От побед люди борзеют. Вот и Саакашвили вообразил, что может в лепешку раздавить любой мятежный регион — например, ту же Южную Осетию. Однако кое-чего он не учел: например, того, что Южная Осетия не подчиняется Грузии и граничит с Осетией Северной, которая, в свою очередь, является частью России. Связь между Россией и Южной Осетией очень хрупка: осуществляется она только через Рокский тоннель, прорубленный в толще гор на высоте примерно 10 000 футов. Уж не знаю, почему грузинская авиация — по всем отзывам, недурная — первым делом, едва началась война, не отрезала Южной Осетии выход из этого тоннеля. Не доверяли летчикам — послали бы отряд коммандос с динамитом в рюкзаках. Мало ли как можно вывести тоннель из строя. Даже никакие высокие технологии не требуются: просто в тоннель въезжает бензовоз, за ним легковушка. На полдороги шофер бензовоза устанавливает в кабине бомбу с часовым механизмом, выходит и пересаживается в легковушку. Быстрый разворот: мы выезжаем из тоннеля и катим обратно в Грузию, а позади нас вздымается к небесам столб дыма и пламени. Нет больше Рокского тоннеля. А восстановить его, прямо скажем, нелегко, и сделать это за несколько часов (и даже за несколько дней) точно не удастся. Конечно, русские могли бы помогать осетинам с воздуха; но это куда сложнее — и, как минимум, оттянуло бы неизбежный исход. Удивительно, что грузины, насколько мне известно, даже не попытались взорвать тоннель. Не буду пускаться в рассуждения типа: «Вот я бы на их месте...»; это стратегические решения обычно бывают безумными, а для тактических, как правило, имеются основательные практические резоны. Но это решение мне непонятно.

Скорее всего, грузины просто считали, что русские не ответят. Сделали то, чему научились у Буша и Чейни: мыслить позитивно, исходить из наилучшего сценария. Весь грузинский план — классический «Шок и трепет»: ни единой мысли о том, что будет дальше. Армия в новенькой форме переходит границу, занимает Южную Осетию, пока та, обмыв свою «автономию», с похмелья мается... а дальше? Ну а что дальше? Очевидно, осетины встретят грузин-освободителей цветами и аплодисментами. Совершенно как нас в Ираке.

За веру в Буша приходится дорого платить. И грузины уже заплатили. Они-то надеялись, что Буш им поможет. Я его только что по телеку видел: сидит на трибуне, смотрит баскетбол, США-Китай. Сначала даже не узнал: думаю, зачем это все время камеру наводят на какого-то чувака на трибуне, рожей — точь-в-точь безногий папаша Хэнка Хилла. И тут мне говорят: да это же наш презик. Иные на высокой должности и сами вырастают — а он, наоборот, чем дальше, тем сильнее съеживается в своем президентском кресле.
И чем ничтожнее он становится, тем больше приходится платить за веру в него. Грузины, наивные, воображали: раз они были счастливы свалить из СССР, значит, США, старинный враг русских, окажется раем земным. Лизали нам башмаки в надежде, что мы примем их в НАТО, завалим ай-подами и спортивными автомобилями.

Их часть сделки была несложной: отправили войска в Ирак. Сперва контингент в 850 человек, затем — поразительно большой, целых 2000 человек. Учитывая, что население Грузии — меньше пяти миллионов, это целое войско. Собственно, Грузия сделала третий по значению вклад в «Коалицию добровольцев» после США и Британии.

М-да. Не самый удобный момент отправлять большую и лучшую часть своей армии в Ирак, вам так не кажется? Это верно и для многих других стран — для нас, например, - но мы, по крайней мере, не стояли на пороге войны с Россией. Сейчас грузины в панике: уже объявили, что отзывают половину своего иракского контингента домой — и не согласится ли армия США его подвезти?

