Главная Карта портала Поиск Наши авторы Новости Центра Журнал

Российское общество: мировоззрение, социальные установки, духовные предпочтения (Из аналитического доклада Института социологии РАН)

Версия для печати

Избранное в Рунете

Институт социологии РАН

Российское общество: мировоззрение, социальные установки, духовные предпочтения (Из аналитического доклада Института социологии РАН)


Российское общество: мировоззрение, социальные установки, духовные предпочтения (Из аналитического доклада Института социологии РАН)

Несмотря на расслоение и материальные контрасты в нашем обществе, в жизненных ориентациях всех социальных слоев оказывается больше сходства, чем различий. Данные социологических опросов обнаруживают немалую степень мировоззренческого единства большинства россиян и устойчивость их ценностного мира. При этом ни о каких ценностях постмодерна применительно к России говорить не приходится – по крайней мере пока…

Особенности мировоззрения и жизненных установок …
Каковы же особенности взглядов представителей разных слоев населения на «хорошую» жизнь? Что сегодня является самым ярким критерием в глазах россиян? <…>
Итак, если рассмотреть, как соотносятся доли сторонников различных базовых ориентаций – на семью (включая ориентацию на хорошие отношения с супругами и наличие детей),  работу (включая как хорошую работу, так и образование), общественное признание (включая роль уважения со стороны общества и возможность быть полезным другим) и досуг (включая наличие свободного времени, возможность им наслаждаться, возможности отдыха с семьей или друзьями и возможность взять отпуск хотя бы раз в год) – в разных слоях населения, то увидим, что эти доли в каждом из социальных слоев оказываются очень близки.
 
Рис. 61. Доли сторонников разных моделей жизненных ориентаций среди представителей различных социальных слоев, в % от работающих
 
 
Как видно на рисунке 61, <…> половина всех работающих россиян во всех слоях населения главным признаком хорошей жизни считает хорошую работу, и в этом плане результаты настоящего исследования лишь подтверждают особую роль работы в жизни россиян, установленную ранее в наших исследованиях. Это еще одно свидетельство того, что ни о каких ценностях постмодерна применительно к россиянам говорить не приходится – это типичные для индустриальных обществ с их ориентацией на работу, а не на свободное время, системы представлений. <…>
 
Рис. 63. Отсутствие достижительных жизненных установок у представителей различных социальных слоев, в % от работающих
 
 
Как видно на рисунке 63, достижительные установки в разной степени характерны для разных слоев населения. При этом есть две установки, вообще не характерные для россиян, к какому бы социальному слою они ни принадлежали – это стремление к власти и стремление к славе. Для большинства россиян во всех социальных слоях не характерно также стремление попасть в определенный круг людей. <…>
С идеальной моделью жизни перекликаются и взгляды представителей разных слоев на наиболее ценные человеческие качества (см. рис. 65). Фактически, когда представители разных слоев говорят о тех качествах, которые они больше всего ценят в людях, то речь идет о качествах, позволяющих реализовать на практике их представления об идеальной жизни. <…>
 
Рис. 65. Какие человеческие качества различные слои населения больше всего ценят в людях, в % от работающих (допускалось до 5 ответов) *
 
 
* На рисунке не представлено отношение к таким качествам как ответственность за происходящее в стране; рациональность и прагматизм; послушание, смирение; готовность к участию в решении общих дел, во всех слоях набравшие не более 10% ответов каждое.
 
<…> У всех социальных слоев в вопросе о главных ценимых качествах больше общего, чем различий, и это, как и в случае с представлениями об идеальной жизни, также говорит скорее о внутреннем единстве взглядов россиян из разных социальных слоев, чем о каком-то расколе между ними. Различия же связаны, в основном, с особенностями их производственной деятельности. <…>
Что касается динамики тех или иных ценностей среди россиян, то, прежде всего, надо отметить, что ценностный мир наших сограждан очень устойчив, и был лишь один период (1996-1997 гг.), когда его состояние было нарушено, но затем все вернулось к исходным позициям (см. рис. 66).
Однако нельзя обойти вниманием тот факт, что смысл работы в ценностном мире россиян при сохранении ее значимости постепенно сменился в последние годы на прямо противоположный, и работа из смысложизненной ценности превратилась в инструментальную. Данная тенденция была бы выражена еще ярче, если бы мы использовали показатели только по работающим – в этом случае доля тех, кто считает главным в работе заработок, возрастает на период весны 2008 г. до 55%, в то время как в начале 1990-х взгляды населения на этот счет были достаточно единодушны. <…>
 
