Специально для портала «Перспективы»

Ирина Василенко

Возрождение культурной жизни провинции


Василенко Ирина Алексеевна ‒ профессор кафедры российской политики МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук.


Возрождение культурной жизни провинции

В настоящее время имиджевая политика российских регионов только начинает формироваться. Попытки создания региональных брендов чрезвычайно важны для разработки полноценной коммуникативной стратегии России. Однако жизнеспособность и эффективность любого бренда напрямую зависит от актуальности и продуманности концептуального содержания, качества исполнения и последовательности продвижения. Эксперты считают, что на сегодняшний день по указанным базовым принципам региональные бренды не выдерживают никакой критики.


Сегодня международные эксперты называют Россию «белым пятном» на туристической карте мира: такую оценку дают информированности о ее городах и регионах, их культурных ценностях и достопримечательностях. В составленном экспертами Всемирного экономического форума (ВЭФ) рейтинге 2015‒2016 гг. Россия по наличию культурных ресурсов мирового значения находится на 9-м месте, а по уровню затрат на развитие и продвижение этих ресурсов ‒ на 45-м.

Повышению конкурентоспособности нашей страны серьезно мешает неравномерное распределение всех видов трудовых, экономических и производственных ресурсов по регионам [Всемирный экономический форум…]. Люди уезжают из необжитых, непривлекательных мест, где неинтересная низкооплачиваемая работа и не организован культурный досуг. Они хотят жить в современных перспективных городах, где решены проблемы социальной мобильности и культурного отдыха, а каналы коммуникаций и стандарты менеджмента отвечают требованиям сегодняшнего дня. Задача региональной политической элиты ‒ предложить им такие возможности. Это требует разработки современной имиджевой стратегии региона и города.

В настоящее время имиджевая политика российских регионов только начинает формироваться. В последние годы крупнейшие культурные центры страны ‒ такие как Санкт-Петербург, Владивосток, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург ‒ разработали и приняли собственные программы по развитию имиджа. Вслед за ними начали задумываться над имиджевой политикой и другие российские города и регионы. Попытки создания региональных брендов чрезвычайно важны для разработки полноценной коммуникативной стратегии России. Однако жизнеспособность и эффективность любого бренда напрямую зависит от актуальности и продуманности концептуального содержания, качества исполнения и последовательности продвижения. Эксперты считают, что на сегодняшний день по указанным базовым принципам региональные бренды не выдерживают никакой критики. Утвержденные недавно логотипы Алтайского края и Татарстана пополнили печальный список неудач территориального брендинга. [1]

1Татарстан.jpg                                                                 2 Алтайский кра1.jpg

Российские эксперты с тревогой пишут, что некачественные и непрофессиональные визуальные коммуникации приобретают массовый характер на региональном уровне [Родькин П.]. Такая ситуация опасна прежде всего тем, что некачественный территориальный брендинг наносит ущерб имиджу России в целом. В итоге мы получаем благоприятную почву для «твиттерных» технологий, поскольку непривлекательный имиджевый стиль всегда можно подвергнуть язвительной критике и найти «революционную» альтернативу откровенно деструктивного характера.

Напротив, профессионально выстроенный имидж региона способствует активному развитию и процветанию территории. При этом имиджевая привлекательность региона зависит не только от его реального социально-экономического и культурного потенциала, но и от того, как этот потенциал используется. Сегодня, в условиях рыночной экономики, идет жесткая конкуренция за инвестиции и человеческий капитал. Эффективная имиджевая политика региона позволяет ему активно привлекать инвестиции и креативных профессионалов. По оценкам экспертов, затраты на комплексное реформирование имиджа и построение репутации Санкт-Петербурга как культурной столицы России составили примерно 1 млрд долл. Эти средства не пропали даром: Санкт-Петербург занимает одно из лидирующих мест в инвестиционном рейтинге российских регионов.

К сожалению, во многих других регионах России до сих пор не изжит скепсис по поводу целесообразности и эффективности затрат на имиджевые проекты. Привычка финансировать гуманитарную сферу по остаточному принципу, оставшаяся с советских времен, очень трудно искореняется в провинции. Нередко в регионах имиджевые вопросы решаются исходя из личных вкусовых пристрастий администрации. Имиджевые акции проводятся без соответствующего научного обоснования, не опираются на экспертные рекомендации, не учитывают общественное мнение.

