Специально для сайта «Перспективы»

Борис Долгов

Реакция стран Ближнего и Среднего Востока на кавказский кризис


Долгов Борис Васильевич – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН.


Реакция стран Ближнего и Среднего Востока на кавказский кризис

Август 2008 года внес кардинальные изменения в расстановку сил в мире. Похоже, начинает складываться новая конфигурация международных отношений, связанная с восстановлением самостоятельной роли России. Какие страны могли бы стать естественными союзниками Москвы в выстраивании многополярного мирового порядка? Сотрудник Института востоковедения РАН Борис Долгов предлагает рассматривать в качестве таковых многие государства Ближнего и Среднего Востока. Неслучайно восприятие кавказского кризиса в этом регионе отличалось от реакции на Западе.


Отражение Россией грузинской агрессии 8–12 августа 2008 г. и последующее признание руководством РФ Южной Осетии и Абхазии в качестве независимых государств кардинальным образом изменили ситуацию в мире, том числе существенно повлияли на политические процессы в странах Ближнего и Среднего Востока. Пока рано подводить окончательные итоги, поскольку кризис продолжается. Но самые очевидные результаты можно определить уже сейчас.
Россия, безусловно, одержала в этом конфликте политическую и военную победу. Этому способствовала твердость российского руководства, прежде всего президента Д. Медведева, заявившего, что «Россия исторически была и останется гарантом безопасности народов Кавказа». Действия российской армии спасли население Южной Осетии от физического уничтожения и фактического геноцида со стороны режима Саакашвили, вооружавшегося и финансировавшегося американской администрацией. РФ продемонстрировала, что она вновь участвует в мировой политике в качестве великой державы. «Возвращение» России, знаменующее конец однополярного мира, с удовлетворением было воспринято значительной частью правящей элиты, политического истеблишмента и обычными гражданами на Ближнем и Среднем Востоке.
 В то же время официальную позицию большинства арабских государств можно оценить как сдержанно-нейтральную. Они не присоединились к антироссийской пропагандистской кампании, развернутой на Западе, но и не оказали России открытой поддержки.
Такая реакция была вполне предсказуемой, если учесть, что большая часть арабских стран экономически и политически зависит от Запада, прежде всего США. Например, экономика Египта во многом ориентируется на американскую помощь, которая достигает $ 2 млрд в год (значительная доля этой суммы идет на содержание и оснащение египетской армии). К тому же Египет после саммита стран средиземноморского бассейна, состоявшегося в Париже в июле 2008 г., становится главным партнером Франции по созданию Средиземноморского союза, который усиленно строит президент Н. Саркози. Саудовская Аравия имеет давние экономические связи с США и является одним из главных поставщиков нефти на американский рынок. Правящая династия королевства нуждается в американской военной и политической поддержке, чтобы противостоять усилившейся в последнее время исламистской радикальной оппозиции. Иордания, в свою очередь, традиционно ориентируется на политический курс США, в том числе в борьбе с международным терроризмом: в посольстве США в иорданской столице Аммане расположена одна из крупнейших штаб-квартир американских спецслужб. Тунис и Марокко с давних пор проводят политику, ориентированную на Запад.
Что касается Алжира, между ним и Россией в 2001 г. подписан договор о стратегическом партнерстве, в рамках которого осуществляется экономическое и политическое сотрудничество. Одновременно работает совместная алжирско-российская группа по сотрудничеству в области борьбы с терроризмом и по вопросам безопасности.  Но при этом руководство Алжира с конца 1990-х годов стремится к укреплению отношений с США, которые создают в этой стране штаб-квартиру своих спецслужб, координирующих деятельность с алжирскими спецслужбами.
5–8 сентября 2008 г. государственный секретарь США К. Райс совершила официальный визит в страны Магриба (Ливия, Тунис, Алжир, Марокко). Переговоры с алжирским руководством, в частности, касались выработки соглашения между США и Алжиром о стратегическом сотрудничестве, одним из главных пунктов которого должна стать борьба с международным терроризмом. Прежде всего речь идет о борьбе с действующей в Алжире террористической исламистской группировкой «Аль-Каида исламского государства в Магрибе» (КИГМ). Такое сотрудничество с США, учитывая усилившуюся в 2006–2008 гг. террористическую активность КИГМ, для Алжира достаточно важно, поэтому визит К. Райс несколько отодвинул в алжирской прессе тему событий на Кавказе.