Рис.66. Динамика отношения россиян к некоторым ценностям, в %
 
Свободное время и духовные предпочтения россиян
Как известно, досуг является одной из важнейших сторон жизни человека. Это не просто свободное время, остающееся после работы, это, фактически, время воспроизводства самого человека – его физического воспроизводства и отдыха, наращивания им своего человеческого капитала, наконец, это просто возможность сделать жизнь ярче и насыщеннее, что непосредственно связано с качеством жизни. Вот почему характер досуга является важнейшим индикатором положения и социального самочувствия различных социальных групп.
<…>Разница в образцах избираемого досуга связана не только с возрастом и семейной ситуацией, но и с классовой и профессиональной принадлежностью индивида. Специфика реальных моделей досуговой активности во многом характеризует избираемый образ жизни, который, в свою очередь, наряду с уровнем образования и материальной обеспеченности, оказывается одним из главных ресурсов изменения положения тех или иных социальных слоев населения. <…>
Наличие свободного времени важно для большинства (72%) наших сограждан. <…> Однако высокая актуальность наличия свободного времени далеко не всегда совпадает с реальными возможностями людей – лишь 19% респондентов смогли констатировать, что в графике их жизни строка «свободное время» уже сегодня занимает достойное место. Еще столько же (18%) опрошенных наличием достаточного количества свободного времени похвастать пока не могут, но считают, что смогут обеспечить его себе в будущем. На другой чаше весов – более трети россиян, для которых наличие свободного времени является важной, но практически не достижимой жизненной целью (см. рис. 36).
 