Еще Конфуций заметил: знаки и символы управляют миром, а не слово и не закон. Говоря языком современной науки, имидж региона – это его стереотипизированный образ в массовом сознании, совокупность достаточно устойчивых представлений о данной территории, которые формируются как на основе стихийных впечатлений, так и благодаря целенаправленному формированию элитой и политтехнологами. В этом стереотипизированном образе слиты воедино представления людей по поводу социокультурных, исторических, социально-экономических, политических и других особенностей данной территории. При этом субъективное представление каждого человека о регионе может складываться как на основе конкретных личных впечатлений, так и опосредованным образом, из материалов массмедиа, литературных и кинематографических источников, на основе рассказов очевидцев, слухов и домыслов.

Что же влияет на формирование имиджа региона в первую очередь?

Система детерминант здесь достаточно обширна: основные культурные ценности и традиции, которые формируют социокультурную идентичность жителей территории; природно-географические факторы; ресурсный потенциал региона; его геополитическое положение; форма административно-территориального устройства; политика региональной власти; имидж ведущих региональных лидеров; социально-психологические настроения; информация в ведущих каналах массовых коммуникаций.

Следовательно, при формировании имиджа региона необходимо учитывать воздействие всей системы ценностей, сложившихся на данной территории, что делает изучение традиций, сформировавшихся в прошлом и передающихся от поколения к поколению, весьма актуальной задачей. Перефразируя Джузеппе Мадзини, можно сказать, что регион ‒ это не просто некая территория, но идея, и ценность этой идеи – в ее уникальной неповторимости.

Социокультурная идентичность жителей региона – это их самоотождествление с определенной культурой и территориальной общностью, ощущение сопричастности данной культуре и территории. Это дает человеку жизненно необходимое чувство безопасности на «своей» земле, которую он стремится сохранять и оберегать. Социокультурная идентичность сплачивает сообщество и позволяет ему развиваться, облагораживая и развивая, в свою очередь, принадлежащую ему территорию. Люди одновременно рационально и подсознательно привержены своей территории, ее культуре, сложившимся на ней образу жизни, нормам и традициям. Как справедливо заметил Ю. Хабермас, человеку наряду с личностной идентичностью, в которой он выражает свою неповторимость, жизненно необходима и социальная идентичность, которая позволяет гражданам чувствовать себя частями общего целого [Хабермас Ю. C. 23-41].

Своими корнями феномен социокультурной идентичности уходит в глубокую древность, в область легенд, мифов и преданий каждого края. Еще Э. Дюркгейм [Дюркгейм Э.С. 174-230], исследовавший истоки социализации человеческого общества, подчеркивал сакральный характер социокультурной идентичности древних обществ, которые отождествляли себя со своим тотемом и почитали его как священный символ. Тотемический знак племени мог иметь вид животных или растений, он заключал в себе отличительные черты людей данной территории, и в этом качестве его окружали определенными сакральными ритуалами и запретами [2]. Таким способом в древнейшие времена племя выражало свою идентичность, связывая ее со священными для него символами, которые передавались из поколения в поколение как коллективные ценности на протяжении многих столетий, обрастая мифами и преданиями.

Позднее эмблемы и гербы городов и регионов во многом впитали в себя особенности древних тотемических символов. Социокультурная идентичность, воплощенная в региональной символике, – это коллективные ценности и эмоции, которые хранят связь времен, объединяя поколения людей на протяжении всей истории края. Это региональное общественное достояние, и оно должно быть бережно сохранено в процессе современного территориального брендинга. Таков главный принцип ребрендинга региона с позиций современной науки.

Поэтому недопустимо размывание традиций в пользу унифицированных глобальных трендов, стирание индивидуальности региона, что приводит к безликому конструктивизму и потере социокультурной идентичности [Кляйн, Н. С. 21]. К сожалению, некоторые отечественные дизайнеры, разрабатывающие символы и логотипы, широко пропагандируют именно такой обезличенный стиль, повторяя худшие западные унифицированные образцы брендирования в стиле примитивизма. В результате некоторые российские города в процессе имиджевых кампаний получили логотипы, которые полностью лишены культурных и исторических ассоциаций, что справедливо вызывает возмущение жителей региона и профессиональных экспертов. Например, брендом Перми под лозунгом «Просто, понятно, повторяемо» стала большая красная буква «П», дизайн которой разработал А. Лебедев. Внимание к «Большой Красной П» подогревали блогеры, комментировавшие новый логотип города, совершенно справедливо казавшийся жителям Перми нелепым и даже издевательским [3].