Что ж, может, и подвезем. Но больше ничего для них не сделаем. Уже сделали достаточно — не потому, что любим грузин, а чтобы уравновесить влияние России в районе нового нефтепровода. Самый крупный американский проект помощи, под названием «ТЭГ» - «Тренировка и экипировка Грузии» - стоил нам 64 миллиона долларов. Двести инструкторов спецназа обучали грузинских кросавчегов всему, чему выучилась за последние годы армия США. Теперь над этими уроками можно разве что скорбно посмеяться. Вообще вся военная история — череда жестоких шуток. Мы делали упор на оборонительные навыки: работу малыми группами, стрельбу, разведку. Предполагалось защищать Грузию от чеченцев и прочих полоумных муслимов, просачивающихся на ее территорию через Панкисское ущелье на северо-востоке страны. И мы славно поработали. Панкисское ущелье Грузия зачистила в классическом стиле «зеленых беретов». Этот успех, да еще и медовый месяц с Бушем в Ираке их взбодрил: они вообразили, что теперь сделают кого угодно. Сейчас они понимают, что та «легкая кавалерия», которую мы им дали, мало на что способна против гигантской русской военной машины.

Ответ американских вооруженных сил пока что состоит из болтовни — по большей части, довольно глупой. Говорящие головы из Пентагона называют реакцию России «непропорциональной». Мать честная, о чем это они? Должно быть, насмотрелись криминальной хроники. У копов это называется «необходимым минимумом применения силы»: так вот, вы удивитесь, но об этом «минимуме» они вспоминают только перед камерами. А армия никогда, ни разу в истории не применяла силу «по минимуму»: это верный путь к ненужным потерям. В том и смысл войны, чтобы бить врага так нечестно и непропорционально, как только можешь. На войне используешь все, что у тебя есть. Какое счастье, что во Вьетнаме мы не дрались «пропорционально»! Французы попробовали — у них никогда не было хорошей авиации — и их оттуда вышибли. Когда французы уходили из Индокитая, их премьер, левак по фамилии Мендес-Франс, устроил шоу: пообещал заключить мир через месяц после своего вступления в должность. А его командиры в Индокитае говорили потихоньку: «Еще повезет, если целый месяц продержимся». Вот к чему приводит «пропорциональная» война: к Дьен-Бьен-Фу.

Попробую это перевести: по счастью, я бегло говорю по-пентагонски. Что такое «непропорционально»? Предположим, здоровенный хулиган гонится за хилым задохликом, и задохлик ищет у вас защиты. А вы говорите: «Эй, это же непропорционально!» Вместо того, чтобы ему помочь. Теперь вкурили, что значит на пентагонском языке «непропорционально»? «Мы ради тебя и пальцем не шевельнем — но мысленно мы с тобой, мужайся и крепись!»

Как проще всего узнать, кто побеждает в войне? Посмотреть, кто первым попросит прекратить огонь. Здесь о прекращении огня взмолились грузины. Как только стало очевидно, что Россия за Южную Осетию впряглась всерьез — война окончилась. Даже сами грузины говорили: «Воевать с Россией — безумие». Очевидно, они считали, что Россия защищать своих союзников не станет. В принципе, для этого были основания. Отношения России с союзниками запутанны и непредсказуемы, она не раз кидала своих — но не в этот раз.

Грузинам стоило бы вспомнить собственную историю: кто, как не русские войска, в 1805 году в битве при Загаме спас Грузию от персидского вторжения? Правда, за десять лет до того русские спокойно дали персам разграбить Тифлис. Непредсказуемые ублюдки, вот они кто. Верить им нельзя — но нельзя и ставить на то, что они всегда предают своих (хотя так бывает чаще, чем наоборот: я бы поставил примерно на 6,5 из 10).

Так вот: на этот раз русские за осетин вступились. По многим причинам: начиная с того, что Буш слаб, и они это знают, что США по уши увязли в этой гребаной иракской войне и ни черта не могут сделать; но прежде всего — потому что Косово только что объявило о своей независимости от Сербии, старого союзника России. Самое время воздать «око за око»: первое око — Косово, второе — соответственно, Осетия. Путин рассуждает так: если мы ссоримся с его союзниками и позволяем маленьким этническим анклавам вроде Косово провозглашать независимость — он вправе поступать так же с нашими союзниками, особенно с наивными дуралеями типа грузин.