Рис. 36. Отношение к свободному времени как жизненной установке, в %
 
Что же касается основных моделей использования свободного времени, то в настоящее время можно выделить по меньшей мере две диаметрально противоположные модели духовных предпочтений, которые влияют на избираемый людьми тип досуговой активности. Первая модель так называемых обыденных духовных интересов содержит предпочтения, напрямую связанные с привычной формой заполнения свободного времени преимущественно за счет телевидения. Люди с подобными интересами не слишком оригинальны, не особо притязательны и привержены традиционным - добавим, самым распространенным – зрительским симпатиям: любят смотреть фильмы, телесериалы, развлекательные телепередачи, ностальгируют по советской эстраде и старому советскому кино. Молодежь, тяготеющая к обыденным духовным интересам, неравнодушна также к современной музыке и чтению беллетристики – детективов, боевиков, фантастики. Этим духовные запросы людей с обыденными интересами зачастую и ограничиваются.
Вторая модель духовных предпочтений представляет скорее интеллектуальные, чем обыденные интересы. Приверженцы интеллектуальной модели досуга могут так же, как и предыдущая группа, разделять традиционные вкусы (или не разделять их). Однако при этом их духовные притязания простираются гораздо шире. Обязательным компонентом их духовной жизни является тяга к серьезной литературе (русская и зарубежная классика, философия, научно-популярный жанр, мемуары), ориентация на культурное участие (посещение театров, музеев, художественных выставок и т.д.), а также стремление к самообразованию, повышению своего интеллектуального потенциала. Молодежь из этой группы проявляет заметный интерес и к современным продвинутым компонентам духовной жизни – ИНТЕРНЕТУ, моде, дизайну, новинкам российской и западной литературы.
Если с этой точки зрения рассмотреть структуру досуговых предпочтений наших сограждан, то очевидна склонность большинства их к обыденным духовным интересам. Кино и эстрада занимают первые строки в рейтинге их предпочтений, причем налицо ностальгия по советским образцам массовой телекультуры – старое советское кино и советская эстрада нравятся 82% и 65% опрошенным соответственно. Из современных культурных достижений респондентов привлекают, прежде всего, российские фильмы (64%), в том числе телесериалы (46%). Также в «обойму» наиболее актуальных досуговых предпочтений россиян попали музыка (46%), детективы и фантастика, проблемные телепередачи, развлекательные и игровые телепередачи (по 45%).
Что касается интеллектуальных духовных предпочтений, то интерес к ним в целом заметно ниже. Наиболее актуальны в этой группе предпочтений русская классическая литература (49%), театр и изобразительное искусство (43%). Порядка 39%-40% опрошенных выразили интерес к самообразованию, научно-популярной и исторической литературе, зарубежным фильмам, классической музыке (39%-40%). Несколько уже круг интересующихся модой и дизайном (33%), современной иностранной и русской литературой, Интернетом  (по 26%-28%). <…>
Учитывая выделение в сфере духовных предпочтений двух их типов – обыденного и интеллектуального, посмотрим, как эти типы представлены в различных слоях населения.
Как свидетельствуют полученные данные, по большинству позиций, связанных, в первую очередь, с более выраженным интеллектуальным запросом, лидером, безусловно, являются благополучные слои российского населения. <…> Наиболее заметен разрыв в стремлении к самообразованию (55% среди благополучных, 33%-37% у собственно малообеспеченных и нуждающихся и 17% у бедных). Явно выше в составе благополучных слоев приверженность более современным типам духовных запросов – Интернету, видео, моде, дизайну, современной музыке. Да и интерес к театру, искусству, иностранной, научно-популярной и исторической литературе, а также детективам и фантастике у состоявшихся в материальном и социальном плане граждан превышает соответствующие показатели менее благополучных слоев.
Группы собственно малообеспеченных и нуждающихся проявляют к этим видам культурного досуга несколько меньший интерес, занимая срединное положение, а среди бедных доля респондентов, ими интересующихся, минимальна. <…>В то же время здесь можно отметить любопытный нюанс. Есть некоторые позиции, к которым интерес в обеих подгруппах малообеспеченных слоев достаточно высок. Это русская классическая и современная литература, классическая музыка. Жанровый выбор позволяет предположить, что здесь на общей картине сказывается влияние интересов части выходцев из советской интеллигенции, ныне балансирующих на грани бедности.
По ряду параметров интересы всех социальных слоев практически идентичны. Традиционные пристрастия к формам заполнения свободного времени, связанные с телевидением, чтением, музыкой, оказываются в той или иной мере близки всем. Именно здесь – в отношении людей к старому советскому кино и советской эстраде, современным российским фильмам и проблемным телепередачам, зарубежным телесериалам – можно говорить об общности духовных интересов собственно малообеспеченных и нуждающихся, благополучных и бедных слоев населения (см. рис. 38). <…>
 
Рис. 38. Дифференциация предпочтений различных социальных слоев в духовной сфере (позиция «нравится»), в %
 
