Специально для сайта "Перспективы"

Вячеслав Крутько

Технологии профилактики старения как реальное практическое средство радикального снижения смертности в России


Крутько Вячеслав Николаевич - доктор технических наук, заведующий лаборатории Медицинской информатики Института системного анализа РАН, генеральный директор Национального геронтологического центра.


Технологии профилактики старения как реальное практическое средство радикального снижения смертности в России

В настоящее время активно формируется новое направление фундаментальной и прикладной науки – «профилактика старения», - интенсивное развитие которого обещает существенно помочь в решении серьезнейших глобальных проблем современности. Среди этих проблем - преодоление демографического кризиса в России. В феврале 2006 г. данное направление было представлено на заседании Президиума Российской Академии Наук, где получило высокую оценку.


В настоящее время активно формируется новое направление фундаментальной и прикладной науки – «профилактика старения», - интенсивное развитие которого обещает существенно помочь в решении серьезнейших глобальных проблем современности.
 К таким проблемам относятся:
 – проблемы резкого постарения человеческой популяции, то есть увеличения доли лиц с существенно сниженными возможностями осуществления своих биологических и социальных функций и как результат – снижения "КПД социума";
- проблемы радикального увеличения продолжительности активной жизни человека;
- проблемы преодоления демографического кризиса в России и многих других.
В феврале 2006 г. данное направление было представлено на заседании Президиума Российской Академии Наук, где получило высокую оценку.
Смертность в российском обществе обусловливается двумя главными группами факторов: 1) факторами, специфическими для современной России; 2) факторами, общими для вида Homo Sapiens. Что касается сверхсмертности как элемента демографического кризиса в России, то, как показали наши исследования, она обусловлена резким ухудшением психического состояния населения, связанным с ломкой социально-экономического уклада, повлекшей за собой невостребованность значительной части населения, возникновение беспрецедентного социального неравенства и несправедливости. Очевидно, что коррекция данных факторов крайне важна и необходима, но столь же очевидно, что она не может быть реализована в рамках целевых медицинских программ. Для этого необходимо превратить Россию в экономически развитую современную страну с главенством закона и социальной справедливости. Это очень нелегкая задача, не подлежащая скорому решению.
Мы предлагаем альтернативный подход, реально позволяющий практически решить проблему сверхсмертности за гораздо меньшие сроки с гораздо меньшими затратами и с гораздо большим эффектом. Этот подход базируется на применении  принципиально нового класса медицинских технологий – технологий профилактики старения.
Значимость этих технологий, общих для вида Homo Sapiens, особенно велика и для высокоразвитых стран, уже использовавших и в значительной мере исчерпавших возможности увеличения продолжительности жизни за счет социально-экономических факторов.
В конце ХХ века теоретики здравоохранения заговорили о системном кризисе здравоохранения в развитых странах. Суть кризиса заключается в неуклонном снижении темпов роста продолжительности жизни человека, несмотря на возрастающие интеллектуальные и финансовые инвестиции в эту сферу (Рис. 1).



Проведенный нами анализ фундаментальных причин этого кризиса показывает, что к концу второго тысячелетия, благодаря социально-экономическому развитию в целом и прогрессу здравоохранения в частности, человек приблизился к своему биологическому пределу средней продолжительности жизни, равному 85 годам для женщин и 79 для мужчин. Вблизи этих величин традиционные технологии воздействия на патогенные факторы окружающей среды, а также средства профилактики и лечения конкретных видов болезней относительно мало влияют на увеличение продолжительности жизни.
Для преодоления данного предела необходимо использовать новый класс медицинских технологий - технологий профилактики естественного старения. При этом "естественное старение" необходимо рассматривать не как данную богом неизменную норму, а как сверхболезнь, как генеральный фактор риска основных хронических заболеваний и смерти человека.  Как показали наши исследования, фактор старения действительно намного превосходит действие всех других патогенных факторов. Рис.2 наглядно показывает, что с возрастом жизнеспособность человека снижается, а вероятность смерти растет, причем в возрастном диапазоне 15 – 95 лет эти показатели меняются катастрофическим образом – более чем в 500 раз.



Потенциально высокая эффективность применения технологий профилактики старения  недавно была наглядно продемонстрирована в докладе группы экспертов Президенту США. В докладе была представлена оценка сравнительной эффективности инвестирования в различные области медицины, а в качестве, на наш взгляд, абсолютно правильного критерия эффективности был выбран прирост ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) (Рис.3).



Как следует из Рис. 3, технологии профилактики старения имеют огромный и несравнимый с привычными медицинскими средствами потенциал снижения смертности и увеличения продолжительности жизни. Естественно возникает вопрос, насколько реально применение данных технологий на практике и сколько это стоит. Точнее, необходимо ответить на вопрос: "Сколько стоит один человеко-год жизни, полученный в результате применения той или иной технологии?". Четкий ответ на данный вопрос и в целом использование этого критерия выбора медицинских мер для увеличения ОПЖ является чрезвычайно важным, т.к. ставит заслон "спекуляциям на гуманности" и позволяет использовать имеющиеся всегда ограниченные финансовые ресурсы наиболее эффективно. Именно так и подходит, например, Всемирный банк, к решению аналогичных задач (Рис.4).