Тем не менее по поводу действий России в Южной Осетии руководящие деятели и СМИ Алжира, так же как и других стран Магриба, заняли достаточно взвешенную позицию, призывая решать возникшие проблемы путем переговоров. Иногда, впрочем, в их высказываниях повторялись западные суждения  о «задержке Россией выполнения взятых на себя обязательств», а Южная Осетия и Абхазия назывались «грузинскими провинциями». В то же время при анализе внеочередного заседания совета ЕС, проходившего 1 сентября 2008 г. в Брюсселе и посвященного выработке позиции ЕС в отношении РФ, влиятельная алжирская газета «Ля либерте» достаточно метко охарактеризовала подлинные цели руководства ЕС: «Н. Саркози в Брюсселе хочет заставить Россию склониться перед Западом».
Стоит добавить, что в разгар антироссийской пропагандистской кампании на Западе 21–24 августа 2008 г. Москву посетил с рабочим визитом король Иордании Абдалла II, который косвенным образом поддержал позицию РФ, заявив, что «в политической, экономической и военной сферах сотрудничество между нашими странами развивается успешно, как никогда».
Если в целом проанализировать высказывания государственных и политических деятелей, а также СМИ стран Арабского Востока в отношении действий России в связи с грузинской агрессией, то их можно определить как нейтрально-выжидательные с некоторой оглядкой на позицию США и ЕС. Наибольшее внимание к конфликту на Кавказе арабская пресса проявляла в самом его начале и в пик обострения отношений РФ с США. Это касается практически всех наиболее крупных и влиятельных информационных агентств – MENA (Египет), MENA-REUTER (Египет), SPA (Саудовская Аравия), APS (Алжир), а также наиболее известных в арабском мире изданий, таких как «Аль-Ахрам» (Египет) и «Аль-Муджахид» (Алжир). При внешней нейтральности, характеризовавшейся цитированием в равной степени заявлений Д. Медведева, М. Саакашвили, руководителей США и стран ЕС, в описаниях событий нередко можно было заметить симпатию к действиям РФ. Так, египетская «Аль-Ахрам» писала со ссылкой на интервью российского адмирала в отставке Балтина, что «российский Черноморский флот может за 20 минут уничтожить корабли НАТО, прибывшие к берегам Грузии». В этой же газете отмечалось, что «в своих заявлениях М. Саакашвили переходит границы и заходит слишком далеко в обвинениях против России». В алжирской прессе цитировалось заявление Д. Медведева о том, что «признание РФ независимости Абхазии и Южной Осетии было единственным способом спасти существование этих народов». Таким образом, можно отметить достаточно взвешенную и объективную позицию Арабского Востока по сравнению с позицией Запада, хотя сходство с последней безусловно ощущалось в повторении принципа «соблюдать территориальную целостность Грузии» и сетовании на «нежелание России выводить свои войска с грузинской территории».
Особо следует выделить интервью министра иностранных дел РФ С. Лаврова, опубликованное 25 августа 2008 г. в общеарабской газете «Аль-Хаят», издающейся на арабском языке в Лондоне. В нем была изложена российская позиция по всем проблемным вопросам, затрагивающим Ближний и Средний Восток: иранской ядерной программе, арабо-израильскому конфликту, сирийско-израильским мирным переговорам с посредничеством Франции, Турции, а также России. Особый интерес «Аль-Хаят» проявила к возможности проведения в Москве конференции по Ближнему Востоку. Тема событий в Южной Осетии прямо не затрагивалась. Тем не менее публикация влиятельной общеарабской газетой интервью с министром иностранных дел РФ после военно-политической победы России на Кавказе подтверждает возросший авторитет нашей страны в арабском мире и желание многих здесь видеть ее «возвращение» в регион.
Прямую поддержку действиям России в Южной Осетии выразила из всех арабских стран только Сирия. Об этом высказался во время рабочего визита в РФ и переговоров с президентом Д. Медведевым 21 августа 2008 г. президент Сирии Башар Асад, заявив: «Мы принимаем суть российской позиции и с пониманием подходим к военной реакции на происшедшие события, считая это реакцией на провокацию со стороны Грузии». При этом сирийский президент упомянул о готовности Сирии к размещению на ее территории новейших российских ракетных комплексов «Искандер» в ответ на соглашение между США и Польшей о размещении на польской территории систем американской ПРО.