Интерес падает по мере роста благосостояния
 
 
Интерес нарастает по мере роста благосостояния
 
Интерес не связан с благосостоянием
 
Если говорить о динамике показателей в данной области в последние годы, то она противоречива. С одной стороны, отмечается заметный рост интереса к традиционным «зрительным» жанрам досуга и Интернету. Обратим внимание, что за исключением Интернета, эти позиции характеризуют обыденный тип духовных предпочтений.
С другой стороны, в отношении значительного числа видов досуговых предпочтений наблюдается снижение их актуальности. В наибольшей степени это касается самообразования (снижение с 50% до 40%), что еще раз подтверждает упоминавшийся в предыдущих разделах спад интереса к инвестициям в свой человеческий капитал, а также  иностранной литературы и зарубежной классики (с 34% до 26%). Снизился, хотя и не так заметно (на  3%-6%), интерес к театру и изобразительному искусству, литературе (русской классической, научно-популярной, религиозной, детективам и фантастике), проблемным телепередачам, классической музыке, моде и дизайну и даже фавориту досуговых предпочтений – старому советскому кино. Подчеркнем, что фиксируемое здесь сужение круга предпочтений касается, прежде всего, их интеллектуальной части.
Таким образом, в качестве общей тенденции последних лет намечается смещение духовных предпочтений россиян от интеллектуальных к обыденным (за исключением роста интереса к Интернету) (см. рис. 39). <…>
Динамика духовных предпочтений, рассмотренная в разрезе отдельных слоев населения, позволяет зафиксировать несколько важных моментов.
Во-первых, снижение интереса к тем или иным видам духовной жизни связано, прежде всего, с беднейшими слоями населения. Это касается как обыденных, так и интеллектуальных предпочтений. <…>Во-вторых, повышение интереса к обыденным формам досуга свойственно, прежде всего, представителям благополучных слоев общества, однако ряд точек максимального роста интереса к этой модели досуга демонстрируют и малообеспеченные и балансирующие на грани бедности респонденты. <…>В-третьих, малообеспеченные россияне отличаются очень высокими показателями падения ряда интеллектуальных предпочтений. Так, с 2003 по 2008 гг. интерес к русской классической литературе, театру и изобразительному искусству упал здесь на 10%. Максимальное же значение снижения интереса отмечено в этой группе в отношении самообразования (на 20%). <…>
Если от специфики предпочтений в сфере досуговой деятельности перейти к особенностям реальных досуговых практик, <…> самым распространенным видом досуга для россиян является просмотр телепередач и слушание радио – обычно свое свободное время посвящают этому 76% опрошенных. Вторая распространенная досуговая альтернатива – занятия домашним хозяйством, детьми, дачей (62%).
Россия по-прежнему «читающая страна», правда, заметен явный «перекос» в пользу периодической печати – почти половина наших сограждан (48%) в свободное время читают газеты и журналы. Читают книги не более 38% опрошенных. Распространенными видами проведения досуга являются также встречи с друзьями и походы в гости (47%), «просто отдых» (37%), прогулки на природе (29%). Заметное место в структуре досуга россиян занимают также посещения театров, концертов и кино (17%), Интернет (14%), хобби (12%). Доля тех, кто регулярно хочет и может себе позволить ходить в кафе, бары и рестораны, посещать спортивные клубы и секции, а также получать дополнительное образование и повышать квалификацию, составляет сегодня всего 8%-9% россиян. Примерно столько же (7%) посещают музеи, выставки, вернисажи. Что касается видов досуга активной общественной направленности, то они привлекают минимальное число наших сограждан. Лишь 1%-2% опрошенных заявили, что они в свободное время участвуют в работе общественных организаций, посещают политические организации, собрания и митинги. Единственные общественные объединения, представляющие интерес для заметной части (7%) россиян – религиозные собрания. <…>
Итак, <…> за последние годы наблюдается заметная динамика в сторону сужения возможностей для полноценного отдыха и рекреации. Наиболее выражено снижение досуговой активности в отношении чтения газет и журналов (12%), встреч с друзьями (14%), и таких «домашних» видов досуга, как чтение книг и просмотр видео (17%). <…>
 
Политическая активность и моральные нормы
По сравнению с серединой и концом 90-х годов, сегодняшняя Россия – во многом другая страна, сталкивающаяся с совершенно иными проблемами и вызовами, чем ранее. Большинство страхов, которые довлели над страной 10-15 лет назад – распад страны, гражданская война, экономический коллапс и т.д., – остались в прошлом.
Одновременно с этим появляются новые проблемы и вызовы, связанные, прежде всего, с тем, что социальная и политическая стабильность, выход страны из экономического кризиса без конвертации в улучшении качества жизни, если не всех, то большинства граждан, уже не воспринимается россиянами как безусловная ценность. Тем более, что жизнь многих людей сегодня по-прежнему далека от процветания. Это обстоятельство обусловливает то, что в последние три года явно букс<овали> оценки, характеризующие общую ситуацию в стране. Начиная с 1999 г. по 2006 г., число россиян, оценивающих ситуацию в стране как нормальную, благополучную, увеличилось чуть ли не в 10 раз (с 5% до 45%). С 2006 г. по 2008 г. эти оценки практически не менялись. Также стабилизировалась доля тех, кто оценивает ситуацию в стране как проблемную, кризисную (см. рис. 68).
 