3 Саратов.jpg                            4 Ярославль.jpg5 п.jpg

Бренд-менеджер C. Анхольт, анализируя проблемы российской имиджевой политики, справедливо заметил, что основная проблема для нас ‒ вопрос культурной активности, поскольку это один из главных ключей к улучшению бренда территории. «Культура очень важна в национальном брендинге: люди уважают только те страны, которые уважают себя сами. И это самоуважение зиждется на национальной культуре. Поэтому в России кто-то должен подхватить и поднять это упавшее знамя, разжечь этот огонь русской культуры, когда-то бывшей одной из сильнейших в мире» [Гарбер Н.].

Имидж российских регионов в информационном пространстве во многом формируется под воздействием символического капитала культуры. П. Бурдье относит к таковому коллективную память, общественные цели, проекты, культурные символы, духовную сферу социума [Бурдье П. С.103]. Социокультурные архетипы и коды, воплощенные в имидже региона и города, должны находить отклик в сердцах людей, задевая самые глубинные пласты общественного сознания: ведь феномен социокультурной идентичности формируется у каждого человека буквально с молоком матери, впитывается вместе со сказками, мифами и преданиями своего народа.

Мировая практика свидетельствует о том, что именно культура сегодня стала ключевым фактором развития городов и территорий, поскольку она обладает потенциалом, который по долговременности и значимости перевешивает потенциал экономики. Между тем мы до сих пор считаем культурную политику второстепенной по отношению к коммерческой сфере. В этом кроется серьезная ошибка отечественной имиджевой стратегии на национальном и региональном уровнях. Достаточно привести данные международных экспертов, оценивающих долю России и других стран в совокупных мировых расходах на науку и культуру: Россия тратит сегодня 1,5%, в то время как США ‒ 34%, Японии и Китая ‒ по 12,3%, страны ЕС ‒ 23% [Рейтинг стран мира...].

Успех многих зарубежных территориальных имиджевых кампаний связан с активным использованием культурного капитала городов и регионов. Весьма показателен опыт ребрендинга провинции Пьемонт в Италии. Турин, центр Пьемонта, был долгое время известен как достаточно крупный итальянский промышленный город, в котором работали заводы компании «Фиат». В конце прошлого века «Фиат» перевел производство в страны третьего мира, и в результате в Пьемонте началась безработица, жители стали покидать город в поисках работы. Городским властям необходимо было срочно осуществить смену имиджа города и провинции. И власти обратились именно к культуре как к средству возрождения. В городе стали проводить ежегодный Международный Туринский кинофестиваль для начинающих режиссеров, продюсеров и сценаристов; открыли Музей кино; организовали Туринскую книжную ярмарку (крупнейшую в Италии), Туринский театральный фестиваль, Туринскую Олимпиаду.

Широко известен опыт испанской Барселоны, которая за двадцать лет из грязного, задымленного промышленного центра превратилась в чистый, открытый культурный город мирового значения. Программа ребрендинга Барселоны была основана на активизации культурных и экологических факторов: демонтаже морально и технически устаревшей промышленной зоны, выводе промышленных предприятий за черту города, регулярном проведении музыкальных и театральных фестивалей, реставрации памятников, организации Олимпиады, привлечении туристов. Следствием стал приток новых капиталов и людей.

Сегодня во многих странах ЕС существуют программы возрождения и реабилитации депрессивных городов и регионов с помощью современных креативных художественных и культурных проектов. В британском Министерстве культуры разработан документ «Культура как главный ресурс возрождения территорий»: в нем подчеркнуто, что если программы развития территории не имеют культурной составляющей, они не работают.

Этот опыт может быть использован городами и регионами в современной России, которые обладают колоссальным неиспользованным символическим капиталом культуры. Сохранение национальной и региональной культуры – это сохранение духа, языка, особого ментального склада, этических комплексов. Академик Д. Лихачев отмечал: «…без культуры в обществе нет и нравствен­ности. Без элементарной нравственности не действуют социальные законы, экономические законы, не выполняют­ся указы и не может существовать современная наука» [Лихачев Д.С. Раздумья о России. С. 640].

К сожалению, до сих пор сохраняет актуальность сделанный в свое время Д. Лихачевым печальный вывод: у нас в стране нет концепции национальной культуры и культурного развития. Тем более нет концепции регионального культурного развития. Большинство людей (в том числе и «государственных мужей») понимают под культурой весьма ограниченный круг явлений: театр, музеи, эстраду, музы­ку, литературу, ‒ иногда даже не включая в понятие культуры науку, технику, образование. Между тем культура ‒ это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения ‒ народом, нацией. В понятие культуры всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Культура ‒ это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации, каждого города и региона.