Рис. 4 наглядно показывает, что стоимость человеко-года жизни, добавляемого в популяцию медицинским вмешательством может варьировать от $10 до $10 000, т.е. эффективность этих вмешательств может различаться в 1000 раз и поэтому на первый план выходит задача обоснованного доказательного сравнения и выбора из многих альтернатив средств и мер воздействия на популяцию.
К числу наиболее эффективных средств относятся технологии профилактики старения. В России лидером в разработке и практическом внедрении этих технологий является Национальный геронтологический центр (НГЦ, www.ngc.org.ru), образованный в 1996 году по инициативе Министерства науки и технологий России для развития данного направления науки и практики. В его работе принимают участие специалисты ведущих организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Минзравсоцразвития РФ. Результаты исследований специалистов НГЦ в области профилактики старения отражены более чем в 17 монографиях и 400-х статьях в ведущих научных журналах и докладах на российских и международных конгрессах, в частности в таких книгах, как "Фундаментальные механизмы геропрофилактики", "Старение: механизмы и пути преодоления", "Математические основания геронтологии", "Информатика здоровья и долголетия" и др. Результатом данных исследований явилась «Системная теория старения», обобщающая достижения в данной области ученых с мировым именем в области геронтологии, валеологии и общей патологии: Д. Хармана (теория свободных радикалов); Л. Оргела (теория катастрофы ошибок); В. Фролькиса (генно-регуляторная теория старения, старение как стресс); В. Дильмана (элевационная теория старения); А. Сперанского, А. Адо и др. (общая теория патологии); В. Крутько (общая теория здоровья) и многих других. На основе этой теории разработана практическая «Системная технология профилактики старения».
На данной фундаментальной научной базе были систематизированы разработанные мировым сообществом ученых и самими авторами средства и методы сдерживания старения, проведена экспертная оценка их эффективности по критерию стоимости одного человеко-года жизни, создано семейство специальных компьютерных систем и математических моделей для обеспечения практической реализации технологий диагностики и профилактики старения. Оказалось, что палитра таких средств достаточно широка. Выявлена высокая перспективность применения в качестве средств сдерживания старения (геропротекторов) следующих классов средств:
           - ноотропных и нейрометаболических соединений;
           - антиоксидантов;
           - энтеросорбентов и средств эндоэкологии;
           - низкокалорийных полноценных диет;
           - специальных физических упражнений;
           - средств коррекции психического статуса;
           - гормонозаместительной терапии;
- тканевых и клеточных препаратов и ряда других средств.
Различные геропротекторы существенно разнятся по критерию затраты/эффект. Выявлены очень дешевые и эффективные геропротекторы, например витамин С (Рис.5).



Разброс стоимости одного дополнительного человеко-года, добавляемого в популяции при применении различных технологий геропротектирования колеблется от единиц до тысяч долларов. Отдавая себе ясный отчет в том, что от научного до практического результата, полученного на популяционном уровне, дистанция огромного размера, сотрудники НГЦ потратили серьезные усилия на разработку организационно-экономических механизмов и схем практической реализации программ геропрофилактики на разных уровнях: на уровне производственных коллективов; на ВИП-уровне – в рамках деятельности элитных оздоровительных центров; на популяционном уровне – программа "Здоровье-регион". В последнем случае имеется возможность, используя наиболее дешевые технологии, получить быстрый (за 2-3 года), прирост ОПЖ населения региона в целом на 3-5 лет при стоимости одного человеко-года жизни $15-50.  Разработана организационно-экономическая схема программы "Здоровье-регион", обеспечивающая высокую рентабельность привлекаемых инвестиций, что открывает возможность привлечения представителей крупного бизнеса для реализации данной программы.  
Эффекты данной программы далеко не ограничиваются простым приростом продолжительности жизни, хотя и это до сих пор не достигнуто ни одной из государственных программ. Имеются и другие очень важные нижеупомянутые эффекты.
Первый эффект - это биоактивация, при котором человек имеет более высокий функциональный статус, более трудоспособен, живет более активной интересной жизнью, как бы получает в единицу времени больший объем жизни.
Второй эффект - сдерживание глубинных процессов старения или собственно геропротектирование. Такой эффект дает резкое увеличение трудового потенциала России и существенное снижение коэффициента демографической нагрузки на общество, который по имеющимся демографическим прогнозам в России возрастет к середине столетия до величины 0.9, т.е. на одного работающего будет приходится один иждивенец, что перегрузит и без того кризисную экономику и расценивается как демографическая катастрофа.
Третий серьезный личностный эффект - увеличение объема жизни как такового и, если так можно сказать, увеличение "коэффициента полезного действия жизни", т.е. существенный рост отношения того периода, когда человек живет полноценно, к периодам неполноценности. Собственно говоря, в увеличении этих показателей и должна состоять основная цель деятельности государства.
Четвертый интересный эффект - это "гармонизация старения", обеспечивающая более достойную комфортную старость. Этот эффект достигается заблаговременным определением темпов старения различных органов и систем организма и поддержкой слабых звеньев.
Пятый эффект заключается в существенно более высокой социально-экономической эффективности геропротекторных технологий по сравнению с традиционными подходами, где эффективность определяется отношением количества прибавленных лет здоровой полноценной жизни на единицу финансовых затрат. Так, например, прибавка в 10-15 лет средней продолжительности жизни в России традиционными способами возможна лишь при превращении ее в развитое капиталистическое государство, уровня, скажем, Швеции по всем основным социально-экономическим показателям. Понятно,  каких усилий и средств это стоит, и как нескоро это возможно. Осуществление и широкое массовое внедрение результатов программы "Здоровье-регион" может дать такой же эффект, но стоит не более, чем другие российские федеральные программы.
И наконец шестой важный эффект заключается в том, что опережающее создание геропротекторных технологий в России позволит ей занять достойное место на мировом рынке индустрии здоровья, который по своему масштабу превосходит рынок вооружений. Это будет торговля высокими технологиями, а не природными ресурсами.

Опубликовано на сайте 14/01/2007