Рис. 68. Как Вы в целом оцениваете ситуацию в стране в настоящее время?, в % (Закрытый вопрос, допускался один вариант ответа)
 
 
Тем не менее, как видно из нижеприведенных данных, россияне в целом оценивают общий социальный фонд в стране скорее со знаком плюс. Однако от этой благополучной картины не остается и следа, когда ее начинают оценивать разные группы и слои общества. Если среди благополучных россиян доля тех, кто позитивно оценивает ситуацию в стране, составляет 55%, то среди бедных в два раза меньше – 26%. Характерно также, что собственно малообеспеченные несколько более критичны, чем респонденты, попавшие в группу «нуждающихся». Это связано, по всей видимости, с тем, что в этой группе стратегия выживания уже не актуальна и эти группы и слои не хотят мириться  с тем, что еще 5-7 лет воспринимали, как само собой разумеющееся. Из этого, безусловно, не следует делать далеко идущие выводы, что группы и слои, «стучащиеся» в средний класс, обладают  повышенной энергетикой и способностью активно бороться за свои права и интересы. Предыдущие и настоящее исследования показывают, что социальная и политическая активность практически всех групп и слоев общества находится на низком уровне. <…>
Общество остается по сути аморфным, неструктурированным, политическое сознание россиян лишь в слабой степени привязывается к интересам и социальному положению своей группы, а также возможностям защиты этих интересов. Так, на вопрос, имеет ли гражданин право на забастовку и проведение демонстраций, если с этим сопряжена угроза общественному порядку, 72% опрошенных ответили, что он не должен иметь такого права. Для значительной части россиян забастовки и демонстрации так и не стали неотъемлемой частью их политической культуры, и поэтому воспринимаются как действия, носящие антисоциальный характер, способные подорвать общественный порядок. Что же касается самого понятия «порядок», то, согласно опросам ИС РАН, он остается для россиян некоей «сверхценностью», занимающей, наряду со справедливостью и свободой, место в числе трех важнейших ценностных компонент.
Особо следует остановиться на отношении различных слоев российского общества к политической оппозиции. Для современной стадии политического процесса в России характерно в целом противоречивое отношение общества к политической оппозиции. С одной стороны, она стала своего рода «парадной ценностью», без которой невозможна настоящая демократия. С другой стороны, реально существующая оппозиция не пользуется доверием и поддержкой общества даже в тех группах, с которыми идеологически солидарна. Это означает, что оппозиция укоренилась как ценность, но не укоренилась как политический институт, и, в результате, обладает на сегодняшний момент весьма низкой эффективностью в качестве института реализации прав и интересов групп граждан. В то же время, 46% опрошенных уверенно отвечают «да» на вопрос, согласны ли они с тем, что настоящая демократия невозможна без политической оппозиции, и еще 46% отвечают на этот же вопрос также положительно, но в менее категорической форме. И лишь 7% отказывают оппозиции в праве на существование даже в виде парадной политической ценности.
Исследование не выявило существенных ценностных различий в отношении к политической оппозиции между группами общества с различным уровнем жизни. Среди самых бедных ценность оппозиции отрицают 8% опрошенных, среди нуждающихся – 10%, среди остальных малообеспеченных – 5% и среди благополучных – 7%. Хотя можно проследить очень слабую тенденцию улучшения отношения к оппозиции в группах с более высоким достатком, говорить о ней, как о каком-либо значимом политическом факторе, явно преждевременно. <…>
Утверждение, согласно которому «каждый человек должен иметь право отстаивать свое мнение даже в том случае, если большинство придерживается иного мнения», также связано с важной «парадной» нормой демократического общества, защищающей право индивида на собственное мнение. Практически все опрошенные (96%) с ним в той или иной степени согласны, причем 66% выражают безусловное согласие, и еще 30% – частичное согласие. Как показал опрос, интересуются политикой или даже участвуют в каких-либо политических акциях около четверти населения (27%). Еще 35% - изредка обсуждают вопросы политики, но внимательно за ней не следят. А 38% вообще не интересуются политикой.
При этом наиболее политически активной группой общества являются пенсионеры, люди старших возрастных групп. Это касается и личного участия в политических акциях, митингах и демонстрациях (2%), и внимательного интереса к политике (34%). По контрасту с активными пенсионерами, группа «молодых бедных» и «молодых нуждающихся» выглядит, напротив, наиболее пассивной и неполитизированной. Ни один из опрошенных молодых бедных не принимал личного участия в политических акциях (в группе молодежи из числа балансирующих на грани бедности эта цифра составляет 1%). Внимательно следят за политикой 13% бедных и 10% балансирующих на грани бедности россиян. А совсем не интересуются политикой в этих группах 58% и 52%, соответственно. На фоне активных малоимущих пенсионеров и пассивных молодых малоимущих, остальные слои общества приближаются к среднестатистическим показателям. Среди них 1% лично участвовали в политических акциях, 20% внимательно следят за политикой, 37% - изредка обсуждают вопросы политики в компании друзей и товарищей по работе, а 34% совсем не интересуются политикой. <…>
Одно из противоречий российской политической жизни в “путинскую эпоху” – это сочетание огромных разрывов между богатыми и бедными и отсутствие (или слабой выраженности) политического самосознания этих социальных слоев. Почти все основные социальные группы общества солидарны в том, что именно противоречия между богатыми и бедными являются наиболее острыми в современной России. Так считают 43% всех опрошенных, в том числе 49% лиц пенсионного возраста, 47% молодых бедных, 44% нуждающихся, 40% собственно малообеспеченных, и 35% представителей благополучных слоев российского общества. Лишь среди относительно благополучных слоев указанное противоречие не воспринимается как самое главное – на первое место, правда, с относительно небольшим отрывом, вышло противоречие между русскими и нерусскими (39%). Данное противоречие (между русскими и нерусскими) занимает во всех других слоях второе место, но его значимость возрастает с ростом уровня жизни (от 29%-30% у пенсионеров и молодых бедных до 39% у благополучных россиян).
Что касается других социальных противоречий, то противоречия между молодежью и пожилыми наиболее остро воспринимаются в старших возрастных группах – 17% выделяют его в качестве одного из важнейших при общей по всем опрошенным цифре в 13%.  Другие противоречия, среди которых наиболее значимые – это противоречия между чиновниками и гражданами (29% опрошенных) и противоречия между олигархами и остальным обществом (24% опрошенных), примерно одинаково воспринимаются в группах с различным уровнем материального достатка.
Следует отметить, что в самом начале «путинской эпохи» противоречия, связанные с негативным восприятием олигархов, занимали более высокие позиции, чем противоречия, связанные с деятельностью чиновников. Сегодня же негативное отношение к российскому чиновничеству стало превышать уровень возмущения деятельностью олигархов, отношение к которым остается тем не менее сугубо негативным. <…>
 