Для имиджевой стратегии регионов России особое значение имеет вывод Д. Лихачева о том, что русская культуросфера одна способна убедить каждого образованного человека в том, что он имеет дело с великой страной и великим народом».

Для доказательства этого факта нам не требуется в качестве ар­гументов ни танковых армад, ни десятков тысяч боевых самолетов, ни ссылок на наши географические простран­ства и залежи природных ископаемых [Лихачев Д.С. Об интеллигенции. С. 426-443].

Возрождение культурной жизни российской провинции является важной политической задачей для отечественной региональной элиты. Но «цветущая сложность» бытия должна отражаться и в виртуальном мире региональных брендов. Только тогда, когда имидж каждого региона России будет выделяться яркой социокультурной окраской, эти регионы станут особенно интересны жителям всей нашей страны и другим народам мира. Вологодские кружева, павловопосадские платки, хохломская роспись, жостовские подносы, гжель ‒ все эти бренды отражают яркое культурное своеобразие региональных традиций, и именно поэтому они получили всенародное признание.

Культурные ресурсы каждого региона уникальны и неповторимы. Отметим наиболее важные социокультурные детерминанты, формирующие региональную идентичность:

мифология территории и мифотворчество,

историческая память региона, ключевые исторические даты и события;

местный фольклор, сказания и предания;

местные наречия, сленг;

обычаи и духовно-религиозные праздники;

традиции деловой культуры;

традиционные ремесла;

семейные традиции, особенности образования и обучения;

традиции региональной кухни;

спортивные традиции, региональные спортивные клубы и команды;

традиции гражданской активности;

региональные и городские праздники.

Российские города и регионы обладают колоссальным неиспользованным символическим капиталом культуры. Эксперты рекомендуют, выстраивая имидж территории, обратиться к истории, в которой есть много полузабытых выдающихся событий и героев. Ими можно и нужно гордиться. Информация об истории и культуре может использоваться как отправная точка в разработке имиджа территории.

Еще одним ключевым фактором при проектировании имиджа региона становятся общие ценности, чувства, идеи: люди хотят почувствовать свою принадлежность к некой общности, ощутить объединительную силу идей. Например, Лондон – город бизнес-перспектив и возможности получения хорошего образования. Бренд Стокгольма базируется на слогане «создавать поучительный опыт», что привлекает деловых людей со всего мира, для которых важны новые идеи, опыт, технологии, талант [Спирченко М.А.].

В советский период существовал ярко выраженный акцент на производственном характере российских регионов: Тула была «оружейной столицей», Тольятти – «автомобильным центром», Кубань ‒ «хлебной житницей», Кострома ‒ «льняной столицей». Такие бренды далеко не в полной мере отражали представления жителей, хранивших в своей памяти дорогие сердцу исторические и культурные образы родного края. Поэтому в постсоветский период эти производственные образы начали размываться, спровоцировав кризис региональной идентичности.

Сегодня в поисках конкурентных оcнов своей территориальной идентичности многие российские регионы активно обращаются к историческому прошлому, к культурным символам. Например, Костромская область в процессе ребрендинга использует образ колыбели царской династии. В 2013 г. здесь прошло широкое празднование 400-летия Царственного Дома Романовых. Губернатор Костромской области Сергей Ситников подчеркивает: «Кострома ‒ колыбель династии Романовых. Не случайно празднования начались именно в нашем городе» [Сечина И.]. На центральном бульваре Костромы была открыта фотовыставка «Триумф Империи Романовых». Центральной идеей выставки было противопоставить распространенному критическому взгляду на правление Николая II как на кризисный период отечественной истории ‒ новый взгляд: на «русское экономическое чудо», прогресс науки и культуры и улучшение жизни народа под властью державного правителя.

Были открыты новые интересные выставки в Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике: выставка художника Ивана Глазунова «Спаси и сохрани. Спасти и сохранить. Спастись и сохраниться», экспозиция архивов великой княгини Ксении Александровны ‒ сестры Николая II. Ее ранее не публиковавшиеся дневники были переданы в Россию благодаря усилиям организаторов праздника «Романовский юбилей». В Костроме начали ежегодно проводиться «Романовские чтения», ставшие результатом сотрудничества администрации Костромской области и Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. На них собираются ученые, занимающиеся исследованиями становления и развития российской государственности. Таким образом, современная культурная жизнь Костромы сосредоточена вокруг традиционных культурных ценностей и важных исторических вех развития региона.