Эти заявления сирийского руководителя не остались незамеченными на Западе. 3 – 4 сентября 2008 г. Сирию с официальным визитом посетил президент Франции Н. Саркози, который является участником четырехсторонних переговоров (Сирия – Катар – Турция - Франция), ведущихся с целью заключения мира между Сирией и Израилем. Франция выступает здесь в качестве главного посредника. Это был первый визит в Сирию руководителя страны – члена Евросоюза (который к тому же является в настоящее время председателем ЕС) после кризиса, возникшего в отношениях между Сирией и Западом, обвинявшим сирийские спецслужбы в причастности к гибели премьер-министра Ливана Рафика Харири в 2005 г. Наряду с попыткой прекратить сирийско-израильское противостояние в планы президента Саркози, как сообщает египетская пресса, входило оторвать Сирию от союза с Ираном, а также от более тесного сближения с Россией. Взамен предлагалась нормализация отношений Сирии с Францией и впоследствии с Западом в целом.
Поддержку действиям России выразили палестинское движение ХАМАС и президент Ирана Ахмадинежад – в своем выступлении на саммите ШОС, где он присутствовал в качестве наблюдателя. При этом он обрушился с критикой на действия сил НАТО в Афганистане, в результате которых гибнут мирные афганские жители (как известно, американская авиация только в августе и сентябре 2008 г. «по ошибке» дважды нанесла удары по афганским населенным пунктам, в результате чего погибли более 120 мирных жителей, в основном дети).
Из стран-членов НАТО действия России поддержала только Турция. Президент Турции Абдуллах Гюль в своем заявлении 13 августа 2008 г. высоко оценил решения президента РФ Д. Медведева по урегулированию в Южной Осетии, в том числе принятые совместно с ЕС. В тот же день премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил на встрече в Москве с президентом Д. Медведевым, что он «приехал продемонстрировать солидарность Турции с Россией в связи с ситуацией в Южной Осетии». Он выразил надежду, что «эта солидарность в будущем будет еще больше укрепляться», и назвал Россию «дружественной страной, отношения с которой, особенно в последние годы, развиваются очень тесно во всех сферах – политической, торговой, военной». В то же время премьер-министр Турции выступил с инициативой создания «Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе», которую позитивно оценил российский министр иностранных дел С. Лавров, отметив, что РФ поддерживает содержащееся в турецкой инициативе «стремление выработать механизм ограничения конфликтного потенциала региона для повышения уровня стабильности». Поддержка Турции как страны – члена НАТО, а также как государства, политическая роль которого в решении региональных и крупных международных конфликтов (арабо-израильского и иракского) возрастает, для России безусловно важна.
Израиль, как и следовало ожидать, поддержал американскую позицию. Наряду с США, некоторыми странами ЕС и Украиной он являлся одним из основных поставщиков оружия режиму Саакашвили. В частности, беспилотники и самые современные средства связи, включая системы передачи информации, находившиеся на вооружении грузинской армии, - израильского производства. Небезынтересно, что министр обороны Грузии, согласно арабским источникам, является также гражданином Израиля, а одним из военных советников режима Саакашвили был израильский генерал Адам, участник вторжения в Ливан летом 2006 г. Израильские СМИ и еврейская пресса, издающаяся за пределами Израиля, повторяли в основном американские клише, называя действия России в Южной Осетии «агрессией», а российских военных – «оккупантами». Однако после успешных действий российской армии Израиль прекратил поставки оружия режиму Саакашвили, стремясь не осложнять отношения с РФ.
Складывающаяся новая система международных отношений, связанная с завершением периода однополярного мира и восстановлением роли России как великой державы, требует от нас пересмотра внешнеполитического курса, который до последнего времени определялся «прагматизмом». Такой курс, направленный на сиюминутную экономическую выгоду, абсолютно бесперспективен и обрекает страну на роль аутсайдера в международной политике. В этой связи чрезвычайно важно находить и привлекать союзников в мире, в качестве которых, как показали события на Кавказе, могут рассматриваться и многие страны Ближнего и Среднего Востока. Они же потенциально являются естественными союзниками России в деле выстраивания более предсказуемого и стабильного мирового порядка, при котором существовало бы равновесие центров сил и не было доминирования одной сверхдержавы. Такой баланс сил, при условии решения конфликтов посредством международных институтов, прежде всего ООН, способен стать лучшим гарантом стабильности в мире.


Читайте также на нашем сайте: 
 
«Мир в поисках нового равновесия» Сергей Лавров.
 
«Принуждение к миру состоялось. Что дальше? Российско-грузинские отношения после кризиса в Южной Осетии» Филипп Казин.
  
«Отклики европейских политиков и экспертов о ситуации в Южной Осетии»
 
«Южная Осетия: война моей мечты (взгляд американского маньяка-милитариста)» Гэри Бричер.
 
«Запад резко ужесточает позицию по отношению к России» Александр Рар.
 

Опубликовано на сайте 18/09/2008