* * *
Как показало исследование, в жизненных установках россиян из различных социальных слоев обнаруживается больше сходства, чем различий. Это говорит о сохранении внутреннего мировоззренческого единства подавляющего большинства населения страны. <…>
Для большинства россиян в целом, не характерны такие ценности, как власть, известность, желание попасть в «статусный» круг или иметь собственный бизнес. Однако динамика ценностей россиян за последние 15 лет говорит о том, что перечисленные ценности постепенно набирают все большее число сторонников, а такая базовая для подавляющего большинства россиян сфера их жизни, как работа, вполне в логике этих изменений, постепенно теряет свое значение важной формы самореализации и способа общения, приобретая все более инструментальный характер (способ заработка). <…>
Несмотря на огромные разрывы в уровне жизни и остроту противоречия между бедными и богатыми, у различных слоев российского общества лишь в незначительной степени присутствует социальная солидарность, осознание собственных групповых интересов, политические установки, ориентированные на решение своих групповых социальных проблем. <…>
 


Читайте также на нашем сайте: 
  
 
 


Опубликовано на портале 20/03/2009



Мнения авторов статей могут не совпадать с мнением редакции

[ Главная ] [ Карта портала ] [ Поиск ] [ Наши авторы ] [ Новости Центра ] [ Журнал ]
Все права защищены © "Перспективы", "Фонд исторической перспективы", авторы материалов, 2011, если не обозначено иное.
При частичной или полной перепечатке материалов ссылка на портал "Перспективы" обязательна.
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № №ФС77-61061 от 5 марта 2015 г.

Яндекс.Метрика