Новгородская область также занимается возрождением исторических культурных традиций региона. Отправной точкой ребрендинга здесь стало празднование в 2009 г. 1150-летия Великого Новгорода, в процессе которого происходило активное позиционирование Новгородской земли как «родины России» и «колыбели демократии» (с использованием образа новгородского вече). Утверждение нового регионального бренда продолжалось в 2012 г., когда Великий Новгород стал одним из центров общенационального празднования 1150-летия российской государственности.

Весьма оригинальным является территориальный ребрендинг на основе обращения к мифологии и сказочным персонажам. Например, древний русский город Великий Устюг нашел новую форму своей идентичности, использовав сказочный образ Деда Мороза. Благодаря этому сегодня о Великом Устюге знает каждый ребенок ‒ город прочно ассоциируется в сознании россиян со «столицей» Деда Мороза.

Этот сценарий ребрендинга пока мало используется в российской провинции, хотя родиной большинства мифологических персонажей русских народных сказок являются отдаленные уголки России: былинный богатырь Илья Муромец ‒ из города Мурома, Царь Берендей ‒ из Переславля-Залесского, Снегурочка ‒ из Костромы, Курочка ряба ‒ из поселка Ермаково (Ярославская область), Соловей-разбойник ‒ из села Береза (Курская область), Данила-мастер и Хозяйка медной горы ‒ из города Сысерть (Свердловская область).

Социальный проект «Сказочная карта России», стартовавший в ноябре 2010 г., объединил всю имеющуюся информацию о музеях, усадьбах и резиденциях героев русских сказок и былин [Гранина Н.]. Автор проекта, художник и сказочник Алексей Козловский отмечает: «Многие города еще не поняли, что с помощью чародейства можно зарабатывать хорошие деньги. Туризм даже в «раскрученных» городах ‒ в том же Великом Устюге ‒ в зачаточном состоянии. Посетители туда едут, однако набор туруслуг крайне ограничен. Может, родители с детьми и хотели бы потратить больше денег, да не знают как. В Костроме индустрия Снегурочки также не блещет. А ведь столько возможностей для раскрутки бренда и привлечения путешественников: фабрика красоты "В гости к Снегурочке", детские румяна и помада, спецморозильник для волшебных писем... С помощью карты мы хотим оценить интерес аудитории к волшебным проектам. Может, увидев, что это будет пользоваться спросом, региональные власти станут серьезнее относиться к волшебству» [Гранина Н.].

Можно предложить идею «сказочного тура» родителей с детьми по малым городам России, где родилась русская сказка. Небольшие города могли бы осуществить эффективный ребрендинг на основе создания города-сказки с центральной фигурой регионального сказочного героя. Например, в Муроме можно создать Муром-ленд ‒ город русских богатырей, куда бы на выходные родители приезжали вместе с детьми, чтобы окунуться в атмосферу доброй русской сказки. Все это могло бы дать вторую жизнь малым городам, сделать их популярными туристическими центрами и оживить национальные легенды.

Региональные власти могут стимулировать развитие конкурентоспособной идентичности на основе самых разных культурных сценариев. В процессе формирования нового бренда важно грамотно выстраивать региональную культурную политику. Наиболее эффективные инновационные подходы объединяют старые достоинства бренда с новыми (М. Линдстром). И культура здесь – настоящий кладезь инноваций. Современное управление культурными ресурсами региона предполагает:

выявление региональных культурных ресурсов;

их оценку;

поддержку тех культурных ресурсов, которые соответствуют стратегическим приоритетам развития региона;

поиск новых методов и технологий поддержки и развития региональных культурных ресурсов;

оценку влияния культурных ресурсов на социально-экономическое развитие территории;

создание новых культурных ресурсов региона [Визгалов Д.В.].

Весьма эффективным может быть имиджевый сценарий, направленный на формирование образа города как современного культурного центра, региональной столицы.

Формирование конкурентоспособной региональной идентичности должно быть нацелено на бережное сохранение культурного облика территории: архитектуры, исторических памятников, природно-ландшафтных объектов, культурных промыслов, рекреационных зон. В качестве технологий территориального брендинга здесь важно использовать меры по благоустройству городской среды [Брендинг территорий… С. 97-111]: улучшение пешеходных и велосипедных зон, развитие системы общественного транспорта, создание новых парков и зеленых зон, восстановление городских набережных вокруг водоемов. Современные технологии вертикального озеленения предполагают использование ползучих растений и подвесных горшков.