К счастью, Южная Осетия не так уж важна. Честно. Кто хозяин этого клочка земли — через год никто и не вспомнит. Серьезнее другое: еще один кусок Грузии, пожирнее и стратегически поважнее — Абхазия на Черном море — может под шумок выбить со своей территории последние грузинские части. Тогда Грузия потеряет почти все побережье. Впрочем, грузины никогда не были хорошими моряками: они народ сухопутный и соленой водице предпочитают долины рек.

Можно сказать, что с Грузией повторяется в миниатюре то, что случилось в двадцатом веке с Германией: оборзели — и потеряли все. Для грузинского националиста эта война — трагедия; для русского или осетинского националиста — триумф, победа справедливости и так далее. А для всех остальных — просто увлекательное зрелище. До чего же увлекательное, черт возьми! Видели ролики? Поистине, величайший прорыв в военных технологиях — это DVD! Никаких ужасов войны: все легко и весело, как диетическая кола.

Такую войну мне до сих пор случалось видеть разве что на картинках, на выставках военных поставщиков в Неделю Авиации: две регулярные армии, у обеих — авиация и вооруженные колонны на фоне сосновых лесов. Изображались там всегда одни и те же сцены: части НАТО сходятся меж немецких сосен с частями Варшавского договора; в самом центре полотна, ярко освещенное — оружие, которое поставщик пытается продать.

Реальная война между НАТО и странами Варшавского договора, разумеется, была бы совсем другой. И часу бы не прошло, как в обе стороны полетели бы ядерные ракеты: и обе стороны это прекрасно понимали — вот почему войны так и не случилось. Так что все это прекрасное вооружение пропадало зря. Где его можно было использовать? Разве что в коридоре Фульды. Но черт возьми — услышал Господь наши молитвы! Наконец-то нашлось время и место, где воплотились в жизнь все наши любимые сцены: горят русские танки, советский бомбардировщик падает с небес, разваливаясь на лету, люди в русском камуфляже перестреливаются с другими людьми в русском камуфляже на фоне романтических горных лачужек.
И никакого расового подтекста — с обеих сторон белые! Причем белые из таких мест, о которых вы никогда не слышали, да, наверное, и слышать не хотели.

Стоны, вопли и ломания рук по поводу этой войны скоро утихнут. Останется мораль, простая, как мычание: грузины оборзели — и получили взбучку. А мы, пожалуй, получили щелчок по носу. Нет ничего хорошего в том, чтобы терять лучших своих солдат (и лучших солдат Грузии, коль уж на то пошло) в дурацкой, никому не нужной войне. Мы отрезали Косово от союзника России — Россия отрезала Южную Осетию от союзника Америки. Можно сказать, пешка на пешку. Если этот размен о чем-то говорит — то о том, что США сейчас слабее, чем десять лет назад, а Россия сильнее, много сильнее, чем во времена Ельцина. Но любой, у кого есть мозги, это и так понимает.

А у нас останутся прекрасные видеоролики — ожившие мечты эпохи НАТО. Бог все-таки надо мной смилостивился — дал мне увидеть в действии оружие, о котором я мечтал в двадцать лет. Даже ролики с ранеными гражданскими посмотреть любопытно. Среди раненых много стариков и толстяков; в классической кинохронике из Нормандии, Кореи и Вьетнама мы такого не видели.

Любопытное зрелище, да — но малоприятное. Честно вам скажу, человек с хорошей фигурой, сидя с окровавленным лицом на куче камней, смотрится как-то лучше.

Война затихнет (это случится очень скоро — в наше время державы не сражаются до последней капли крови), и настанет время анализировать действия различных систем вооружений. Мне особенно интересно посмотреть, как сработали грузинские ракеты ПВО — совсем недавние российские модели. Но это мы обсудим позже. А теперь идите на LiveLeak или Youtube (на LiveLeak сейчас подборка полнее) — и наслаждайтесь. Для нас, милитари-маньяков, наступил час бесплатной порнушки. Прогуляйте работу, скажитесь больным — делайте что угодно, но не пропустите ни одного из этих роликов!

                                                       Источник: Новые Хроники

Опубликовано на сайте 15/08/2008