Важным культурным ресурсом территории является культура питания. В условиях современного экономического кризиса и поиска импортозамещения на этом направлении важно сделать акцент. Как отмечают эксперты, ценность пищи – это нечто большее, чем ее питательность, это конкретное выражение культурных форм и традиций, которые заявляют о том, кто мы есть и к какой группе хотим относиться [Брендинг территорий… С. 87]. Не случайно одним из самых известных мировых событий 2015 г. стала международная выставка продуктов питания из 144 стран в Милане (Экспо-2015), которую посетило рекордное количество людей со всего мира – свыше 20 млн. Главным лозунгом выставки стал призыв: «Накормить планету. Энергия для жизни». Концепция российского павильона была построена вокруг продовольственной безопасности и независимости, экспозиция прошла под девизом: «Русское поле. Растим во благо мира. Возделываем во имя будущего» [Всемирная выставка «Экспо-2015»…]. К сожалению, на этой выставке были представлены продукты далеко не всех российских регионов.

Между тем многие российские города и регионы приобрели известность именно благодаря своим оригинальным продуктам питания. Алтайский мед, белёвская пастила, вологодское масло, вяземский пряник, городецкий пряник, краснодарский чай, муромский калач, пожарские котлеты, пошехонский сыр, тетёры, тульский пряник… Без преувеличения можно сказать, что в настоящее время эти товары являются наиболее известными региональными брендами. В Москве можно было бы организовать постоянно действующую выставку-продажу региональных продуктов питания на ВДНХ, под названием «Сделано в России: лучшие продукты российских регионов». Такая выставка могла бы стать настоящим генератором развития региональных брендов, привлекла бы к ним внимание не только россиян, но и туристов со всего мира, посещающих российскую столицу.

В 2015 г. в нашей стране была возрождена традиция отмечать государственным знаком качества лучшую отечественную продукцию [Российские товары впервые...]. Можно предложить присваивать региональный знак качества лучшим территориальным продуктам. Это стимулировало бы региональных производителей развивать местное производство, привлекло бы инвесторов, заинтересовало бизнесменов. Российские эксперты считают, что можно использовать простой индикатор маркетинговой активности в регионе [Тамберг В.]: качество местных марок водки, пива, шоколада, кондитерских изделий. Можно ли из города или региона увезти домой местный «сувенир» ‒ местный шоколад, пиво или водку, или там ничего подобного нет? К сожалению, пока немногие российские регионы могут похвастаться успехами в этой области. Здесь ‒ огромный потенциал для развития региональных брендов на основе культуры питания.

Еще одним важным направлением культурной политики является сохранение старых и открытие новых региональных музеев и картинных галерей. Весьма оригинальным и достаточно широко известным стал опыт города Мышкин Ярославской области, где базовой платформой территориального бренда было создание… Музея мыши. Основу музейной коллекции составили поделки местных умельцев специально для экспозиции. В дальнейшем, став популярной, коллекция музея начала пополняться не только за счет местных ресурсов: игрушечные мыши стали приезжать из самых разных уголков России и даже из-за границы. Музею подарили свои коллекции мышей Булат Окуджава и Дмитрий Лихачев. В городе начали проходить Мышиные фестивали, была придумана наука «мышелогия». Все это сделало Мышкин популярным туристическим центром [Чумиков А.Н., Бочаров М.П. С.202].

Другие города «Золотого кольца» также используют небольшие оригинальные музеи для формирования привлекательного бренда. Например, в Суздале на территории Спасо-Ефимьевского монастыря расположено 15 небольших музеев. В маленьком городке Плёс приобрели известность частные «Первобытный парк-музей», музей «Воинское шоу», Музей свадьбы. Эксперты отмечают, что их успех во многом связан с современными интерактивными формами приема туристов: здесь предоставляется возможность познакомиться с исторической эпохой и культурными традициями в игровой форме [Логунцова И.В.].

В последние годы многие региональные музеи, театры, дома культуры стали очагами активной культурной деятельности, притягивая к себе творческих людей, реализующих на этих площадках персональные и групповые проекты. Динамично развивается региональное частное книгоиздательство: среди лидеров издательского бизнеса ‒ Ростовская и Волгоградская области, Краснодарский край. Во многих региональных центрах (Волгограде, Краснодаре, Ставрополе) стала формироваться сеть частных художественных галерей, существенным образом потеснившая государственные организации в области презентации достижений регионального искусства. Среди амбициозных инфраструктурных проектов, реализуемых в настоящее время, ‒ создание в Анапе собственной киностудии [Сущий С.Я. С.110-111].

Стратегия оживления регионального бренда с помощью культурных ресурсов включает несколько основных направлений: «Организация символических событий», «Гений места», «Управление культурными ресурсами», «Мифология города», «Public Art», «Специфичная среда для мобилизации творческого класса», «Социокультурное проектирование», «Культ низовых инициатив», «Стимулирование местного патриотизма» [Визгалов Д.В. С.84].

Среди важнейших социокультурных функций современного бренда территории отметим: создание целостного впечатления о территории, формирование ее культурного образа; презентацию территории с целью создания благоприятного впечатления о ней; развитие социокультурных коммуникаций, акцентирующих связь с историей и культурой; облагораживание территории.

В 2015 г. Международный культурный форум в Ульяновске прошел под знаковым названием «Креативный регион – сильная страна». Региональные власти все глубже начинают осознавать ключевое значение самобытного культурного образа региона для его позиционирования в масштабах страны. Наиболее крупным мероприятием форума стала Всероссийская творческая лаборатория «Воспитание традицией», в рамках которой прошла презентация проекта «Лучшие практики российских регионов в сфере традиционной народной культуры» [Лучшие практики российских регионов…]. Здесь были представлены достижения Ульяновской, Пермской, Нижегородской, Костромской, Астраханской областей, а также Республики Марий Эл и Республики Коми. Этот проект показал, что в регионах России стали больше внимания уделять сохранению и развитию фольклорных традиций, повышению уровня профессионального мастерства творческих коллективов [4].

Важным фактором развития культурной жизни российских регионов становится и внедрение современных информационных технологий, формирование сетевых структур, соединяющих деятелей культуры в разных уголках России. Сегодня творческие деятели из российских провинций имеют возможность заочно участвовать в столичных культурных конкурсах. Активизация культурной жизни российских регионов через Интернет-пространство имеет большое будущее.

Случается, что в российской провинции культурные проекты поддерживает не только региональная администрация, но и местный бизнес. Пока такая практика является редкостью, а ведь в прошлом именно русские купцы и фабриканты создали крупнейшие отечественные музеи по всей России. Возрождение этой традиции является важной задачей для отечественной политической и экономической региональной элиты. Использование современных форм государственно-частного партнерства в процессе ребрендинга российских регионов способно не только привести к формированию конкурентоспособной региональной идентичности, но и создать условия для сохранения культурного наследия нашей страны.

Государственно-частное партнерство, по мнению отечественных экспертов, является эффективным механизмом привлечения инвестиций в сферу культуры и может охватывать следующие направления:

предоставление государственных и муниципальных активов на временной или постоянной основе во владение и пользование частного сектора;

объединение опыта и ресурсов сторон в рамках планирования, разработки, реализации и финансирования проектов;

использования частным сектором полученных активов для предоставления общественных услуг, получения соответствующих доходов и взятия на себя риска, связанного с данной деятельностью [Логунцова И.В.].

Управление культурными ресурсами ‒ ключевой фактор в региональной имиджевой политике. Российская культура во все времена жила и развивалась регионами; в ее основе лежит мозаичное своеобразие культур российских провинций.

Список литературы:

Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / Под ред. Кейта Динни. ‒ М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001.

Визгалов Д.В. Брендинг города. М., 2011.

Всемирная выставка «Экспо-2015» в Милане // Тонкости туризма. URL: tonkosti.ru/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%C2%AB%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE-2015%C2%BB_%D0%B2_%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5 (дата обращения: 04.03.2016)

Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности. 2015–2016. // Центр гуманитарных технологий Информационно-аналитический портал. 30.09.2015. URL: gtmarket.ru/news/2015/09/30/7246 (дата обращения: 04.03.2016)

Гарбер Н. Саймон Анхольт: Проблема России в том, что ее считают обузой // Сноб. 29.12.12. URL: snob.ru/selected/entry/56182 (дата обращения: 04.03.2016)

Гранина Н. Сказочная карта России // Объединенный портал Ассоциация землячеств. URL: countrumen.ru/index.php?pid=culture&article=454&p=1 (дата обращения: 04.03.2016)

Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемистическая система в Австралии. (Введение, Глава 1.) // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология.  М., 1998.

Кляйн, Н. No logo. Люди против брендов. М., 2005.

Лихачев Д.С. Об интеллигенции. СПб, 1997.

Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб., 1999.

Логунцова И.В. Территориальный брендинг и сфера культуры // Энциклопедия маркетинга. 21.02.2012. URL: marketing.spb.ru/lib-special/regions/brand&culture_ivanovo.htm (дата обращения: 04.03.2016)

Лучшие практики российских регионов в сфере традиционной народной культуры // Центр народной культуры Ульяновской области. 12.09.2015. URL:cultura-cnk.ru/novosti-pfo/luchshie-praktiki-rossiyskih-regionov-v-sfere-traditsionnoy-narodnoy-kulturi/ (дата обращения: 04.03.2016)

Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР // Центр гуманитарных технологий. Информационно-аналитический портал. URL: gtmarket.ru/ratings/research-and-development-expenditure/info (дата обращения: 04.03.2016)

Родькин П. Некачественный территориальный брендинг угрожает имиджу России. // PRDESIGN. 10.08.2008. URL: prdesign.ru/text/2008/regionalbrand.html (дата обращения: 04.03.2016)

Российские товары впервые получат государственный Знак качества // Роскачество. 07.12.2015. URL: rskrf.ru/press/release/rossiyskie-tovary-vpervye-poluchat-gosudarstvennyy-znak-kachestva-/ (дата обращения: 04.03.2016)

Сечина И. Празднование 400-летия Царственного Дома Романовых в Костроме // Рузский Курьер. URL: vestiruza.ru/article/349/prazdnovanie-400-letiya-carstvennogo-doma-romanovyh-v-kostrome/ (дата обращения: 04.03.2016)

Спирченко М.А. Образ, имидж и брэнд туристского города. // Спирченко М.А. Архитектон: известия вузов. №18 (Приложение). 2007. Материалы студенческой научной конференции «Актуальные проблемы архитектуры и дизайна-2007». URL: archvuz.ru/2007_22/5 (дата обращения: 04.03.2016)

Сущий С.Я. Культурная динамика российских регионов: современные тенденции // Вестник Южного научного центра РАН, Т. 5, № 3.

Тамберг В. Региональный бренд или бренд региона // Высокий брендинг. Тамберг & Бадьин. 05.09.2011. URL: newbranding.ru/articles/region-brand-product (дата обращения: 04.03.2016)

Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: лекции и интервью. Москва, апр. 1989 г. Москва: Наука, 1992. C. 23-41.

Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью Теория и практика. М.: Дело, 2006.




[1] Например, знак Татарстана отличает смысловая банальность и примитивное визуальное исполнение. Знак получился беспомощным с графической точки зрения и разваливается композиционно. См.: Родькин П. Неудача территориального брендинга Татарстана // PRDESIGN. 24.09.2007. URL: prdesign.ru/text/2007/tatarstan.html (дата обращения: 04.03.2016)

[2] Для членов племени было настоящим святотатством повредить тотем или нарушить запреты, касающиеся его: например, съесть тотемное животное или растение. Это вполне сопоставимо сегодня с попыткой порвать или сжечь знамя, что означает покушение на символы Республики. См.: Московичи С. Машина, творящая богов. М., 2007. С. 68‒69.

[3] См.: Это произошло! В Перми появилась огромная красная буква «П» // URA.ru. 16.08.2010. URL: ura.ru/news/1052118064 (дата обращения: 04.03.2016)

Символ Ярославля, созданный студией А. Лебедева, также спровоцировал скандал. Пользователи интернета обнаружили, что он практически полностью повторяет логотип американского бренда товаров для дома Up&Up. Не обошелся без скандала и логотип «Люблю бывать в Саратове» того же дизайнера ‒ жители Саратова инициировали в Сети сбор подписей против использования нового логотипа. Артемий Лебедев создал логотип Старой Руссы за 350 тыс. рублей // Известия. 17.02.2015. URL: izvestia.ru/news/583082#ixzz3wvkJFGVs (дата обращения: 04.03.2016)

[4] Культурный форум регионов России. URL:. xn--j1acdhkkfeg2f.xn--p1ai/index.php/8-novosti/74-kultura-rossijskaya-zhiva-regionami-poetomu-forum-chrezvychajno-vazhen



Опубликовано на сайте 04/03/2016